Михайлов Максим Дормидонтович
Миха́йлов Макси́м Дормидо́нтович [1(13).8.1893, деревня Кольцовка Ядринского уезда Казанской губернии, Российская империя, ныне Вурнарский район, Чувашия – 30.3.1971, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский певец (бас), народный артист СССР (1940), протодиакон Русской православной церкви.
Биография и творчество
Родился в крестьянской семье. С детства пел в церковном хоре. Окончил сельскую школу в Кольцовке и земскую школу в деревне Кошлауши (близ Кольцовки), где солировал в хоре. Благодаря школьному учителю пения К. Н. Поливанову, своему первому вокальному педагогу, распознавшему певческие способности Михайлова, перешёл в 2-классную школу в село Бетьки Лаишевского уезда Казанской губернии (ныне Рыбно-Слободский район Республики Татарстан) и окончил её за казённый счёт. В 1910 г. переехал в Казань, работал грузчиком на волжских пристанях, чернорабочим на рыбном заводе; начал заниматься вокалом с церковным певчим И. К. Самсоновым, пел в хоре казанского Спасо-Преображенского монастыря. Посещал как вольнослушатель пастырские курсы при Казанском духовном училище, одновременно занимался пением в Казанской бесплатной музыкальной школе (класс Ф. А. Ошустовича). В Казани впервые посетил оперный спектакль – «Жизнь за царя» М. И. Глинки с Ф. И. Шаляпиным в партии Ивана Сусанина. Исполнение Шаляпина стало одним из самых сильных художественных впечатлений Михайлова.
По окончании пастырских курсов (1914) был рукоположен во диаконы. Служил диаконом в кафедральном соборе Воскресения Христова в Уфе (1914–1917), протодиаконом – в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы в Омске (1918–1922), в церкви Воскресения Христова в Казани (1922–1924), с весны 1924 г. в Москве – в церкви Святителя Василия Кесарийского в Тверской-Ямской слободе (1924–1930), по приглашению – в Богоявленском соборе в Елохове и в храме Христа Спасителя. «Отца Максима очень ценил святой Патриарх Тихон, и после кончины архидиакона Розова [К. В. Розов] отец Максим стал протодиаконом, с которым чаще, чем с другими, служил Первосвятитель. <...> После смерти святого Патриарха Тихона отец Максим чаще всех архиереев служил с молодым епископом, потом архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским)» (Свенцицкий. 2015. С. 663). А. И. Орфёнов вспоминал о пении Михайлова в конце 1920-х гг.: «Мощная сила, наличие в тембре ошеломляющих по фактуре обертонов производили такое впечатление (особенно в молодые годы, когда голос певца был ещё совсем не обработан), словно на слушателей обрушивалась огромная звуковая лавина. И в то же время слух радовался красоте этого голоса, которому, казалось, нет ни конца ни края» (Орфёнов. 1974. С. 86).
В Москве одновременно с церковным служением М. Д. Михайлов начал самостоятельно изучать теорию музыки, брал уроки пения у солиста московского Большого театра В. В. Осипова. В 1929 г. прошёл прослушивание на радио; в 1930 г., прекратив служение протодиаконом (но оставаясь в церковном сане), стал солистом Всесоюзного радиокомитета, пел по радио арии из опер, песни и романсы. В Радиотеатре исполнил свою первую оперную партию – Монаха («Каменный гость» А. С. Даргомыжского). Партнёр Михайлова по спектаклю, солист Всесоюзного радиокомитета Г. А. Абрамов вспоминал об этой его работе: «Небольшая, но очень красивая и мягкая по вокальной линии партия как нельзя больше подходила к голосу и облику певца» (Абрамов Г. А. Из записок солиста радио).
