Музыканты

Россини Джоаккино

Росси́ни Джоакки́но, Джоаккино Антонио Россини (Gioachino Antonio Rossini) (29.2.1792, Пезаро – 13.11.1868, Паси, ныне в черте Парижа; в 1887 г. перезахоронен в базилике ), итальянский композитор, член (1806).

Сын оркестрового музыканта и певицы, с детства играл на разных музыкальных инструментах. С 1804 г. жил в Болонье, пел в церквах, в 1805 г. исполнил детскую партию в опере «Камилла, или Подземелье» . С 1806 г. учился в Болонском музыкальном лицее у В. Каведаньи (виолончель), С. Маттеи (контрапункт) и др. Самостоятельно изучал партитуры , , , писал вставные арии к операм, церковную вокальную музыку, сочинил 2 симфонии (около 1806, 1808). С начала 1810-х гг. сочинял оперы (первая – опера-сериа «Деметрий и Полибий», Рим, 1812), до 1829 г. написал 39 опер.

Основные пути его творчества определили (либретто Г. Росси и Л. Лекки по трагедии , 1813, театр , Венеция) и (либретто А. Анелли, 1813, театр «Сан-Бенедетто», там же). Вершина комического дарования Россини и кульминация истории оперы-буффа – написанная всего за 20 дней опера (другое название «Альмавива, или Тщетная предосторожность»; по комедии и оперному либретто Дж. Петроселлини, получившему наибольшую известность в интерпретации ; 1816, , Рим). В дальнейшем Россини драматургически и образно обновил жанр оперы-буффа, создав лирико-бытовую музыкальную комедию (театр «Валле», Рим) и оперу-семисериа (, Милан; обе 1817). Мастер вокального письма, Россини искал новые решения и в опере-сериа. Впервые в истории оперы обратился к сюжету трагедии (, либретто Ф. Берио ди Сальсы, 1816, театр «Фондо», Неаполь), открыв тем самым новый путь для итальянской оперы в целом. Значительная веха на пути преобразования оперы-сериа в народно-героическую оперу – «Моисей в Египте» (по «Осириде» Ф. Рингьери, 1818–1819, театр , Неаполь).

В 1822 г. вместе с женой, певицей , уехал на гастроли неаполитанской оперной труппы в Вену (там познакомился с ), затем посетил Париж и Лондон. В 1823 г. в Венеции поставлена музыкальная трагедия «Семирамида» (по Вольтеру).

В 1824 г. переехал в Париж, где до 1826 г. занимал пост директора «Театра Итальен», поставил в нём 8 своих опер, включая «Танкреда» и «Севильского цирюльника». Усвоив достижения французского оперного искусства, Дж. Россини переработал свою оперу «Магомет II» (под названием «Осада Коринфа», 1826, ), создал французскую редакцию оперы «Моисей в Египте» («Моисей и фараон», 1827, там же). В новом для Россини жанре французской комической оперы написана опера «Граф Ори» (1828, там же). Итогом исканий стала большая опера на сюжет швейцарской легенды (либретто Э. де Жуи по , 1829, там же), которая была воспринята с энтузиазмом парижской публикой. После «Вильгельма Телля» Россини к жанру оперы не обращался, и в целом его творческая активность резко снизилась. Причины, по которым на пике карьеры Россини решил оставить сочинительство, загадочны и до сих пор составляют предмет дискуссии. В 1835 г. создал сборник вокальной музыки «Музыкальные вечера» (12 ариетт и дуэтов, широко известна тарантелла «La Danza»).

В 1836–1855 гг. жил в Италии. В 1839 г. удостоен звания почётного консультанта Болонского музыкального лицея (ныне Болонская консерватория имени Дж. Б. Мартини), выполнял обязанности художественного руководителя лицея до 1848 г. Вернулся к духовной музыке, написал «Stabat mater» (в соавторстве с Дж. Тадолини, 1832; 2-я редакция 1841 целиком сочинена Россини), три хора «Вера, надежда, милость» (1844), «Tantum ergo» для мужского вокального терцета с оркестром (1847).

В 1855 г. вернулся во Францию. В 1857–1868 гг. писал салонные пьесы для фортепиано соло и различных камерных составов (всего 237), которые в первом полном издании 1880 г. сгруппированы в 14 тетрадей и изданы под названием «Грехи старости» (франц. «Péchés de vieillesse»). Ряд пьес снабжён экстравагантными «кулинарными» заголовками – «Сушёный инжир», «Фундук», «Анчоусы», «Корнишоны», «Масло» и т. п. Из этого сборника популярность сохраняют 3 «Венецианская регата». Последнее значительное произведение Дж. Россини – «Маленькая торжественная месса» (1863).

Высший офицер ордена Почётного легиона (1864).

Джоаккино Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль». Симфонический оркестр NBC, дирижёр А. Тосканини.
00:00 / 00:00

Редакция музыки
  • Итальянские композиторы