Пашкевич Василий Алексеевич
Пашке́вич Васи́лий Алексе́евич [1740-е гг. – 9(20).3.1797, Санкт-Петербург], российский композитор, скрипач, певец, дирижёр.
Биография
Биографические сведения скудны. Предположительно с 1756 г. придворный музыкант в Санкт-Петербурге, с 1763 г. скрипач оркестра бальной музыки. В 1773–1774 гг. учитель пения в Академии художеств. Как композитор стал известен после постановки своей первой комической оперы «Несчастье от кареты» в 1779 г. (Эрмитажный театр), в которой выступил и как актёр. Эта опера в том же году с успехом была поставлена в Вольном российском театре К. Книппера в Санкт-Петербурге. Вскоре В. А. Пашкевич написал для театра Книппера комические оперы «Скупой» (поставлена около 1780), «Тунисский паша» (не сохранилась, поставлена в 1782; вероятно, представляет собой парафраз одноимённой комической оперы «Der Bassa von Tunis» Ф. А. Холли, 1774), «Как проживёшь, так и прослывёшь, или Санктпетербургский гостиный двор» (1-я редакция, поставлена в 1782).
В 1780-х гг. В. А. Пашкевич сделал блестящую карьеру придворного музыканта, сочинял музыку к торжественным мероприятиям, назначен «большим певчим» Придворной певческой капеллы, с 1783 г. (недолго) служил скрипачом Первого придворного оркестра, в том же году получил звание камер-музыканта, затем вернулся в оркестр бальной музыки в качестве капельмейстера, в 1789 г. получил чин коллежского асессора. В середине 1780-х гг. привлечён Екатериной II к созданию «российской оперы» в придворном варианте, сочинил музыку к трём представлениям на либретто императрицы (все поставлены в Эрмитажном театре): опера «Февей» (поставлена в 1786), «историческое представление» «Начальное управление Олега» (в соавторстве с К. Каноббио и Дж. Сарти, поставлена в 1790, в 1791 издана партитура) и опера «Федул с детьми» (в соавторстве с В. Мартин-и-Солером, поставлена в 1791). В 1792 г. на придворной сцене (в Эрмитаже) состоялась постановка оперы «Санктпетербургский гостиный двор» во 2-й редакции.
В 1789 г. получил чин коллежского советника. В последние годы жизни служил в Придворной певческой капелле в качестве учителя малолетних певчих. После смерти Екатерины II в 1796 г. уволен в отставку без назначения пенсии.
Творчество
Один из крупнейших отечественных композиторов 18 в., наряду с Е. И. Фоминым и Д. С. Бортнянским; основоположник русской комической оперы. Оперы «Несчастье от кареты» (на текст Я. Б. Княжнина), «Скупой» (на текст Княжнина, по мотивам одноимённой комедии Мольера) и «Санктпетербургский гостиный двор» (на текст М. А. Матинского) написаны на удачные в литературном и драматическом отношении либретто; музыка усиливает выразительность текста и оказывается неотъемлемой частью общей драматургии. Монолог Скрягина из «Скупого» – одно из высших достижений мировой оперной драматургии 18 в.
Лучшим, новаторским сочинением Пашкевича исследователи считают оперу «Санктпетербургский гостиный двор» (музыка 1-й редакции не сохранилась, но в значительной части вошла во 2-ю редакцию): в ней отсутствует любовная интрига, впервые на оперной сцене показан русский купеческий быт, участвует нетипично большое количество персонажей (более 20, не считая артистов хора), среди музыкальных номеров преобладают ансамбли, использованы тональные связи между частями; уникален для своего времени секстет, построенный на выкриках торговцев, расхваливающих свой товар.
Оперы Пашкевича пользовались большой популярностью у современников и шли на сценах многих городов России до середины 19 в., в том числе в Большом театре. В 1896 г. на сцене Большого театра состоялась новая постановка оперы «Федул с детьми» по случаю 100-летия кончины Екатерины II (дирижёр И. К. Альтани, режиссёр В. В. Стерлигов).
В. А. Пашкевич – автор Литургии («Обедни»), духовных концертов (не сохранились; в 2018 обнаружен комплект голосов концерта «Приидите, возрадуемся Господеви»; с привлечением других источников концерт был реконструирован) и других сочинений.
Сценическая судьба опер. Записи
В 1974 г. состоялась постановка оперы «Скупой» в Московском камерном музыкальном театре (ныне Камерная сцена имени Б. А. Покровского в составе Большого театра; дирижёр В. И. Агронский, режиссёр Б. А. Покровский). В 2010 г. опера была поставлена в Иркутском музыкальном театре имени Н. М. Загурского (дирижёр С. Г. Царегородцев, режиссёр Г. Анпилогова).
Фрагменты из музыки к пьесе «Начальное управление Олега» и из оперы «Санктпетербургский гостиный двор» записал дирижёр В. М. Есипов (Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, Республиканская русская хоровая капелла под управлением А. А. Юрлова). Инструментальные номера из оперы «Февей» записаны Камерным ансамблем Владимирской филармонии под управлением В. Корначёва (1983); фрагменты из опер «Февей» и «Федул с детьми» – ансамблем «Барокко» под управлением И. В. Попкова (2003).