Нежданова Антонина Васильевна
Нежда́нова Антони́на Васи́льевна [4(16).6.1873, деревня Кривая Балка Херсонской губернии, Российская империя, ныне в черте Одессы, Украина – 26.6.1950, Москва; похоронена на Новодевичьем кладбище], российская певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог, заслуженная артистка Императорских театров (1912), народная артистка СССР (1936), Герой Труда (1925). Доктор искусствоведения (1944). Одна из виднейших представительниц искусства бельканто.
Биография
Родилась в семье народных учителей Василия Павловича Нежданова (1851–1890) и Марии Николаевны Неждановой (урождённая Филонова; 1848–1924). Первоначальное музыкальное воспитание получила от отца, который преподавал хоровое пение в школе, руководил любительскими хорами, играл на скрипке. С 7 лет пела в церковном хоре. По окончании начального училища в деревне Кривая Балка (1882) поступила в одесскую Мариинскую женскую гимназию (1883) и поселилась в Одессе у родственников. В 1884 г. в Одессу переехала семья Неждановых в связи с переводом отца на место заведующего Михайловским народным училищем. С ноября 1885 г. по начало 1886 г. занималась игрой на фортепиано в музыкальных классах при Императорском Русском музыкальном обществе (ныне Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой). В 1886 г. переведена в одесскую 2-ю городскую женскую гимназию (в 4-й класс), по окончании которой (1891) преподавала русский и немецкий языки в Одесском городском девичьем училище.
Посещала спектакли итальянской оперной труппы в одесском Городском театре, слушала гастролёров: Л. Тетраццини, О. Боронат, А. Мазини-Пьералли, Дж. Ансельми, А. Броджи, А. Арамбуро, М. Баттистини, А. Скотти, Титта Руффо и др. Брала уроки пения у С. Г. Рубинштейн (сестры А. Г. Рубинштейна). Зимой 1891/1892 г. выступала на музыкальных вечерах Одесского военного собрания. Сильное впечатление на Нежданову произвели гастроли в Одессе русской оперной труппы в 1899 г. Увидев впервые на сцене русские оперы («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Демон» А. Г. Рубинштейна) и ряд зарубежных опер, исполнявшихся на русском языке, с участием Н. Н. Фигнера и М. И. Фигнер, Л. Г. Яковлева, Л. М. Сибирякова, А. М. Давыдова и др., Нежданова «стала мечтать о сцене, о театре», о серьёзных занятиях пением (Антонина Васильевна Нежданова. 1967. С. 38).
В 1899–1902 гг. обучалась в Московской консерватории (класс У. А. Мазетти, окончила с малой золотой медалью). Выступала в ученических спектаклях консерватории на сцене московского Большого театра в партиях Миссис Форд («Виндзорские проказницы» О. Николаи, 1900) и Констанцы («Похищение из сераля» В. А. Моцарта, 1902). Ещё учась в консерватории, обратила на себя внимание московской музыкальной общественности; пианистка М. С. Неменова-Лунц приводила слова А. Н. Скрябина, с восхищением слушавшего экзаменационное выступление Неждановой в 1902 г.: «Какое совершенное пение, какой красоты голос! Какая чистота и точность интонации! Естественность, лёгкость, никакой форсировки, музыкальная выразительность, теплота – вот это можно назвать "художественным пением"» (цит. по: Антонина Васильевна Нежданова. 1967. С. 412).
В 1902–1934 гг. солистка московского Большого театра (дебютировала в партии Антониды в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки). Антонина Нежданова в партии Антониды в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя». 1902.Исполненные здесь партии: Джильда («Риголетто» Дж. Верди), Людмила («Руслан и Людмила» Глинки), Герхильда («Валькирия» Р. Вагнера; все – 1902), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Джульетта, Маргарита («Ромео и Джульетта», «Фауст» Ш. Гуно), Маргарита Валуа («Гугеноты» Дж. Мейербера), Забава Путятишна («Добрыня Никитич» А. Т. Гречанинова, 1-я исполнительница), Лакме (одноимённая опера Л. Делиба), Птичка («Зигфрид» Вагнера), Лейла («Искатели жемчуга» Бизе, «Новый театр»; все – 1903), Прилепа («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Виолетта («Травиата» Верди; обе – 1904), Церлина («Фра-Дьяволо» Д.-Ф.-Э. Обера, 1905), Царица ночи («Волшебная флейта» Моцарта), Волхова («Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского; все – 1906), Снегурочка (одноимённая опера Римского-Корсакова, 1907/1908), Эльза («Лоэнгрин» Вагнера, 1908), Утрата («Зимняя сказка» К. Гольдмарка), Шемаханская царица («Золотой петушок» Римского-Корсакова; обе – 1909), Мими («Богема» Дж. Пуччини, 1911), Филина («Миньон» А. Тома, 1912), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини, 1913), Манон (одноимённая опера Ж. Массне, 1915), Марфа («Царская невеста» Римского-Корсакова), Герда («Оле из Нордланда» М. М. Ипполитова-Иванова, 1-я исполнительница; обе – 1916), Царевна Ненаглядная Краса («Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова), Иоланта (одноимённая опера Чайковского; обе – 1917), Царевна Лебедь («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, 1920), Ольга («Русалка» Даргомыжского, 1924, единственное выступление в юбилейном спектакле В. Р. Петрова), Парася («Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского, 1925), Нинетта («Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева, 1927).
