Хореографы

Григорович Юрий Николаевич

Григоро́вич Ю́рий Никола́евич (род. 2.1.1927, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российский артист балета, хореограф, народный артист СССР (1973), (1986), заслуженный деятель Казахстана (1995), народный артист Республики Башкортостан (1996).

Мать – К. А. Григорович (Розай), училась в (ЛХУ), дядя – танцовщик .

В 1946 г. окончил ЛХУ (педагоги , А. А. Писарев), в 1965 г. – актёрский факультет . В 1946–1964 гг. (фактически до 1961) в штате (ГАТОБ), где был одним из ведущих гротесковых танцовщиков своего поколения (Нурали – «Бахчисарайский фонтан» , Ретиарий – «Спартак» , и др.).

Как хореограф начал работать в самодеятельной балетной студии ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького в конце 1940-х гг. В 1961–1964 гг. балетмейстер ГАТОБ. Новым словом в отечественном хореографическом искусстве стали уже первые постановки – «Каменный цветок» (1957) и «Легенда о любви» (1961). Опираясь на опыт многоактного сюжетного балетного спектакля 19 в., противопоставил господствовавшему с 1930-х гг. стилю (т. н. с его развитием действия преимущественно через пантомиму и пластику) спектакли, чьим главным средством выразительности являлся с развёрнутыми хореографическими композициями, берущими начало в и и . При этом классический танец получил новую форму, сочетавшую новейшие достижения виртуозности балета и . Спектакли Григоровича создавались в теснейшем сотрудничестве с такими мастерами, как , , , , и выдвинули новое поколение исполнителей, определившее облик ленинградского балета середины 20 в. В их числе: , , , , . Первые спектакли создавались в союзе с художником , который на несколько десятилетий стал соавтором хореографа, сформулировавшим эстетические принципы балетного театра Григоровича – метафоричного и при этом лаконичного, строгого, ясного по форме. «Каменный цветок» и «Легенда о любви» вызвали оживлённые дискуссии в балетном мире. Хореографа приглашали перенести постановки во многие театры СССР и мира. В 1959 г. дебютировал в постановкой балета «Каменный цветок». В 1965 г. поставил там же «Легенду о любви».

В 1964–1988 гг. главный балетмейстер, в 1988–1995 гг. художественный руководитель балетной труппы, с 2008 г. балетмейстер Большого театра. Среди постановок: (1966), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968; , 1970), «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (1975), «Ангара» (1976; , 1977), «Золотой век» (1982), а также авторские редакции балетов: (1963, 1973, 2011) и (1969, 2001) Чайковского, (1984, 2003), (1987) и «Корсар» (1994) , «Баядерка» (1991) и «Дон Кихот» (1994). В 1979 г. перенёс на сцену Большого театра поставленный им за год до этого в балет Прокофьева (возобновление в 2010).

Эти спектакли определили стиль балета ГАБТа 2-й половины 20 в. – заострённо-драматичный, внешне эффектный, подчёркнуто виртуозный, отказавшийся от детализации, пластической выразительности, характерности в пользу масштабности и атлетичности. Мужской танец впервые оказался на равных с женским.

Первоначально Ю. Н. Григорович активно занимал в своих спектаклях признанных мастеров: , , , , . В то же время всё чаще доверял ведущие партии юным исполнителям, которые в его репертуаре выросли в уникальных артистов. Среди них: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

Под руководством Григоровича балет Большого театра утвердился в статусе одной из ведущих трупп в мире, а сам хореограф вошёл в круг самых значительных деятелей культуры середины 20 в.

В 1991 г. основал и до 1994 г. возглавлял молодёжную труппу «Большой театр – студия Юрия Григоровича» («Юрий Григорович балет»), для которой поставил балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля (1993), восстановил свои версии классики («Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др.).

