Григорович Юрий Николаевич
Григоро́вич Ю́рий Никола́евич (род. 2.1.1927, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российский артист балета, хореограф, народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986), заслуженный деятель Казахстана (1995), народный артист Республики Башкортостан (1996).
Мать – К. А. Григорович (Розай), училась в Ленинградском хореографическом училище (ЛХУ), дядя – танцовщик Г. А. Розай.
В 1946 г. окончил ЛХУ (педагоги Б. В. Шавров, А. А. Писарев), в 1965 г. – актёрский факультет ГИТИСа. В 1946–1964 гг. (фактически до 1961) в штате Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ГАТОБ), где был одним из ведущих гротесковых танцовщиков своего поколения (Нурали – «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, Ретиарий – «Спартак» А. И. Хачатуряна, и др.).
Как хореограф начал работать в самодеятельной балетной студии ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького в конце 1940-х гг. В 1961–1964 гг. балетмейстер ГАТОБ. Новым словом в отечественном хореографическом искусстве стали уже первые постановки – «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (1957) и «Легенда о любви» А. Меликова (1961). Опираясь на опыт многоактного сюжетного балетного спектакля 19 в., противопоставил господствовавшему с 1930-х гг. стилю хореодрамы (т. н. драмбалету с его развитием действия преимущественно через пантомиму и пластику) спектакли, чьим главным средством выразительности являлся классический танец с развёрнутыми хореографическими композициями, берущими начало в гран-па и па д’аксьон А. Сен-Леона и М. И. Петипа. При этом классический танец получил новую форму, сочетавшую новейшие достижения виртуозности балета и акробатики. Спектакли Григоровича создавались в теснейшем сотрудничестве с такими мастерами, как А. Я. Шелест, И. Б Зубковская, О. Н. Моисеева, Б. Я. Брегвадзе, и выдвинули новое поколение исполнителей, определившее облик ленинградского балета середины 20 в. В их числе: И. А. Колпакова, А. Е. Осипенко, А. И. Грибов, Ю. В. Соловьёв, А. В. Гридин. Первые спектакли создавались в союзе с художником С. Б. Вирсаладзе, который на несколько десятилетий стал соавтором хореографа, сформулировавшим эстетические принципы балетного театра Григоровича – метафоричного и при этом лаконичного, строгого, ясного по форме. «Каменный цветок» и «Легенда о любви» вызвали оживлённые дискуссии в балетном мире. Хореографа приглашали перенести постановки во многие театры СССР и мира. В 1959 г. дебютировал в Большом театре постановкой балета «Каменный цветок». В 1965 г. поставил там же «Легенду о любви».
В 1964–1988 гг. главный балетмейстер, в 1988–1995 гг. художественный руководитель балетной труппы, с 2008 г. балетмейстер Большого театра. Среди постановок: «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1966), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968; Ленинская премия, 1970), «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (1975), «Ангара» А. Я. Эшпая (1976; Государственная премия СССР, 1977), «Золотой век» Д. Д. Шостаковича (1982), а также авторские редакции балетов: «Спящая красавица» (1963, 1973, 2011) и «Лебединое озеро» (1969, 2001) Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова (1984, 2003), «Жизель» (1987) и «Корсар» (1994) А. Адана, «Баядерка» (1991) и «Дон Кихот» Л. Минкуса (1994). В 1979 г. перенёс на сцену Большого театра поставленный им за год до этого в Парижской опере балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева (возобновление в 2010).
Эти спектакли определили стиль балета ГАБТа 2-й половины 20 в. – заострённо-драматичный, внешне эффектный, подчёркнуто виртуозный, отказавшийся от детализации, пластической выразительности, характерности в пользу масштабности и атлетичности. Мужской танец впервые оказался на равных с женским.
Первоначально Ю. Н. Григорович активно занимал в своих спектаклях признанных мастеров: М. М. Плисецкую, М. В. Кондратьеву, Н. В. Тимофееву, С. Д. Адырхаеву, Н. Б. Фадеечева. В то же время всё чаще доверял ведущие партии юным исполнителям, которые в его репертуаре выросли в уникальных артистов. Среди них: В. В. Васильев, М. Э. Лиепа, М. Л. Лавровский, Ю. К. Владимиров, В. П. Тихонов, Б. Б. Акимов, М. Л. Цивин, А. Ю. Богатырёв, В. М. Гордеев, А. Б. Годунов, И. Д. Мухамедов, А. Н. Фадеечев, А. М. Лиепа, Г. Л. Таранда, Н. М. Цискаридзе, Е. С. Максимова, Н. И. Бессмертнова, Н. И. Сорокина, Т. Н. Голикова, Л. И. Семеняка, Н. В. Павлова, Н. Г. Ананиашвили.