Летом 1901 г. впервые посетила Италию вместе с У. Мазетти; впоследствии до 1914 г. регулярно приезжала в Италию в летние месяцы, занималась здесь у Мазетти. Выступала на оперных сценах Санкт-Петербурга (Мариинский театр, 1908, 1911, 1915, 1916; Народный дом, 1915, 1916), Киева (1910), Парижа (Парижская опера, 1912, пела в «Риголетто» Верди в ансамбле с Э. Карузо и Титта Руффо; встречалась здесь с Дж. Пуччини, П. Масканьи, А. Тосканини), Ташкента и Самарканда (1924), Свердловска (ныне Екатеринбург, 1929).
6 мая 1933 г. в Большом театре прошёл юбилейный вечер в честь 30-летия артистической деятельности А. В. Неждановой, на котором были исполнены 4-й акт «Царской невесты» Римского-Корсакова, 2-й и 3-й акты «Травиаты» Верди. Партнёрами Неждановой в «Царской невесте» выступили Н. А. Обухова (Любаша), Л. Ф. Савранский (Грязной), В. Р. Петров (Собакин), С. А. Красовский (Малюта Скуратов), В. В. Макарова-Шевченко (Дуняша). В «Травиате» все партии (включая второстепенные) исполнили выдающиеся артисты: Л. В. Собинов и И. С. Козловский (Альфред), С. И. Мигай и В. Р. Сливинский (Жермон), К. Г. Держинская (Флора), Е. К. Катульская (Аннина), Н. Н. Озеров (Гастон), Александр С. Пирогов (Барон Дюфоль), М. О. Рейзен (Доктор Гренвиль), В. Н. Лубенцов (Маркиз д'Обиньи), В. М. Политковский (Слуга Виолетты), Н. С. Ханаев (Слуга Флоры). Последнее выступление Неждановой на сцене Большого театра состоялось 25 апреля 1934 г. (1-й акт «Лоэнгрина» в юбилейном спектакле У. И. Авранека).
В 1936 г. (январь – май) преподавала в Оперной студии Большого театра, с декабря того же года по май 1941 г. и в 1943 г. – в Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского, в 1943–1945 и 1947–1950 гг. – в Московской консерватории на кафедре сольного пения (профессор с 1944). Среди её учеников: А. П. Выспрева, Л. О. Гриценко, Г. Г. Долидзе, В. А. Нечаев, А. П. Огнивцев, А. Ф. Сабадашев.
Вела активную музыкально-общественную деятельность. Входила в состав жюри всесоюзных конкурсов и смотров вокалистов (1935, 1938, 1943, 1949), принимала участие в работе музыкальных и театральных комиссий и советов (в том числе совета Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского, 1940; учёных советов Государственного центрального музея музыкальной культуры, 1948, Дома-музея П. И. Чайковского в Клину, 1949). Выступала с воспоминаниями на вечерах и по радио.
Характеристика творчества
Уже после дебюта А. В. Неждановой в Большом театре в 1902 г. критики отмечали её редкий по красоте и ровности голос (Антонина Васильевна Нежданова. 1967.С. 287). «Необычайная теплота и лёгкость, гибкость и подвижность её голоса, особый, ласкающий тембр звука, отточенно-чёткая техника и глубочайшая выразительность – всё это восхищало и поражало нас до глубины сердца», – вспоминала В. В. Барсова (Нежданова. 1967. С. 459).