В 1996 г. стоял у истоков первого академического балетного коллектива на Кубани, возглавив Краснодарский театр балета (ныне Театр балета Юрия Григоровича; см. ). В репертуаре труппы – авторские балеты хореографа и классика в его редакциях: сюита из балета «Золотой век» Шостаковича (1996), «Жизель» Адана (1996), «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского (оба – 1997), «Раймонда» Глазунова (1998), «Дон Кихот» Минкуса (1999), «Спартак» Хачатуряна (2000), «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Спящая красавица» Чайковского (оба – 2000), «Тщетная предосторожность» Гертеля и «Золотой век» Шостаковича (оба – 2002), «Баядерка» Минкуса (2003), «Каменный цветок» Прокофьева (2004), «Корсар» Адана (2005), «Легенда о любви» Меликова (2006), «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (2006), а также созданная специально для труппы редакция балета (2013).

На протяжении многих лет Ю. Н. Григорович сотрудничал с , в репертуар которого в его постановке вошли балеты: «Тщетная предосторожность» Гертеля (1993, совместно с А. А. Меланьиным), «Щелкунчик» Чайковского и «Дон Кихот» Минкуса (оба – 1995), «Лебединое озеро» Чайковского (1998), «Корсар» Адана (2012), «Спартак» Хачатуряна (2013), «Легенда о любви» Меликова (2016); с : «Лебединое озеро» (1999), «Ромео и Джульетта» (2004), «Спартак» (2016); с : «Спартак» Хачатуряна (2007), «Каменный цветок» Прокофьева (2012), «Раймонда» Глазунова (2018). В в 1997 г. восстановил балет «Легенда о любви» Меликова, в театре (Москва) – балеты «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1999), «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (2001), «Корсар» Адана (2007), в – «Каменный цветок» Прокофьева (2008), в – балет «Тщетная предосторожность» Гертеля (2009).

Восстанавливал свои версии классики в зарубежных балетных компаниях, среди которых: Парижская опера, Баварский балет, Королевский балет Фландрии, Корейский национальный балет, варшавский , .

В 1974–1988 гг. профессор балетмейстерского отделения . С 1988 г. заведующий кафедрой хореографии .

В 1975–1985 гг. основатель и президент комитета танца Международного института театра при . С 1989 г. президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. С 1992 г. президент фестиваля . С 2006 г. президент Международной федерации балетных конкурсов.

Председатель жюри (с 1973), Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира» (Сочи, с 2006). 11 раз возглавлял жюри Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария), неоднократно – жюри Международных конкурсов имени Рудольфа Нуреева в Будапеште, «Фуэте Артека» в Ялте и др.

В 2022 г. XIV Международный конкурс артистов балета в Москве был посвящён 95-летию Ю. Н. Григоровича.

Творчеству Ю. Н. Григоровича посвящены документальные фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце» (1978), «Балет от первого лица» (1986), «Юрий Григорович. Юрий Грозный» (2017), «Юрий Григорович. Великий деспот» (2017) и др.

Государственная премия Узбекской ССР (1983). за создание художественно-спортивных программ 12-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1985). (за 2016, вручена в 2017).

Премия правительства РФ в области культуры (за 2011, вручена в 2012).

Приз Сергея Дягилева Парижской академии танца (1969). Почётный приз Французской академии танца (1972). Приз журнала в номинации «Маг танца» (2001). Российская национальная театральная премия в номинации «За честь и достоинство» (2003). Премия Леонида Мясина «Приз Позитано» в номинации «За выдающиеся заслуги» (2013, Италия). Международная премия Станиславского (2015, Москва).

Награждён орденами: (1976, 1986), (1981), 3-й степени (2002), 2-й степени (2007), 1-й степени (2011), «За заслуги» 3-й степени (2004, Украина), «Достык» 2-й степени (2005, Казахстан), Франциска Скорины (2007, Белоруссия), Почёта (2009, Армения), Святого апостола Андрея Первозванного (2017).

Почётный гражданин Кубани (2003). Награждён медалью «Герой труда Кубани» (2003).

Жена – Наталия Игоревна Бессмертнова.

  • Выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой
  • Российские балетмейстеры 20 века
  • Российские хореографы середины 20 века
  • Театральные деятели – лауреаты Государственной премии СССР
  • Театральные деятели – народные артисты СССР
  • Хореографы – приверженцы балетной драмы