Захарова Светлана Юрьевна
Заха́рова Светла́на Ю́рьевна (род. 10.6.1979, Луцк), российская артистка балета, народная артистка РФ (2008).
Дочь хореографа и педагога Галины Даниловны Захаровой. В 1989–1995 гг. училась (с перерывом) в Киевском хореографическом училище (класс В. И. Сулегиной). Став в 1995 г. лауреатом 2-й премии конкурса учащихся хореографических училищ «Vaganova-Prix» в Санкт-Петербурге, в том же году принята на 3-й курс Академии русского балета имени А. Я. Вагановой (класс Е. В. Евтеевой), которую окончила в 1996 г. Уникальное сочетание внешних, физических и профессиональных данных Захаровой и уровень её подготовки были настолько очевидны, что ещё студенткой её пригласили выступить в спектакле Мариинского театра «Дон Кихот» Л. Минкуса в партии Повелительницы дриад.
В 1996–2003 гг. артистка Мариинского театра, где сразу начала исполнять ведущие партии (репетитор О. Н. Моисеева), в 1997 г. получила статус солистки. Участница всех знаковых премьер театра в этот период. В репертуаре: Невеста («Свадебка» И. Ф. Стравинского, первая исполнительница в постановке А. Г. Мирошниченко), Принцесса Флорина и Принцесса Аврора («Спящая красавица», Российская национальная театральная премия «Золотая маска», 2000), Маша («Щелкунчик»), Одетта – Одиллия («Лебединое озеро», все – П. И. Чайковского), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева), Гюльнара и Медора («Корсар»), Жизель («Жизель»; оба – А. Адана), Мазурка и Седьмой вальс («Шопениана» на музыку Ф. Шопена), Китри («Дон Кихот»), Никия («Баядерка»), Балерина (Гран-па из балета «Пахита»; все – Л. Минкуса), Барышня («Барышня и хулиган» на музыку Д. Д. Шостаковича), Зобеида («Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова), Джульетта («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева), Солистка («Средний дуэт» на музыку Юрия Ханона), Дуэт («Бриллианты» на музыку Чайковского из триптиха «Драгоценности»), Манон («Манон» на музыку Ж. Массне), «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса.
В петербургский период с наибольшим успехом выступала в балетах 20 в., требующих технической виртуозности и безупречной формы: «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе (Солистка I части), «Серенада» на музыку П. И. Чайковского (Солистка, первая исполнительница в России; Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит», 1998; Российская национальная театральная премия «Золотая маска», 1999), «Аполлон» И. Ф. Стравинского (Терпсихора), Классическое па-де-де на музыку Чайковского (все – в хореографии Дж. Баланчина), «Поэма экстаза» на музыку А. Н. Скрябина (Солистка, первая исполнительница в России; хореограф А. О. Ратманский), Солистка («Now and Then» на музыку М. Равеля, первая исполнительница в России; хореография Дж. Ноймайера), Солистка («Этюды» на музыку К. Черни, первая исполнительница в России; хореография Х. Ландера).
С 2003 г. прима-балерина Государственного академического Большого театра России (репетиторы Л. И. Семеняка, позднее Н. Л. Семизорова). В репертуаре: Жизель («Жизель» А. Адана), Одетта – Одиллия и Принцесса Аврора («Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского), Никия и Китри («Баядерка» и «Дон Кихот» Л. Минкуса), Солистка («Серенада» на музыку П. И. Чайковского, хореография Дж. Баланчина; первая исполнительница в Большом театре), Дуэт («Бриллианты» на музыку Чайковского из триптиха «Драгоценности»), Аспиччия («Дочь фараона» Ч. Пуньи), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова), Солистка II части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе), Ипполита/Титания («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети, хореография Дж. Ноймайера; первая исполнительница в России; приз Benois de la Danse, 2005), Кармен («Кармен-сюита» Бизе – Р. К. Щедрина), Золушка («Золушка» С. С. Прокофьева, первая исполнительница в версии Ю. М. Посохова), Медора («Корсар» Адана, первая исполнительница в версии А. О. Ратманского и Ю. П. Бурлаки), Солистка («Класс-концерт» на сборную музыку), Эгина («Спартак» А. И. Хачатуряна), Пара в жёлтом («Русские сезоны» на музыку Л. А. Десятникова, хореограф Ратманский; первая исполнительница в России), Пахита (Большое классическое па из балета «Пахита» Минкуса), Светлана («Захарова суперигра» Э. Пальмьери, хореограф Ф. Вентрилья; первая исполнительница), Смерть («Юноша и смерть» на музыку И. С. Баха, хореограф Р. Пети; первая исполнительница в Большом театре), Маргарита Готье («Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореограф Ноймайер; первая исполнительница в Большом театре), Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Меликова), Мери («Герой нашего времени» И. А. Демуцкого, хореограф Посохов, режиссёр К. С. Серебренников; первая исполнительница), ведущая солистка («Тишина» на музыку А. Пярта, хореография М. Шекса, программа «Четыре персонажа в поисках сюжета», участница мировой премьеры), Анастасия («Иван Грозный» на музыку Прокофьева), Дива/«Письмо к Руди» («Нуреев» Демуцкого, хореограф Посохов, режиссёр Серебренников; первая исполнительница), Анна Каренина («Анна Каренина» на сборную музыку, хореограф Ноймайер; первая исполнительница в России), Аркадина («Чайка» Демуцкого, хореограф Посохов, режиссёр А. А. Молочников).
