Глазунов Александр Константинович
Глазуно́в Алекса́ндр Константи́нович [29.7(10.8).1865, Санкт-Петербург – 21.3.1936, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа; в 1972 прах перенесён в некрополь Александро-Невской лавры в Ленинграде, ныне Санкт-Петербург], российский композитор, дирижёр, педагог, народный артист Республики (1922).
Из семьи книгоиздателей Глазуновых. В 1883 г. окончил 2-е реальное училище в Санкт-Петербурге. Получил домашнее музыкальное образование, с 1879 г. занимался у М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова, оказавшего определяющее влияние на формирование А. К. Глазунова как композитора. Успех Симфонии № 1, исполненной под управлением Балакирева в 1882 г., был упрочен исполнением в том же году Струнного квартета № 1 (Глинкинская премия, 1885; до 1903 Глазунов получал Глинкинскую премию ежегодно). Один из главных участников Беляевского кружка. В 1884 г. заключил с М. П. Беляевым договор на издание сочинений. В том же году концерт из произведений Глазунова положил начало Русским симфоническим концертам, организованным Беляевым. Стараниями Беляева Симфония № 1 была включена в программу фестиваля в Веймаре (1884), где состоялась встреча Глазунова с Ф. Листом, сочувственно отнёсшимся к его сочинениям. В 1880-х – начале 1890-х гг. были созданы ещё 2 симфонии (№ 2, 1886; № 3, 1890) и 2 квартета (№ 2, 1884; № 3, 1888), большая часть программных произведений – симфоническая поэма «Стенька Разин» (1885), фантазия «Море» (1889), картины «Весна» и «Кремль» (обе – 1891) и др. В 1887–1888 гг. работал (вместе с Римским-Корсаковым) над завершением сочинений А. П. Бородина: по памяти записал I часть и упорядочил II часть Симфонии № 3, в опере «Князь Игорь» по эскизам Бородина досочинил III действие и по его плану написал Увертюру.
В собственном творчестве А. К. Глазунов ориентировался на эстетический и композиционный канон 19 в. (жанры, формы, гармония классико-романтического типа, безупречное голосоведение), принял за исходные нормы симфонизм А. П. Бородина, М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова (программность, картинная характеристичность, предпочтение жанрово-определённых тем), овладевал и иными типами инструментального письма. Большое значение в самоопределении Глазунова имела дружба с «московскими учителями» – П. И. Чайковским (с 1884) и С. И. Танеевым (с 1887). Под влиянием Чайковского музыка Глазунова обрела широту мелодического дыхания, на его опыте Глазунов постиг мастерство построения крупных симфонических форм. Танеев пробудил у него вкус к полифонической разработке тематического материала (который соединился с увлечением Глазуновым искусством французского Средневековья). В 1888 г. А. К. Глазунов впервые встал за дирижёрский пульт, в 1889 г. дирижировал своими сочинениями в Париже в рамках Русских симфонических концертов, организованных М. П. Беляевым.
В середине 1890-х – середине 1900-х гг. А. К. Глазунов создал свои основные произведения – Симфонии № 4–8 (1893, 1895, 1896, 1902, 1906; Симфония № 9 не окончена). Крупнейшему после П. И. Чайковского русскому симфонисту, Глазунову оказалась близка трагическая проблематика Чайковского (в особенности его Симфонии № 6), воздействие которой заметно в I части Симфонии № 6, II части Симфонии № 8. На музыке симфоний сказалось также влияние Р. Вагнера. Глазунов работал и в других жанрах, создал симфоническую сюиту «Из Средних веков» (1902), Концерт для скрипки с оркестром (1904; вошёл в мировой скрипичный репертуар), 2 фортепианные сонаты. Как и другие русские симфонисты, Глазунов обращался к балетам (подготовлены Концертными вальсами – № 1, 1893, № 2, 1894, Балетной сюитой, 1894, «Шопенианой», 1892): «Раймонда» (1898), «Барышня-служанка, или Испытание Дамиса» (1900), «Времена года» (1900; все – в Санкт-Петербурге). Среди многих произведений, написанных к разным торжественным датам, выделяются кантаты «Коронационная» (к восшествию на престол императора Николая II, 1895) и «Торжественная» (в память 100-летия А. С. Пушкина, 1899).
С середины 1890-х гг. систематическими стали дирижёрские выступления А. К. Глазунова, способствовавшие его международной известности (особый интерес они вызвали в Лондоне и Гамбурге, 1903; сохранилась запись балета «Времена года» под управлением автора, Лондон, 1929). Глазунов участвовал в подготовке издания сочинений М. И. Глинки, состоял в Дирекции Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) и в его Главной дирекции. По завещанию М. П. Беляева участвовал в Попечительном совете для поощрения русских композиторов и музыкантов (с 1904). С 1899 г. профессор Санкт-Петербургской консерватории по классу чтения партитур (позднее вёл инструментовку, гармонию, полифонию, ансамбль). В 1905 г. в знак протеста против увольнения Н. А. Римского-Корсакова покинул консерваторию, вернулся после предоставления ей автономии (в декабре того же года), тогда же избран директором (с 1918 ректор; оставался во главе учебного заведения в течение 23 лет). У Глазунова учились многие композиторы (среди них – М. О. Штейнберг, Х. Эллер), дирижёры (Н. А. Малько).
Со 2-й половины 1900-х гг. – поздний период творчества, которое сам композитор назвал «заметно остывающим». А. К. Глазунов по-прежнему сочинял музыку для театра (популярен стилизованный Романс Нины из музыки к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова). Немногие крупные сочинения свидетельствуют, что, сохраняя верность стилю, Глазунов находил новый интерес в экспериментах с формой (Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1917) и в крайнем усложнении контрапунктической техники письма (фуги из ор. 101). Глазунов интересовался современной музыкой (Я. Сибелиус, О. Респиги), но не принимал авторов, вольно обращающихся с традицией (Р. Штраус). 1910-е гг. – время мировой славы Глазунова.
В годы Гражданской войны 1917–1922 гг. (визит к А. К. Глазунову описал Г. Уэллс в книге «Россия во мгле») стараниями Глазунова не прекращались занятия в консерватории. В раннесоветскую эпоху он участвовал в новых музыкальных мероприятиях (был избран председателем Всесоюзного конкурса гармошечников), выступал перед массовой аудиторией. Полемика с группой Б. В. Асафьева, требовавшей перемен в преподавании, публичные выпады против Глазунова, защищавшего редакцию Н. А. Римского-Корсакова оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов», были им болезненно восприняты. В 1928 г. в составе делегации Глазунов выехал в Вену на Международный конкурс имени Ф. Шуберта и для лечения. В 1929 г. обосновался в Париже. Много концертировал (Великобритания, Франция, Испания, Португалия, Латвия и др.). В 1930–1934 гг. вернулся к композиторской работе (Струнный квартет № 7, 1930; Квартет для 4 саксофонов, 1932; Концерт-баллада для виолончели с оркестром, 1931; Концерт для саксофона со струнным оркестром, 1931; Эпическая поэма для оркестра, 1934). Финансовые обстоятельства, тяжёлая общественная атмосфера 1930-х гг., ухудшение здоровья помешали возвращению на родину.
А. К. Глазунов – автор статей, воспоминаний о П. И. Чайковском, Н. А. Римском-Корсакове.