В 1932–1956 гг. солист Большого театра. Дебютировал в партии Варяжского гостя («Садко» Н. А. Римского-Корсакова, 7 января 1933). Другие партии, исполненные Михайловым в Большом театре: Митюха («Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1933), Зарецкий («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, премьера постановки 24 апреля 1933, дирижёр В. Л. Кубацкий, режиссёр Л. В. Баратов), Боярин Шелога («Боярыня Вера Шелога» Римского-Корсакова, 1933), Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина, 1934), Сторож («Гугеноты» Дж. Мейербера, премьера постановки 23 мая 1934, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, режиссёр Н. В. Смолич), Князь Юрий Всеволодович («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», премьера постановки 25 декабря 1934, дирижёр Н. С. Голованов, режиссёр В. Л. Нардов), Собакин («Царская невеста» Римского-Корсакова, 1935), Старый каторжник («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича, 1-й исполнитель в Большом театре, премьера 26 декабря 1935, дирижёр Мелик-Пашаев), Генерал Листницкий («Тихий Дон» И. И. Дзержинского, 1-й исполнитель в Большом театре, премьера 25 марта 1936, дирижёр Голованов; обе – режиссёр Смолич), Андрей Дубровский («Дубровский» Э. Ф. Направника, премьера постановки 11 апреля 1936, дирижёр А. П. Чугунов, режиссёр Т. Е. Шарашидзе), Гремин («Евгений Онегин» Чайковского), 3-й корабельщик, Дед Мороз («Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» Римского-Корсакова; все – 1936), Светозар («Руслан и Людмила» Глинки, премьера постановки 14 апреля 1937, дирижёр С. А. Самосуд, режиссёр Р. В. Захаров), Фрол Дамасков («Поднятая целина» Дзержинского, 1-й исполнитель, премьера 23 октября 1937, дирижёр Самосуд, режиссёр Б. А. Мордвинов), Вакуленчук («Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко, 1938), Иван Сусанин (одноимённая опера Глинки, 1939), Иван Хованский («Хованщина» Мусоргского, 1940), Чуб («Черевички» Чайковского, премьера постановки 14 января 1941, дирижёр Мелик-Пашаев, режиссёр Р. Н. Симонов; Сталинская премия 1-й степени за 1941, вручена в 1942), Отец Лоран («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, 1945), Пимен («Борис Годунов» Мусоргского, премьера постановки 20 июня 1946, дирижёр Мелик-Пашаев, режиссёр Баратов), Фёдор («Великая дружба» В. И. Мурадели, 1-й исполнитель в Большом театре, премьера 7 ноября 1947, дирижёр Мелик-Пашаев, режиссёр Б. А. Покровский). Последний раз артист выступил на сцене Большого театра 17 января 1957 г. в партии Ивана Сусанина.
Среди лучших партий: Кончак, Чуб, Собакин, Гремин, Пимен. Об исполнении Михайловым роли Кончака вспоминал А. И. Орфёнов: «Певец, казалось, был рождён для этой роли. Коренастый, приземистый, словно вырубленный из могучего дуба, под гримом – настоящий половчанин, дикий хозяин степных просторов (узкие, хитрые глаза, резко очерченные скулы…). Никогда не забыть его рокочущее беспредельно тянущееся нижнее фа ("Ужас смерти сеял мой булат") и громоподобное ре в финале арии ("Если хочешь, любую из них выбирай"). У Михайлова Кончак был предельно искренен; ведь ему нечего выпытывать у Игоря» (Орфёнов. 1974. С. 87).
Высшим достижением М. Д. Михайлова на оперной сцене стал образ Ивана Сусанина. По словам А. А. Гозенпуда, «Михайлов создал фигуру, на редкость цельную и правдивую, характер сложный и многообразный. <…> Преданность Родине, любовь к детям, смертная тоска и одновременно сознание необходимости пожертвовать собой во имя Отчизны – сливались в нерасторжимом единстве. В исполнении Михайлова человеческое и гражданское содержание образа было нераздельно» (Гозенпуд А. А. Русский советский оперный театр. Ленинград, 1963. С. 261–262). С особым волнением воспринимался зрителями образ Сусанина в исполнении Михайлова в годы Великой Отечественной войны. По воспоминаниям И. И. Масленниковой, «фраза "Страха не страшусь, смерти не боюсь! Лягу за святую Русь!" встречалась неизменными овациями» (Масленникова. 1983).
Обладал редким по силе и красоте басом-профундо большого диапазона, который, по словам Н. Д. Шпиллер, свободно наполнял «звуковой волной огромные залы, с лёгкостью прорезая оркестровое звучание». Вместе с тем М. Д. Михайлов «необыкновенно владел мягкостью красок. Достаточно вспомнить исполнение арии Кончака или прощание Сусанина с Антонидой. Переход от громадного наполнения к нежному, тёплому звучанию был незабываем» (Шпиллер Н. Д. Явление уникальное // Большой театр. 1994. 21 января). Исполнительский стиль Михайлова отличали выразительность речи, естественность интонаций, простота поведения на сцене. Его артистической индивидуальности присущи «искренность, непосредственность, доброта, чувство юмора, ярко выраженные национальные черты» (Масленникова. 1983).
