Берг Альбан
Берг А́льбан (Alban Berg) (9.2.1885, Вена – 24.12.1935, там же), австрийский композитор.
Представитель новой венской школы и музыкального экспрессионизма. Родился в семье коммерсанта. Начал сочинять в 16 лет (песни на тексты немецких романтиков и современных поэтов следовали традициям вокальной лирики Ф. Шуберта, И. Брамса и Х. Вольфа). В 1904–1910 гг. изучал музыкально-теоретические дисциплины и композицию под руководством А. Шёнберга, который стал его единственным учителем и основным авторитетом в музыке. В 1911–1915 гг. работал корректором в венском издательстве Universal Edition, помогал Шёнбергу (делал для него аранжировки и переложения, составлял путеводители к его сочинениям и т. п.).
Ранние сочинения А. Берга обнаруживают сильное влияние стиля и техники учителя (прежде всего, «развивающая вариация»: максимум развития из минимума тематического материала). Однако уже в фортепианной сонате op. 1 формируются черты собственного стиля Берга, в том числе характерный «берговский тон», сочетающий эмоциональную экзальтацию с ностальгической мечтательностью. Выход за пределы мажорно-минорной тональности впервые отмечается в «Четырёх песнях» ор. 2 на слова Ф. Хеббеля и А. Момберта (1910). Первое стилистически индивидуальное сочинение Берга – «5 песен на тексты к почтовым открыткам П. Альтенберга» op. 4. Воспринятые как эпатаж и провокация, они принесли автору неожиданную популярность. Венская премьера (31 марта 1913), сопровождавшаяся общественными беспорядками и вызовом полиции, вошла в историю как один из самых громких музыкальных скандалов 20 в. Шёнберг критически отзывался о новейших опусах своего ученика (хотя и дирижировал ими), что подрывало веру Берга в собственное композиторское призвание.
Под впечатлением от постановки пьесы Г. Бюхнера «Войцек» (1914) А. Берг начал писать оперу (под названием «Воццек»), работу над которой прервала 1-я мировая война. Отслужив в армии, с 1919 г. сотрудничал в венском журнале Anbruch, в 1918–1921 гг. работал в руководимом А. Шёнбергом Обществе закрытых музыкальных исполнений, где отвечал за репетиционный процесс и составление репертуара. Успешная премьера «Воццека» (Берлин, 14 декабря 1925) осуществилась благодаря активному участию немецкого дирижёра Э. Клайбера. При жизни Берга опера неоднократно ставилась в театрах Германии (до 1933), в Европе (в Праге, Вене, Амстердаме, Цюрихе) и в США (впервые в Филадельфии в 1931). Премьера «Воццека» на русской сцене состоялась в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в 1927 г., в присутствии композитора (первый и единственный визит Берга в СССР).
В последующих сочинениях – Камерном концерте для фортепиано и скрипки в сопровождении 13 духовых инструментов (1925) и Лирической сюите для струнного квартета (1926, тайная программа содержит драматическую историю любви автора к Х. Фукс-Робеттин) – композитор всё более последовательно придерживался додекафонии. При этом он придал шёнберговскому методу большую свободу; например, в серии А. Берга нередки терцовые ряды, которые включают «тональные» слуховые ассоциации, встречаются и прямые цитаты из мажорно-минорной музыки. Внемузыкальные символы стали неотъемлемой частью композиционного замысла; они реализованы посредством буквенных шифров, числовых закономерностей, зеркально-симметричных форм и цитат (монограммы А. Шёнберга, самого Берга и его близкого друга А. фон Веберна; структурно выраженная идея троичности в Камерном концерте; цитаты из сочинений А. фон Цемлинского и Р. Вагнера в Лирической сюите).
В 1928–1935 гг. А. Берг работал над оперой «Лулу» по драмам Ф. Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры». Помимо того, в последние годы были написаны концертная ария «Вино» на стихи Ш. Бодлера (1929) и Концерт для скрипки с оркестром (1935). Посвящённый «памяти ангела» (М. Гропиус, рано умершей дочери А. Малер), концерт был впервые исполнен только в 1936 г., после смерти Берга, и воcпринимался как реквием по композитору. Берг полностью сочинил музыку к опере «Лулу», но не закончил инструментовку (премьера 2 актов состоялась в 1937 в Цюрихе). Эстетическая концепция оперы, в центре которой находится фигура притягательной и порочной «роковой женщины», восходит к эпохе венского декаданса. Драматургия «Лулу», основанная на гибко трактованном принципе симметрии, воплощённом в идее парных ролей и разветвлённой системе реминисценций, проявляет себя без искажений лишь в полной 3-актной её версии (осуществлению которой препятствовала Хелен Берг, вдова композитора; премьера в редакции Ф. Церхи состоялась в 1979 в Париже под руководством П. Булеза).