Горский Александр Алексеевич
Го́рский Алекса́ндр Алексе́евич [6(18).8.1871, Санкт-Петербург – 20.10.1924, Москва], российский артист балета, хореограф, педагог, заслуженный артист императорских театров (1915).
В 1889 г. окончил Санкт-Петербургское театральное училище (педагоги П. К. Карсавин, М. И. Петипа) и поступил в Мариинский театр (работал до 1900). Исполнял сольные партии классического, гротескового и характерного плана: Сатир, Арлекин («Времена года», «Испытание Дамиса» А. К. Глазунова), китайский танец («Щелкунчик» П. И. Чайковского).
В 1899 г. поставил первый балет – «Клоринда – царица горных фей» на сборную музыку для Санкт-Петербургского театрального училища.
Был командирован в Москву для возобновления на сцене Большого театра балетов М. И. Петипа: «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1899), «Раймонда» А. К. Глазунова (1900).
С 1901 г. режиссёр балета, в 1902–1924 гг. балетмейстер Большого театра. При нём труппа, ранее считавшаяся второразрядной, почти сравнялась по значению с петербургской. Инициатор реформ, Горский стремился преодолеть условности академического балета 19 в. Отказался от буквального копирования петербургских постановок Петипа; творчески переделывая их, опирался на собственные идеи, сформировавшиеся под влиянием Московского Художественного театра и художников «Мира искусства». Добивался логики и стройности сюжета, точности национального и исторического колорита, привлёк к работе в Большом театре К. А. Коровина, А. Я. Головина. Значительным явлением стала их московская постановка балета «Дон Кихот» Л. Минкуса (1900). Горский режиссировал ансамбли, заменяя отвлечённые кордебалетные построения танцами, оправданными действием; обогащал танцы солистов новыми комбинациями и движениями, в частности в стиле А. Дункан. Многократно обращался к балетам «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Коппелия» Л. Делиба, «Лебединое озеро» Чайковского, «Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи, «Жизель» А. Адана.
Среди постановок: «Дочь Гудулы» А. Ю. Симона (1902, по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»), «Дочь фараона» Ч. Пуньи (1905), «Корсар» А. Адана и др. (1912), «Саламбо» А. Ф. Арендса (1910, по одноимённому роману Г. Флобера), «Баядерка» Л. Минкуса (1917); одноактные балеты – «Любовь быстра!» на музыку Э. Грига (1913), «Евника и Петроний» на музыку Ф. Шопена (1915).
А. А. Горский впервые осуществил опыт балетной постановки симфонии («5-я симфония» А. К. Глазунова, 1916).
В то же время в балетах Горского танец, подчинённый логике поступков и ситуаций, порой утрачивал обобщающие свойства. В Большом театре к его новшествам относились неоднозначно. После 1917 г. большинство сторонников Горского оказались за границей, в театре усилилось влияние противников экспериментаторства. Горский стремился помогать молодым (в том числе К. Я. Голейзовскому), безрезультатно пытаясь открыть им доступ в Большой театр. Осуществлял постановки на других сценах («En blanc» на музыку П. И. Чайковского, 1918, театр летнего сада «Аквариум»). Продолжал ставить в Большом театре новые, отличающиеся от канонических, редакции «Жизели» (1922) с потерявшим классическую строгость 2-м актом, а также «Лебединого озера» (1920), где партии Одетты и Одиллии были разделены, чтобы резко противопоставить друг другу положительных и отрицательных героев.
Осуществил ряд оригинальных постановок: «Стенька Разин» на музыку А. К. Глазунова (1918), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1919), «Вечно живые цветы» на музыку Б. В. Асафьева (1922).
Новаторские поиски А. А. Горского в дальнейшем были использованы в практике балетного театра.
В 1896–1900 гг. преподавал в Санкт-Петербургском театральном училище, с 1902 г. – в Москве. Среди учеников: Л. Ф. Мясин, А. М. Мессерер, М. М. Габович, А. И. Абрамова, Л. М. Банк.