Голейзовский Касьян Ярославич
Голейзо́вский Касья́н Яросла́вич (Карлович) [22.2(5.3).1892, Москва – 4.5.1970, там же], российский артист балета, хореограф, заслуженный артист БССР (1940), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954).
В 1909 г., окончив Санкт-Петербургское театральное училище (педагоги М. К. Обухов, С. К. Андрианов), принят в Мариинский театр, в том же году перешёл в Большой театр (ГАБТ). Партии: Голубая птица («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Никез («Тщетная предосторожность» П. Гертеля) и др.
Как хореограф начал работать в 1915 г. в московских театрах миниатюр.
Обновляя хореографическую лексику, развивал опыт стилизаторских исканий начала 20 в. («Выбор невесты» М. А. Кузмина, 1916, Интимный театр, Москва).
Один из зачинателей внеакадемических экспериментов в хореографии 1920-х гг., Голейзовский оказал влияние на многие жанры и направления современной русской и мировой хореографии. В 1916 г. организовал балетную студию (с 1922 Московский камерный балет; работал до 1925), где осуществил большинство своих новаторских постановок, стремясь выразить в танце эмоциональное содержание музыки: «Соната смерти и движения» на музыку А. Н. Скрябина (1918), «Саломея» на музыку Р. Штрауса и «Трагедия масок» Б. Б. Бера (обе – 1922), «Этюды чистой классики» на музыку Ф. Шопена (1924) и др. Сотрудничал с художниками Г. А. Пожидаевым, Н. А. Мусатовым, Б. Р. Эрдманом, С. И. Юткевичем. Декорированными пластическими нюансами, своеобразной светотенью хореографические композиции Голейзовского были близки эстетике русского модерна, но жёсткая структурная основа сближала их с конструктивизмом, открывая пути неоклассическому направлению в балете. Ставил балетные спектакли для детей («Макс и Мориц» Л. Шитте, 1919), танцы в драматических спектаклях («Озеро Люль» А. М. Файко, режиссёр В. Э. Мейерхольд, Театр Революции, 1923). Под влиянием Мейерхольда обратился к гротеску, использовал его в аллегорических балетах на современную тему («Город» М. И. Блантера, Московский камерный балет, 1924).
В 1925 г. поставил балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко [Москва, Экспериментальный театр (филиал Большого театра)], соединив конструктивистское оформление с открытиями в области свободной пластики, классическим танцем, ориентализмом.
Сотрудничал с различными балетными коллективами и школами, создавал хореографические миниатюры и концертные программы для артистов балета и эстрады, работал в мюзик-холлах Москвы и Ленинграда; ставил танцы в фильмах («Марионетки», 1934, режиссёр Я. А. Протазанов; «Весна», 1947, режиссёр Г. В. Александров), концертные номера для ансамблей песни и пляски.
В 1930-е гг. отдал дань традициям классического балета («Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1935, Харьков); обратился к изучению и переосмыслению танцевального фольклора, в первую очередь русского и народов Востока («Танцы народностей», 1932). Принимал участие в организации декад национального искусства советских республик в Москве (узбекских и белорусских, 1937; таджикских, 1940; литовских, 1941). В «Вечерах хореографических миниатюр» (Московское хореографическое училище, 1959), «Скрябиниане» (ГАБТ, 1962), «Мимолётностях» на музыку С. С. Прокофьева (ансамбль «Молодой балет», 1968) Голейзовский обобщил эстетические открытия 1920–1950-х гг. Развивая принципы ассоциативности и метафоричности хореографического языка, суммировал собственные находки в области неоклассического стиля. Последний балет Голейзовского на сцене ГАБТ– «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна (1964) – воплотил нравственный и эстетический идеал хореографа, в нём классика органично соединялась со свободной пластикой и фольклорными мотивами.
Хореографические миниатюры Голейзовского экранизированы в телефильмах-концертах («Хореографическая симфония», 1971; «Мимолётности», 1985), фильме-балете «Скрябиниана» (1971).
Творчеству Голейзовского посвящены документальные фильмы «Размышления о балете» (1965), «Хореографические образы Касьяна Голейзовского» (1990).