Выступал с концертами, в которых исполнял оперные арии, романсы, русские народные и советские песни. В годы Великой Отечественной войны в составе концертных бригад выезжал на фронт. Гастролировал во многих регионах и городах СССР, за рубежом – в Италии (1950), Китае (1952), Норвегии (1953), Румынии, КНДР (1954), Венгрии, Австрии, ГДР (1955) и других странах.
Аудиозаписи. Фильмы
С участием М. Д. Михайлова записаны оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1936–1939, Гремин и Зарецкий; дирижёры А. И. Орлов, А. Ш. Мелик-Пашаев), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1938, Светозар и Голова; дирижёр С. А. Самосуд), «Князь Игорь» А. П. Бородина (1941, дирижёр Мелик-Пашаев), «Царская невеста» (1943, дирижёр Л. П. Штейнберг), «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (1946, дирижёр К. П. Кондрашин), «Иван Сусанин» Глинки (1947–1950, дирижёры Мелик-Пашаев, В. В. Небольсин), «Ромео и Джульетта» Гуно (1947, дирижёр Орлов; 1948, дирижёр В. В. Небольсин), «Черевички» Чайковского (1948, дирижёр Мелик-Пашаев), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1949, дирижёр Н. С. Голованов), арии и сцены из опер, романсы, народные и советские песни, устные воспоминания. Изданы сольные грампластинки и CD.
Снялся в фильмах «Киноконцерт 1941 года» (1941, режиссёр И. М. Менакер и др.; исполнил «Шотландскую застольную» Л. ван Бетховена), «Концерт фронту» [1942, режиссёр М. Я. Слуцкий; исполнил русские народные песни «Вдоль по Питерской» и «Яр хмель» (дуэт с И. С. Козловским)], «Киноконцерт к 25-летию Красной армии» [1943, режиссёры С. А. Герасимов, Е. Л. Дзиган, М. К. Калатозов; исполнил дуэт «Моряки» К. П. Вильбоа (с Козловским) и «Волжскую песню»], «Иван Грозный» (1944, Протодиакон, режиссёр С. М. Эйзенштейн), «Глинка» (1946, О. А. Петров, режиссёр Л. О. Арнштам), «Большой концерт» (1951, камео, Кончак, режиссёр В. П. Строева), «Концерт мастеров искусств» (1952, Иван Сусанин, режиссёр А. В. Ивановский), «Песни родной стороны» (1953, режиссёр А. В. Фролов, исполнил песню «Вдоль по Питерской»), фильмах-операх «Черевички» (1944, Чуб; режиссёры М. Г. Шапиро, Н. Н. Кошеверова), «Борис Годунов» (1954, Пимен, режиссёр Строева). Имеются съёмки выступлений М. Д. Михайлова в годы Великой Отечественной войны (хранятся в Российском государственном архиве кинофотодокументов), отдельных концертных номеров («Бурлацкая песня» С. В. Рахманинова, 1953) и др. Певцу посвящены телефильмы «Народный артист» (1972, режиссёр Л. А. Нечаев, с участием Козловского), «Мастера русской оперы: М. Д. Михайлов» (1987, режиссёр Г. Д. Бабушкин, с участием Б. Я. Златогоровой, А. И. Орфёнова, И. И. Петрова), «Максим Михайлов: русский бас» (2008, режиссёр Ю. Исаченков, с участием И. И. Масленниковой, А. Ф. Ведерникова и др.), радиопередачи (некоторые хранятся в Гостелерадиофонде).
Награды
Сталинская премия 1-й степени за достижения последних 6–7 лет (вручена в 1941). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1937), орденом Ленина (1951).
Память
В Москве на фасаде дома, где М. Д. Михайлов жил в 1940–1971 гг., открыта мемориальная доска (Тверская улица, дом 15; 1972). В деревне Кольцовка (Чувашия) установлен его бюст. В Чебоксарах с 1991 г. проходит ежегодный Международный оперный фестиваль имени М. Д. Михайлова. С 2018 г. его имя носит детская музыкальная школа г. Канаш (Чувашия).
Семья
Сын – Игорь Максимович Михайлов (1920–1983), певец (бас), солист Большого театра, исполнял преимущественно партии второго плана. Снялся в фильме-опере «Борис Годунов» (1954, Пристав), в сцене дуэли из оперы «Евгений Онегин» с участием С. Я. Лемешева и Е. С. Белова (1960, Зарецкий).
Внук – Максим Игоревич Михайлов (1962–2018), певец (бас), народный артист Чувашской Республики (1999), солист Большого театра.