Образы Антониды и Людмилы, созданные Неждановой в самом начале творческого пути, сразу же поставили её в ряд наиболее значительных исполнительниц партий в русских операх. В роли Антониды, как писал С. И. Мигай, многолетний партнёр певицы, «образ простой русской девушки был поднят Неждановой на необычайную высоту. Каждый звук этой партии был проникнут духом русского народного искусства» (Нежданова. 1967. С. 443). По свидетельству С. Н. Дурылина, каватина Антониды «В поле чистое гляжу» у Неждановой «превращалась в русскую народную песню, открывавшую неоглядное приволье русской земли и неизбывную любовь и грусть простой деревенской девушки. И романс Антониды "Не о том скорблю, подруженьки..." звучал у неё не романсом, а тихой печалью русских крестьянских "причитаний"» (Нежданова. 1967. С. 421).
Национальный колорит творчества Неждановой особенно проявился в операх Римского-Корсакова (певица создала образы в 6 его операх). «Сказочные» партии Волховы, Царевны Лебедь, Царевны Ненаглядной Красы, Шемаханской царицы, Снегурочки Нежданова наделяла поэтичностью; в Снегурочке особенно «радовала кристальной, прозрачной чистотой», вспоминал Дурылин (Нежданова. 1967. С. 426). Наиболее совершенным в вокальном и сценическом отношении стал её образ Марфы в «Царской невесте»: «Роль Марфы мне вполне удалась. Я считаю её моей лучшей, коронной ролью» (Нежданова. 1967. С. 125).
Сценические образы Маргариты, Джульетты («Фауст», «Ромео и Джульетта» Гуно), Церлины («Фра-Дьяволо» Обера), Джильды («Риголетто» Верди) А. В. Нежданова создавала под руководством певицы Э. К. Павловской, Лакме (одноимённая опера Делиба) – под руководством М. ван Зандт (1-й исполнительницы этой партии). Антонина Нежданова в партии Церлины в опере Д. Обера «Фра-Дьяволо».При подготовке образов Виолетты («Травиата» Верди) и Мими («Богема» Пуччини) пользовалась советами М. Н. Ермоловой. В каждой роли Нежданова «находила строго индивидуализированные психологические черты, жанровое своеобразие, в совершенстве владея искусством свето- и цветотени, дополняя вокальный портрет точно найденным сценическим рисунком, лаконичным и ёмким в согласии с живописным обликом, тщательно обдуманным костюмом. Всех её героинь объединяет обаяние женственности, трепетное ожидание счастья и любви» (Киселёв. 1976. С. 11). «И в пении, и в игре на сцене Нежданова никогда не допускала ни малейшего нажима, никакой аффектации, никакого преувеличения, – вспоминал А. Б. Гольденвейзер. – Всё в её исполнении просто, благородно, естественно и технически совершенно» (цит. по: Львов. 1946. С. 7). Исполнение Неждановой, помимо технического совершенства и изящества, отличалось душевной теплотой и искренностью, выразительностью и осмысленностью, «идущими не только от мелодии, но и от смысла и настроения слова» (Львов. 1946. С. 69). С большим успехом выступала не только в колоратурных, но и в лирических партиях (Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского, Эльза в «Лоэнгрине» Вагнера, Манон в одноимённой опере Массне).
В партии Эльзы постоянным партнёром А. В. Неждановой был Л. В. Собинов. «Дуэты с Леонидом Витальевичем у нас звучали изумительно, голоса наши по тембру были настолько схожи, что совершенно сливались в унисон, иногда нельзя было отличить один голос от другого», – вспоминала певица (Антонина Васильевна Нежданова. 1967.С. 94). Трактовку Собиновым образа Лоэнгрина как рыцаря духа (без подчёркивания германского патриотизма и военного пыла, характерных для немецких постановок) Нежданова полностью приняла: в «Лоэнгрине» Нежданова и Собинов раскрывали вечную идею борьбы добра со злом, их образы были наполнены живыми человеческими чувствами. В дуэте Эльзы и Лоэнгрина из 3-го акта «слушатели испытывали эстетическое наслаждение от безукоризненно инструментального звучания двух голосов» (Львов. 1946. С. 130).
С Собиновым Нежданова выступала также в операх «Травиата», «Искатели жемчуга», «Манон», «Лакме», «Миньон», «Ромео и Джульетта», «Фауст» и др. В операх «Жизнь за царя», «Севильский цирюльник», «Фауст», «Лакме» часто пела вместе с Ф. И. Шаляпиным. Стремление к гармоничному сочетанию вокального и драматического мастерства, к совершенству вокально-сценических образов сближало искусство Шаляпина, Собинова и Неждановой, оказавших глубокое влияние на русскую вокально-исполнительскую традицию.
