Стравинский Игорь Фёдорович
Страви́нский И́горь Фёдорович [5(17).6.1882, Ораниенбаум, Петергофский уезд Санкт-Петербургской губернии, ныне Ломоносов, в составе Петродворцового района Санкт-Петербурга – 6.4.1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции], российский и американский композитор, дирижёр. Один из крупнейших композиторов 20 в.
Сын Ф. И. Стравинского, получил домашнее музыкальное образование. В 1901–1906 гг. учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, с 1903 г. брал уроки у Н. А. Римского-Корсакова. На смерть учителя в 1908 г. написал «Погребальную песню» для оркестра (исполнена в Санкт-Петербурге в 1909), партитура которой считалась утерянной (обнаружена в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории в 2015).
В 1910–1914 гг. подолгу жил в Устилуге Волынской губернии (ныне Волынская область, Украина) в имении жены, Екатерины Гавриловны Стравинской (урождённая Носенко), откуда выезжал в Санкт-Петербург, во Францию и Швейцарию.
С 1914 г. жил в Кларане (Швейцария), с 1920 г. – во Франции. В ранних произведениях, в числе которых сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» (3 песни на стихи А. С. Пушкина, 1906), Симфония Es-dur (1907; 2-я редакция, 1917), в «Фантастическом скерцо» для оркестра и симфонической фантазии «Фейерверк» (оба сочинения – 1908) сказалась близость художественной атмосфере «Мира искусства».
По заказу С. П. Дягилева сочинил балет «Жар-птица», его премьера в 1910 г. в Париже принесла автору европейскую известность. Сотрудничество Стравинского и Дягилева продолжалось (с перерывами) 20 лет, в течение которых на театральных сценах Парижа и других музыкальных центров были поставлены 11 сценических произведений Стравинского. В 1914 г. он дебютировал как дирижёр (в Монтрё).
Феноменальная творческая продуктивность И. Ф. Стравинского позволяла ему реализовывать сразу несколько замыслов одновременно. Ещё в России была начата опера «Соловей» по Х. К. Андерсену (либретто Стравинского и С. С. Митусова; 1914, Парижская опера, художник А. Н. Бенуа, дирижёр П. Монтё); в 1917 г. по предложению Дягилева Стравинский создал на материале 2-го и 3-го актов оперы симфоническую поэму «Песнь соловья» (в 1920 на эту музыку поставлен одноимённый балет). В 1924 г. Стравинский впервые выступил как пианист (в Бельгии). С 1939 г. жил в США (гражданин с 1945). В 1962 г. дирижировал авторскими концертами в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Среди произведений русского периода стилистически относительно традиционен балет «Жар-птица» («L’Oiseau de feu», либретто М. М. Фокина при участии А. Н. Бенуа, А. Я. Головина, А. М. Ремизова, Н. Н. Черепнина и др. по мотивам русского фольклора, 1910, Парижская опера, дирижёр Г. Пьерне, балетмейстер Фокин, художники Головин и Л. С. Бакст), наиболее интересен и ярок музыкальный образ Жар-птицы: изысканная гармония и красочная оркестровка, перекликающиеся с французским музыкальным импрессионизмом.
На пути реформаторских поисков в музыке и хореографии создан балет «Петрушка» («потешные сцены» в 4 картинах, либретто Бенуа и Стравинского, 1911, Париж, театр «Шатле», дирижёр П. Монтё, балетмейстер Фокин, художник Бенуа, в заглавной роли В. Ф. Нижинский) – один из самых совершенных спектаклей Русских сезонов и Русского балета Дягилева и одно из самых популярных созданий Стравинского. «Балет-улица», как назвал его Бенуа, основан на противопоставлении обрамляющих картин («театр в театре»), рисующих разгул масленичной толпы, и «интерьерных» сцен кукольной драмы Петрушки, Балерины и Арапа – традиционных героев балаганных представлений. Главный звуковой образ обрамляющих сцен – русская гармоника, имитируемая оркестром.
Новый музыкальный и хореографический язык нашёл концентрированное выражение в балете «Весна священная» («Le Sacre du printemps», «картины языческой Руси» по сценарию Н. К. Рериха, 1913, Париж, Театр Елисейских Полей, дирижёр П. Монтё, балетмейстер В. Ф. Нижинский, художник Н. К. Рерих). «Картины» оживают в буйных плясках язычников-славян, заклинающих весеннее пробуждение природы. Как вспоминал Стравинский, финальную «Великую священную пляску» он мог сразу сыграть, но не знал, как записать: неслыханно новая музыка (прежде всего ритм) «сопротивлялась» традиционному нотному письму. Острые нерегулярные акценты, гармонические «варваризмы» выразили первозданную стихийность архаического мира. Премьера «Весны священной» ознаменовалась скандалом (многократно описанным современниками и самим Стравинским), но в концертном абонементе П. Монтё (1914) музыка балета пережила триумф.