С 2003 г. регулярно проводит собственные творческие вечера, с годами трансформировавшиеся в авторские программы. Благодаря им в репертуар Захаровой вошли дуэт из балета «In the Middle Somewhat Elevated» Т. Виллемса, концертные номера «Тристан и Изольда» на музыку Р. Вагнера, «Revelation» на музыку Дж. Уильямса, «Black» на музыку Р. Обри, балеты «Маргарита и Арман» на музыку Ф. Листа (Маргарита), «Франческа да Римини» на музыку П. И. Чайковского (Франческа), «Пока не пошёл дождь» на музыку И. С. Баха, О. Респиги и К. Пино-Кинтана, «Штрихи через хвосты» на музыку В. А. Моцарта (Солистка), «Как дыхание» на музыку Г. Ф. Генделя (Солистка), «Габриэль Шанель» И. А. Демуцкого (Габриэль Шанель).
Выступила на церемонии открытии XXII Олимпийских зимних игр в Сочи в спектакле «Первый бал Наташи Ростовой» на сборную музыку (Наташа Ростова, 2014).
В 2011 г. основала Благотворительный фонд Светланы Захаровой. Основатель (2015) и руководитель всероссийского фестиваля детского танца «Светлана». Соучредитель Образовательного фонда «Талант и успех» (2014, Сочи).
Не прерывая деятельность в России, С. Ю. Захарова активно работает за рубежом, став одной из самых известных балерин современности. Выступала с «Нью-Йорк сити балле», «Американ балле театр», Баварским балетом, балетами Римской оперы, Венской государственной оперы, театра «Колон» (Буэнос-Айрес), Английским национальным балетом, Асами Маки Балетом (Токио), Гамбургским балетом, Берлинским балетом и др. Особое значение для карьеры имело продолжительное сотрудничество с Парижской оперой, где Захарова исполнила главные партии в балетах «Лебединое озеро» (2002, 2005) и «Спящая красавица» (2004, 2013–2014) П. И. Чайковского, «Жизель» А. Адана (2004), «Баядерка» Л. Минкуса (2012). С 2008 г. этуаль театра «Ла Скала» (Милан), с которым сотрудничает с 2004 г. Репертуар балерины в Милане включает главные партии в классических балетах, а также в балетах «Pink Floyd» на музыку группы Pink Floyd, «Concerto DSCH» на музыку Д. Д. Шостаковича, «Проект Гендель» на музыку Г. Ф. Генделя. Сотрудничая с ведущими компаниями, педагогами и хореографами мира, Захарова стала своего рода балетной эмблемой глобализма, соединив эстетику и профессиональные достижения разных балетных школ.
Выступает как телеведущая.
В 2006–2011 гг. и с 2012 г. в составе Совета по культуре и искусству при президенте РФ. В 2007–2011 гг. депутат Государственной думы РФ.
Муж: В. В. Репин.
Государственная премия РФ (за 2006, вручена в 2007).
Призы «Душа танца» журнала «Балет» (1999, номинация «Восходящая звезда»; 2006, номинация «Королева танца»). Премия Санкт-Петербурга в области культуры «Люди нашего города» (2001). Приз Benois de la Danse за исполнение главных партий в балетах «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена и «Легенда о любви» А. Меликова (2015). Премия Леонида Мясина (2019, Позитано, Италия, номинация «Балерина года»). Международная премия Станиславского (2020).
Офицер ордена «За заслуги в искусстве и литературе» (2010, Франция). Орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2019).