Россини Джоаккино
Росси́ни Джоакки́но, Джоаккино Антонио Россини (Gioachino Antonio Rossini) (29.2.1792, Пезаро – 13.11.1868, Паси, ныне в черте Парижа; в 1887 г. перезахоронен в базилике Санта-Кроче во Флоренции), итальянский композитор, член Болонской филармонической академии (1806).
Сын оркестрового музыканта и певицы, с детства играл на разных музыкальных инструментах. С 1804 г. жил в Болонье, пел в церквах, в 1805 г. исполнил детскую партию в опере «Камилла, или Подземелье» Ф. Паэра. С 1806 г. учился в Болонском музыкальном лицее у В. Каведаньи (виолончель), С. Маттеи (контрапункт) и др. Самостоятельно изучал партитуры Д. Чимарозы, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, писал вставные арии к операм, церковную вокальную музыку, сочинил 2 симфонии (около 1806, 1808). С начала 1810-х гг. сочинял оперы (первая – опера-сериа «Деметрий и Полибий», Рим, 1812), до 1829 г. написал 39 опер.
Основные пути его творчества определили опера-сериа «Танкред» (либретто Г. Росси и Л. Лекки по трагедии Вольтера, 1813, театр «Ла Фениче», Венеция) и опера-буффа «Итальянка в Алжире» (либретто А. Анелли, 1813, театр «Сан-Бенедетто», там же). Вершина комического дарования Россини и кульминация истории оперы-буффа – написанная всего за 20 дней опера «Севильский цирюльник» (другое название «Альмавива, или Тщетная предосторожность»; либретто Ч. Стербини по комедии П. Бомарше и оперному либретто Дж. Петроселлини, получившему наибольшую известность в интерпретации Дж. Паизиелло; 1816, «Театро Арджентина», Рим). В дальнейшем Россини драматургически и образно обновил жанр оперы-буффа, создав лирико-бытовую музыкальную комедию «Золушка» (театр «Валле», Рим) и оперу-семисериа «Сорока-воровка» («Ла Скала», Милан; обе 1817). Мастер вокального письма, Россини искал новые решения и в опере-сериа. Впервые в истории оперы обратился к сюжету трагедии У. Шекспира («Отелло, или Венецианский мавр», либретто Ф. Берио ди Сальсы, 1816, театр «Фондо», Неаполь), открыв тем самым новый путь для итальянской оперы в целом. Значительная веха на пути преобразования оперы-сериа в народно-героическую оперу – «Моисей в Египте» (по «Осириде» Ф. Рингьери, 1818–1819, театр «Сан-Карло», Неаполь).
В 1822 г. вместе с женой, певицей И. Кольбран, уехал на гастроли неаполитанской оперной труппы в Вену (там познакомился с Л. ван Бетховеном), затем посетил Париж и Лондон. В 1823 г. в Венеции поставлена музыкальная трагедия «Семирамида» (по Вольтеру).
В 1824 г. переехал в Париж, где до 1826 г. занимал пост директора «Театра Итальен», поставил в нём 8 своих опер, включая «Танкреда» и «Севильского цирюльника». Усвоив достижения французского оперного искусства, Дж. Россини переработал свою оперу «Магомет II» (под названием «Осада Коринфа», 1826, Парижская опера), создал французскую редакцию оперы «Моисей в Египте» («Моисей и фараон», 1827, там же). В новом для Россини жанре французской комической оперы написана опера «Граф Ори» (1828, там же). Итогом исканий стала большая опера «Вильгельм Телль» на сюжет швейцарской легенды (либретто Э. де Жуи по Ф. Шиллеру, 1829, там же), которая была воспринята с энтузиазмом парижской публикой. После «Вильгельма Телля» Россини к жанру оперы не обращался, и в целом его творческая активность резко снизилась. Причины, по которым на пике карьеры Россини решил оставить сочинительство, загадочны и до сих пор составляют предмет дискуссии. В 1835 г. создал сборник вокальной музыки «Музыкальные вечера» (12 ариетт и дуэтов, широко известна тарантелла «La Danza»).
В 1836–1855 гг. жил в Италии. В 1839 г. удостоен звания почётного консультанта Болонского музыкального лицея (ныне Болонская консерватория имени Дж. Б. Мартини), выполнял обязанности художественного руководителя лицея до 1848 г. Вернулся к духовной музыке, написал «Stabat mater» (в соавторстве с Дж. Тадолини, 1832; 2-я редакция 1841 целиком сочинена Россини), три хора «Вера, надежда, милость» (1844), «Tantum ergo» для мужского вокального терцета с оркестром (1847).
В 1855 г. вернулся во Францию. В 1857–1868 гг. писал салонные пьесы для фортепиано соло и различных камерных составов (всего 237), которые в первом полном издании 1880 г. сгруппированы в 14 тетрадей и изданы под названием «Грехи старости» (франц. «Péchés de vieillesse»). Ряд пьес снабжён экстравагантными «кулинарными» заголовками – «Сушёный инжир», «Фундук», «Анчоусы», «Корнишоны», «Масло» и т. п. Из этого сборника популярность сохраняют 3 канцонетты «Венецианская регата». Последнее значительное произведение Дж. Россини – «Маленькая торжественная месса» (1863).
Высший офицер ордена Почётного легиона (1864).