Русская интонационная основа представлена и в других произведениях Стравинского того времени, в том числе в «Симфониях духовых инструментов» (памяти К. Дебюсси, 1920) и одноактной комической опере «Мавра» (либретто Б. Е. Кохно по поэме А. С. Пушкина «Домик в Коломне», 1922, Парижская опера, дирижёр Г. Фительберг).
Синтез музыки, слова и танца достигнут в балете с пением «Пульчинелла» (либретто Л. Ф. Мясина по мотивам комедии дель арте, музыкальный материал заимствован из сочинений Дж. Б. Перголези и других композиторов 18 в.; 1920, Парижская опера, дирижёр Э. Ансерме, балетмейстер Мясин, художник П. Пикассо), «Свадебке» («Les Noces», «русские хореографические сцены с пением и музыкой» на обрядовые тексты преимущественно из антологии П. В. Киреевского; 1923, Париж, «Театр лирик», дирижёр Ансерме, балетмейстер Б. Ф. Нижинская, художник Н. С. Гончарова), «Байке про Лису, Петуха, Кота да Барана» («весёлое представление с пением и музыкой», либретто Стравинского по русским народным сказкам; поставлено под названием «Renard», 1922, Парижская опера, дирижёр Ансерме, балетмейстер Нижинская, художник М. Ф. Ларионов) и «Истории солдата» [«L'Histoire du soldat»; «Сказка о беглом солдате и чёрте, читаемая, играемая и танцуемая», французское либретто Ш. Ф. Рамю (Рамюза) по мотивам русских народных сказок из собрания А. Н. Афанасьева; 1918, Лозанна, Городской театр, дирижёр Ансерме, режиссёры Людмила Питоева и Жорж Питоев] – фаустианской истории о борьбе за душу человека с победой злых сил в конце. Все эти произведения – своего рода вокально-хореографические миксты. Примечательно обращение Стравинского к джазовой стилистике в «Истории солдата» (регтайм), Регтайме для 11 инструментов (1918), «Piano-Rag music» для фортепиано (1919), позднее – в «Чёрном концерте» («Ebony concerto») для кларнета и инструментального ансамбля (1945).
Октет для духовых (1923) и Концерт для фортепиано и духовых (1924) обозначили поворот к неоклассицизму – стилевой период (около 30 лет), связанный с индивидуальным претворением жанров и форм музыки разных эпох, от Г. де Машо и барочного концерта до П. И. Чайковского.
Из-за множественности стилевых истоков укоренилось представление о Стравинском как о «музыкальном Протее» (Протей – мифологический персонаж, известный своей способностью менять внешность).
Первый опыт обращения Стравинского к иноязычному тексту – опера-оратория «Царь Эдип» («Oedipus Rex», либретто Ж. Кокто в латинском переводе Ж. Даньелу по одноимённой трагедии Софокла; 1927, Париж, Театр Сары Бернар; сценическая премьера – 1928, Венская государственная опера, дирижёр Ф. Шальк). По замыслу Стравинского, произведение должно исполняться в театральных декорациях и костюмах, но солисты и хор неподвижны, лица скрыты масками.
В конце 1920-х гг. Стравинский вернулся к жанру балета: им написаны «Аполлон Мусагет» (1928, Вашингтон; премьера в труппе Дягилева – 1928, дирижёр Стравинский, балетмейстер Дж. Баланчин) и «Поцелуй феи» («Le baiser de la fée») – аллегорический балет на собственное либретто по мотивам сказки Х. К. Андерсена «Ледяная дева» (посвящён памяти Чайковского и основан на его камерной музыке; 1928, Парижская опера, труппа Иды Рубинштейн, дирижёр – автор, балетмейстер Б. Ф. Нижинская, художник А. Н. Бенуа). К роду вокально-хореографических микстов принадлежит мелодрама «Персефона» (либретто А. Жида по античному мифу; 1934, Парижская опера, дирижёр Стравинский).