Под руководством Григоровича балет Большого театра утвердился в статусе одной из ведущих трупп в мире, а сам хореограф вошёл в круг самых значительных деятелей культуры середины 20 в.
В 1991 г. основал и до 1994 г. возглавлял молодёжную труппу «Большой театр – студия Юрия Григоровича» («Юрий Григорович балет»), для которой поставил балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля (1993), восстановил свои версии классики («Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др.).
В 1996 г. стоял у истоков первого академического балетного коллектива на Кубани, возглавив Краснодарский театр балета (ныне Театр балета Юрия Григоровича; см. Краснодарское творческое объединение «Премьера»). В репертуаре труппы – авторские балеты хореографа и классика в его редакциях: сюита из балета «Золотой век» Шостаковича (1996), «Жизель» Адана (1996), «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского (оба – 1997), «Раймонда» Глазунова (1998), «Дон Кихот» Минкуса (1999), «Спартак» Хачатуряна (2000), «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Спящая красавица» Чайковского (оба – 2000), «Тщетная предосторожность» Гертеля и «Золотой век» Шостаковича (оба – 2002), «Баядерка» Минкуса (2003), «Каменный цветок» Прокофьева (2004), «Корсар» Адана (2005), «Легенда о любви» Меликова (2006), «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (2006), а также созданная специально для труппы редакция балета «Коппелия» Л. Делиба (2013).
На протяжении многих лет Ю. Н. Григорович сотрудничал с Башкирским театром оперы и балета, в репертуар которого в его постановке вошли балеты: «Тщетная предосторожность» Гертеля (1993, совместно с А. А. Меланьиным), «Щелкунчик» Чайковского и «Дон Кихот» Минкуса (оба – 1995), «Лебединое озеро» Чайковского (1998), «Корсар» Адана (2012), «Спартак» Хачатуряна (2013), «Легенда о любви» Меликова (2016); с Театром оперы и балета Республики Саха (Якутия): «Лебединое озеро» (1999), «Ромео и Джульетта» (2004), «Спартак» (2016); с Красноярским театром оперы и балета: «Спартак» Хачатуряна (2007), «Каменный цветок» Прокофьева (2012), «Раймонда» Глазунова (2018). В Екатеринбургском театре оперы и балета в 1997 г. восстановил балет «Легенда о любви» Меликова, в театре «Кремлёвский балет» (Москва) – балеты «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1999), «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (2001), «Корсар» Адана (2007), в Московском Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко – «Каменный цветок» Прокофьева (2008), в МГАХ – балет «Тщетная предосторожность» Гертеля (2009).
Восстанавливал свои версии классики в зарубежных балетных компаниях, среди которых: Парижская опера, Баварский балет, Королевский балет Фландрии, Корейский национальный балет, варшавский «Театр Вельки», «Астана Опера».
В 1974–1988 гг. профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории. С 1988 г. заведующий кафедрой хореографии Московского хореографического института.
В 1975–1985 гг. основатель и президент комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО. С 1989 г. президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. С 1992 г. президент фестиваля «Benois de la Danse». С 2006 г. президент Международной федерации балетных конкурсов.
Председатель жюри Международного конкурса артистов балета в Москве (с 1973), Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира» (Сочи, с 2006). 11 раз возглавлял жюри Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария), неоднократно – жюри Международных конкурсов имени Рудольфа Нуреева в Будапеште, «Фуэте Артека» в Ялте и др.
В 2022 г. XIV Международный конкурс артистов балета в Москве был посвящён 95-летию Ю. Н. Григоровича.
Творчеству Ю. Н. Григоровича посвящены документальные фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце» (1978), «Балет от первого лица» (1986), «Юрий Григорович. Юрий Грозный» (2017), «Юрий Григорович. Великий деспот» (2017) и др.
Государственная премия Узбекской ССР (1983). Государственная премия СССР за создание художественно-спортивных программ 12-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1985). Государственная премия РФ в области литературы и искусства (за 2016, вручена в 2017).
Премия правительства РФ в области культуры (за 2011, вручена в 2012).
Приз Сергея Дягилева Парижской академии танца (1969). Почётный приз Французской академии танца (1972). Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Маг танца» (2001). Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2003). Премия Леонида Мясина «Приз Позитано» в номинации «За выдающиеся заслуги» (2013, Италия). Международная премия Станиславского (2015, Москва).
Награждён орденами: Ленина (1976, 1986), Октябрьской Революции (1981), «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (2002), 2-й степени (2007), 1-й степени (2011), «За заслуги» 3-й степени (2004, Украина), «Достык» 2-й степени (2005, Казахстан), Франциска Скорины (2007, Белоруссия), Почёта (2009, Армения), Святого апостола Андрея Первозванного (2017).
Почётный гражданин Кубани (2003). Награждён медалью «Герой труда Кубани» (2003).
Жена – Наталия Игоревна Бессмертнова.