Артисты балета

Голейзовский Касьян Ярославич

Голейзо́вский Касья́н Яросла́вич (Карлович) [22.2(5.3).1892, Москва – 4.5.1970, там же], российский артист балета, хореограф, заслуженный артист БССР (1940), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954).

В 1909 г., окончив (педагоги М. К. Обухов, С. К. Андрианов), принят в , в том же году перешёл в (ГАБТ). Партии: Голубая птица ( ), Никез («Тщетная предосторожность» П. Гертеля) и др.

Как хореограф начал работать в 1915 г. в московских театрах миниатюр.

Обновляя хореографическую лексику, развивал опыт стилизаторских исканий начала 20 в. («Выбор невесты» , 1916, Интимный театр, Москва).

Один из зачинателей внеакадемических экспериментов в хореографии 1920-х гг., Голейзовский оказал влияние на многие жанры и направления современной русской и мировой хореографии. В 1916 г. организовал балетную студию (с 1922 Московский камерный балет; работал до 1925), где осуществил большинство своих новаторских постановок, стремясь выразить в танце эмоциональное содержание музыки: «Соната смерти и движения» на музыку (1918), «Саломея» на музыку и «Трагедия масок» (обе – 1922), «Этюды чистой классики» на музыку (1924) и др. Сотрудничал с художниками Г. А. Пожидаевым, Н. А. Мусатовым, , . Декорированными пластическими нюансами, своеобразной светотенью хореографические композиции Голейзовского были близки эстетике русского , но жёсткая структурная основа сближала их с , открывая пути неоклассическому направлению в балете. Ставил балетные спектакли для детей («Макс и Мориц» Л. Шитте, 1919), танцы в драматических спектаклях («Озеро Люль» А. М. Файко, режиссёр , , 1923). Под влиянием Мейерхольда обратился к , использовал его в аллегорических балетах на современную тему («Город» , Московский камерный балет, 1924).

В 1925 г. поставил балет «Иосиф Прекрасный» [Москва, Экспериментальный театр (филиал Большого театра)], соединив конструктивистское оформление с открытиями в области свободной пластики, , ориентализмом.

Сотрудничал с различными балетными коллективами и школами, создавал хореографические миниатюры и концертные программы для артистов балета и эстрады, работал в мюзик-холлах Москвы и Ленинграда; ставил танцы в фильмах («Марионетки», 1934, режиссёр ; «Весна», 1947, режиссёр ), концертные номера для ансамблей песни и пляски.

В 1930-е гг. отдал дань традициям классического балета («Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1935, Харьков); обратился к изучению и переосмыслению танцевального фольклора, в первую очередь русского и народов Востока («Танцы народностей», 1932). Принимал участие в организации декад национального искусства советских республик в Москве (узбекских и белорусских, 1937; таджикских, 1940; литовских, 1941). В «Вечерах хореографических миниатюр» (, 1959), «Скрябиниане» (ГАБТ, 1962), «Мимолётностях» на музыку (ансамбль «Молодой балет», 1968) Голейзовский обобщил эстетические открытия 1920–1950-х гг. Развивая принципы ассоциативности и метафоричности хореографического языка, суммировал собственные находки в области неоклассического стиля. Последний балет Голейзовского на сцене ГАБТ– «Лейли и Меджнун» (1964) – воплотил нравственный и эстетический идеал хореографа, в нём классика органично соединялась со свободной пластикой и фольклорными мотивами.

Хореографические миниатюры Голейзовского экранизированы в телефильмах-концертах («Хореографическая симфония», 1971; «Мимолётности», 1985), фильме-балете «Скрябиниана» (1971).

Творчеству Голейзовского посвящены документальные фильмы «Размышления о балете» (1965), «Хореографические образы Касьяна Голейзовского» (1990).

Редакция театра, кино, танца
  • Выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой
  • Российские хореографы середины 20 века
  • Солисты балета Большого театра