Нежданова – одна из крупнейших камерных певиц. Принимала участие в симфонических концертах в Москве (с 1902) и Санкт-Петербурге (с 1907), в которых пела под управлением В. И. Сафонова (1903, 1905, 1912, 1914, 1915, 1917), С. В. Рахманинова (1908, 1912), С. А. Кусевицкого (1911, 1916, 1919), Э. А. Купера (1911, 1912) и других дирижёров, выступала в Исторических концертах С. Н. Василенко (с 1912). В 1912 и 1913 гг. давала концерты старинной музыки вместе с клавесинисткой В. Ландовской. С 1911 г. гастролировала во многих городах Российской империи и СССР (Одесса, Тамбов, Киев, Саратов, Казань, Тула, Харьков, Смоленск, Минск, Нижний Новгород, Рязань, Баку, Тбилиси и др.), за рубежом (в 1922 совершила концертное турне по городам Прибалтики, Германии, Польши и Чехословакии). После 1917 г. принимала участие в шефских концертах для рабочих, крестьян, красноармейцев. С 1924 г. выступала на радио. В годы Великой Отечественной войны много пела в госпиталях.
Обширный и разнообразный камерный репертуар А. В. Неждановой включал свыше 700 произведений. Среди них: сочинения А. Скарлатти, Дж. Перголези, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ж.-Б. Векерлена, Ф. Мендельсона, М. Регера, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса, А. А. Алябьева (считалась одной из лучших исполнительниц его «Соловья»), А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, Ц. А. Кюи, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Т. Гречанинова, Р. М. Глиэра, Н. К. Метнера, Н. Я. Мясковского, С. Н. Василенко (1-я исполнительница цикла «Маорийские песни», 1917), С. С. Прокофьева, народные песни (русские, украинские, белорусские, татарские, чешские, немецкие, испанские, норвежские, французские и др.; подробный перечень концертного репертуара см. в кн.: Антонина Васильевна Нежданова. 1967.С. 507–518). Пела на русском, украинском, немецком, французском, английском, итальянском, испанском языках. Романсы А. С. Аренского, А. К. Глазунова, А. Н. Скрябина, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова исполняла под аккомпанемент авторов. Певица Е. А. Степанова вспоминала: «Каждый концерт Неждановой был для нас откровением потому, что она по-новому раскрывала романсово-песенное наследие различных народов. В исполнении русской классики и русских народных песен в особенности подкупала её лиричность, неподражаемая сердечность интонаций. В излюбленных ею песнях, таких как "Колечко" и "Ах ты, ноченька...", искренне звучали и задор, и грусть, и нежность, целая гамма чувств, – и это при очень простом, бесхитростном вокальном рисунке» (Антонина Васильевна Нежданова. 1967. С. 439).
Постоянный концертмейстер Неждановой (с 1917) – её муж Н. С. Голованов, который делал для выступлений певицы переложения аккомпанементов романсов для трио (скрипка, виолончель и фортепиано) и для дуэта (виолончель и фортепиано), обработки песен разных народов. О подготовке Неждановой камерного репертуара Голованов писал: «С тонким ювелирным мастерством она отделывала каждую деталь, причём иногда повторяла до шестидесяти раз одну ноту, какой-нибудь такт. Она всегда искала, каким тембром исполнить данное слово, как это сделать вокально предельно красиво и тонко. Отсюда её непостижимые воздушные пианиссимо, отсюда её мастерская филировка, отсюда её искренность и теплота. Антонина Васильевна долго искала и добивалась не только наилучшего музыкального звучания, но и наиболее яркого словесно-драматического выражения. Это придавало глубокий смысл и законченность исполняемой вещи» (Антонина Васильевна Нежданова. 1967.С. 400).
Неждановой посвятили романсы Ц. А. Кюи («Румяной зарёю»), М. М. Ипполитов-Иванов («Четыре провансальские песни» на стихи П. Верлена), С. В. Рахманинов («Вокализ»), Р. М. Глиэр («Взор твой безмолвен», «Русалка»), Н. С. Голованов [«К Пречистой», «Он шёл путём», «Зюлейка плачет» («Персидские фрагменты»), «Что такое грёза»].