Вершина неоклассицизма Стравинского – «Симфония псалмов» для мужского хора, хора мальчиков и оркестра на тексты латинской (католической) Псалтири (1930, исполнена в Брюсселе под управлением Э. Ансерме). В балете «Игра в карты» («Jeu de cartes»; либретто Стравинского и М. Малаева; 1937, Нью-Йорк, «Метрополитен-опера», дирижёр Стравинский, труппа American Ballet под руководством Баланчина) коллизии карточной игры послужили идеальной моделью для хореографической интриги, музыка балета целиком соответствует условно-ироническому действию. Дань Стравинского эпохе барокко – камерный концерт «Дамбартон-Окс» (1938), I часть которого стилизует «Бранденбургские концерты» И. С. Баха; в музыке Симфонии en Ut (in С, 1938–1940; начата во Франции, закончена в США) заметны черты русской мелодики; в бурном динамизме «Симфонии в трёх частях» («Симфония в трёх движениях», 1945) отразились волнения и тревоги военных лет. К типу бессюжетного спектакля относятся «Балетные сцены» (1944, для ревю Билли Роуза «Семь живых искусств»; Филадельфия, дирижёр М. Абраванель, балетмейстер А. Долин). Наметившаяся в опере-оратории «Царь Эдип», балете «Аполлон Мусагет» и мелодраме «Персефона» тяга к античной тематике нашла продолжение в балете «Орфей» по античному мифу (1948, Нью-Йорк, дирижёр Стравинский, балетмейстер Баланчин). Среди неоклассицистских опусов также Концерт для скрипки с оркестром (1931), Концерт для 2 фортепиано соло (1935), Базельский концерт для струнного оркестра (1940), кантата «Вавилон» (1944) и Месса (1948). Завершает неоклассический период последняя опера Стравинского «Похождения повесы» («The Rake’s Progress», либретто У. Х. Одена при участии Ч. Кальмана по мотивам серии гравюр У. Хогарта «Карьера мота»; 1951, Венеция, театр «Ла Фениче», с участием хора и оркестра театра «Ла Скала», дирижёр – автор). Образцом для Стравинского стали в первую очередь оперы В. А. Моцарта: сам он называл в качестве модели оперу «Так поступают все женщины», но не менее явственны следы «Дон Жуана». Другие источники вдохновения Стравинского – сочинения К. В. Глюка, английская балладная опера, классика 19 в. (П. И. Чайковский, К. М. фон Вебер, Ж. Бизе, Дж. Верди).
Законченные в 1953 г. «Три песни по Шекспиру» и Септет положили начало позднему периоду творчества, в котором преобладают вокальные произведения на священные тексты, заимствованные главным образом из Библии и литургического обихода. Новшеством для Стравинского стало обращение к серии, которую он трактовал поначалу свободно (впервые – в Кантате для солистов, хора и инструментального ансамбля, 1952), не придерживаясь строгой додекафонии, а начиная со «Священного песнопения во имя Святого Марка» («Canticum sacrum») для солистов, хора и оркестра (1955) – более строго. Среди сочинений, написанных с использованием серийной техники, – балет «Агон» (греч. – состязание; посвящён Л. Кёрстайну и Дж. Баланчину, 1957, Лос-Анджелес, дирижёр Р. Крафт; на сцене – Нью-Йорк, дирижёр Р. Ирвинг, балетмейстер Баланчин), «Плачи пророка Иеремии» («Threni», для солистов, хора и оркестра; Венеция, 1958), «Движения» («Movements») для фортепиано с оркестром (1959) и «Потоп» – «музыкальное представление» для певцов, чтецов, хора и оркестра (либретто Крафта по Книге Бытия и английским мираклям 15 в.; включает латинский Te Deum; телепремьера – 1962, CBS, Нью-Йорк). «Заупокойные песнопения» на слова канонического латинского реквиема (1966) – последний опыт обращения Стравинского к духовно-музыкальному жанру.
На протяжении жизни Стравинский постоянно перерабатывал собственные и чужие сочинения. К музыке балета «Жар-птица» композитор возвращался неоднократно, создав 3 разные сюиты и обработав отдельные номера. Балет «Петрушка» он перерабатывал в 1921 г. (фортепианная транскрипция 3 номеров), 1932 г. (переложение для скрипки и фортепиано), 1947 г. (2-я редакция балета – версия для уменьшенного состава оркестра). Православные тексты на церковнославянском языке в небольших хоровых сочинениях «Отче наш» (1926), «Символ веры» (1932) и «Богородице Дево, радуйся» (1932) композитор в 1949 г. заменил каноническими текстами католиков на латыни (соответственно, «Pater noster», «Credo» и «Ave Maria»). Сочинения других композиторов и народную музыку Стравинский обрабатывал в тех же подвижных границах: от инструментовки «Песен о блохе» Л. ван Бетховена и М. П. Мусоргского, свободных обработок (хоральные вариации И. С. Баха на тему рождественской песни, духовные песни Х. Вольфа, мадригалы К. Джезуальдо, русская народная песня «Дубинушка») до полномасштабного авторского переосмысления в балете «Поцелуй феи».
Литературное наследие Стравинского – большей частью плод соавторства, главный интерес в нём представляет автор как музыкант.