Записи
Звуковое наследие А. В. Неждановой – одно из самых масштабных среди выдающихся певцов её времени. Впервые голос Неждановой был записан в 1904 г. фирмой «Патэ». В 1906–1915 гг. записывалась на фирме «Граммофон» (первые пластинки, 1906–1907, – под аккомпанемент своего педагога У. Мазетти). Среди записей этого периода: фрагменты из опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Гарольд» Э. Ф. Направника, «Наль и Дамаянти» А. С. Аренского, «Добрыня Никитич» А. Т. Гречанинова, «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, «Пуритане» В. Беллини, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Травиата», «Риголетто» и «Сицилийская вечерня» Дж. Верди, «Богема» Дж. Пуччини, «Фра-Дьяволо» Д.-Ф.-Э. Обера, «Гугеноты» и «Динора» Дж. Мейербера, «Гамлет» и «Миньон» А. Тома, «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (в том числе дуэт Лейлы и Надира с Л. В. Собиновым), «Лакме» Л. Делиба (в том числе дуэт Лакме и Маллики с Е. А. Попелло-Давыдовой), «Фауст», «Ромео и Джульетта» и «Мирейль» Ш. Гуно, «Бразильская жемчужина» Ф. Давида, «Дон Сезар де Базан» Ж. Массне, «Лоэнгрин» Р. Вагнера (в том числе дуэт Эльзы и Лоэнгрина с Собиновым), «Зимняя сказка» К. Гольдмарка, романсы и песни А. А. Алябьева («Соловей»), А. Л. Гурилёва, П. И. Чайковского, Ц. А. Кюи, Римского-Корсакова, Рубинштейна, Гречанинова, Аренского, С. В. Рахманинова («Здесь хорошо»), Делиба, Гуно, Ф. Шопена, Г. Проха, Е. Дель-Акуа, В. Тауберта, Э. Грига («Песня Сольвейг»), Л. Денца, Ф. П. Тости, Л. Ардити, С. В. Зарембы, песнопения «Ave Maria» (И. С. Бах – Ш. Гуно), «Ангел вопияше» (П. Г. Чесноков), русская народная песня «В роще калинка» (дуэт с сестрой, Ниной Васильевной Неждановой).
В советское время записывалась на пластинки «Музтреста» («Лебедь» Грига, 1932) и «Грампласттреста» (1934–1939), а также на тонфильм (1938–1941) и магнитную ленту (2-я половина 1940-х гг., речевые записи статей и воспоминаний). Все музыкальные записи этого времени (более 60) сделаны в ансамбле с Н. С. Головановым (сводную таблицу см.: Никифоров. 2017), в некоторых записях принимали участие виолончелисты Л. И. Фурер, В. И. Матковский и В. Л. Кубацкий. Большинство записей Неждановой советского времени – романсы и песни, оперные записи представлены только дуэтами с И. С. Козловским из «Травиаты» и «Ромео и Джульетты» (1939). Последняя вокальная запись Неждановой была сделана 15 октября 1949 г. на вечере памяти Собинова во Всероссийском театральном обществе (белорусская народная песня «Деревня Ольховка» в обработке и под аккомпанемент Голованова, дуэт с Козловским), опубликована впервые наряду с другими поздними фондовыми записями Неждановой на CD «Антонина Нежданова, сопрано. Николай Голованов, фортепиано» (Москва : Aquarius, 2010). На том же вечере были записаны воспоминания Неждановой о Собинове. Многие записи Неждановой переизданы на долгоиграющих грампластинках и CD.
В апреле 1933 г. к 30-летию творческой деятельности Неждановой фабрика «Межрабпомфильм» сняла на киноплёнку совместное выступление Неждановой и Голованова: записаны 2 произведения – «Колыбельная» Гречанинова и «Менуэт» Дель-Акуа.


Награды
Сталинская премия 1-й степени за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы (вручена в 1943). Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1933), орденом Ленина (1937).
Память
Имя Неждановой присвоено Одесской консерватории (в 1950; ныне Одесская национальная музыкальная академия), улице в Одессе (недалеко от района Кривая Балка). Мемориальные доски установлены в Одессе на здании Мариинской гимназии и в Москве на доме № 7 в Брюсовом переулке (в 1962–1994 улица Неждановой), где жила певица (в 1951 здесь открыт Музей-квартира, в 1952 – Вокально-творческий кабинет имени Неждановой). В честь Неждановой назван астероид (4361), открытый в 1977 г. советским астрономом Л. И. Черных.
В Российском государственном архиве кинофотодокументов хранится киноплёнка со съёмкой похорон Неждановой. Портреты певицы создали С. В. Малютин (1920-е гг.), М. Р. Судковская-Лагранж (конец 1920-х гг.), М. В. Оболенский (1950), С. Т. Конёнков, А. П. Левитин (оба – 1955) и др. Снят документальный фильм «Ангельский голос любви», посвящённый Неждановой (2008, режиссёр Л. Колосов).