Минкус Людвиг
Ми́нкус Лю́двиг (Ludwig Minkus; также Луи Минкус, Louis Mincous, Леон Минкус, Léon Minkous; настоящее имя Алоизий Бернард Филипп, Aloysius Bernhard Philipp; в России известен как Людвиг Фёдорович Минкус) (23.3.1826, Вена – 7.12.1917, там же), австрийский и российский скрипач, дирижёр, композитор.
Биографические сведения. Карьера скрипача и дирижёра
Отец – владелец венского ресторана Теодор Иоганн Минкус (Панова. 2019. С. 14) – еврейского происхождения, был выходцем из Моравии (Letellier. 2008. Р. 5). Последнее, предположительно, стало основой неверных сведений о месте рождения самого Л. Минкуса (некоторые исследователи ошибочно указывают г. Грос-Мезерич, ныне г. Вельке-Мезиржичи, близ Брно, Чехия).
Л. Минкус рано обнаружил музыкальные способности и с четырёх лет начал учиться игре на скрипке у педагога, которого пригласил отец. В игре на скрипке добился успехов и в 1838 г. поступил в Венскую консерваторию (класс скрипки Й. Бёма, обучался также композиции), которую окончил в 1842 г. Во время обучения начал выступать в концертах.
Относительно следующих 10 лет жизни Минкуса достоверных сведений почти нет; так что неизвестно, выезжал ли он в это время из Австрии для работы в других странах. В одних источниках указывается, что он «работал как скрипач и дирижёр в Париже» (Сафонова. 2016. С. 444), в других – что «в разное время он подавал прошения о выдаче проездных документов в Германию, Францию и Англию. Но нет никаких других доказательств того, что в это время он посещал Париж» (Letellier. 2008. Р. 6).
В 1852 г. Минкус был приглашён в Венскую придворную оперу на должность скрипача-солиста, но работа в оркестре его не привлекла и в конце того же года он подал в отставку. В том же 1852 г. он получил предложение от князя Н. Б. Юсупова (из рода Юсуповых) занять место капельмейстера княжеского крепостного оркестра (Панова. 2019. С. 17) и в 1853 г. переехал в Россию.
В оркестре князя Юсупова Минкус проработал до 1855 г., после чего получил место скрипача в оркестре Санкт-Петербургской Императорской Итальянской оперы. Критика уже в то время была к нему благожелательна: «Италиянская опера открылась в понедельник "Ломбардами" [опера «Ломбардцы в первом крестовом походе» Дж. Верди – А. Г.] <…> Скрипичное соло отлично исполнил г-н Минкус и заслужил громкие рукоплескания» (Раппапорт. 1858. С. 416). Автор заметки сообщал также: «известный любитель и покровитель артистов, граф Григорий Кушелев-Безбородко, желая почтить и поощрить прекрасный талант нашего скрипача, подарил ему отличного страдивариуса, приобретённого им в последнюю поездку за границу. Скрипка эта найдена была в знаменитой коллекции Паганини и первоначально продана за 8000 франков; граф заплатил за неё 1100 р<ублей> с<еребром>. Конечно, это один из лучших инструментов, находящихся в России, и весьма приятно, что находится в руках опытного артиста» (Раппапорт. 1858. С. 416). В 1855 г. в Санкт-Петербурге Минкус женился на Марии-Антуанетте Шварц.
В конце 1860 г. Дирекцией Императорских театров переведён в Москву в оркестр Большого театра на должность концертмейстера оркестра. Одновременно занимал административные должности: с 1869 г. инспектор балетной музыки при Дирекции Московских Императорских театров, заведовал библиотекой партитур и музыкальными инструментами.
В Москве, наряду со службой в театре, Минкус продолжил исполнительскую деятельность, участвовал в квартетных вечерах Московского отделения Русского музыкального общества (РМО, с 1869 Императорское – ИРМО) как скрипач и альтист (в том числе до 1871 участвовал в квартете Ф. Лауба) (Давидян Р. Р. Квартетное искусство. Москва, 1984. С. 23–25).
К 1865 г. относится первое упоминание о Минкусе-дирижёре: в одном из симфонических концертов РМО он дирижировал увертюрой Г. Берлиоза «Тайные судьи» («Les Francs-juges»), увертюрой и антрактом из музыки Дж. Мейербера к трагедии «Струэнсе» («Struensee») П. Барбье, а также аккомпанировал певцам.
В том же 1865 г. получил предложение от Н. Г. Рубинштейна занять место преподавателя игры на скрипке в Музыкальных классах Московского отделения РМО. Благодаря его педагогической деятельности «значительно усилилась популярность скр<ипичных> классов, увеличился контингент учеников, составивший затем основу классов МК [Московской консерватории]» (Сафонова. 2016. С. 444). С открытием Московской консерватории (1866) занял место профессора по классу скрипки (работал здесь до 1872).
После кончины в 1870 г. Ц. Пуни, около 20 лет состоявшего в должности композитора при Санкт-Петербургских Императорских театрах, Минкус писал директору театров барону К. К. Кистеру: «После смерти Пуни я обратился письменно к Вашему Превосходительству с предложением заменить его. Когда же вскоре я был в Петербурге, Ваше Превосходительство объявили мне, что директор Гедеонов не расположен дать мне это место. Теперь здесь носятся слухи, что г. Гедеонов оставляет театр, то и я осмелюсь обратиться опять к Вашему Превосходительству с тем же предложением заменить г. Пуни и смею надеяться, что Вы и теперь не оставите меня своим покровительством» (цит. по: Панова. 2019. С. 52).
В 1871 г. Минкус переехал в Санкт-Петербург, заключив контракт с Дирекцией Императорских театров с обязанностью занять место «композитора балетной музыки, скрипача-солиста и в случае надобности дирижёра балетного оркестра» (цит. по: Панова. 2019. С. 53). Занимал его до упразднения должности балетного композитора в 1886 г. Солистка Императорской балетной труппы Е. О. Вазем писала впоследствии: «Минкус как композитор был серьёзнее Пуни и отличался большей аккуратностью. У него всегда всё бывало готово вовремя. Работал он исключительно дома и на репетициях показывался редко» (Вазем. 2009. С. 192).
Выйдя в отставку в 1886 г., Минкус ещё некоторое время жил в Санкт-Петербурге, изредка сотрудничал с М. И. Петипа, в том числе написал для него свою последнюю балетную партитуру – «Калькабрино» (1891).
В 1892 г. вместе с семьёй покинул Россию и вернулся в Вену, жил на пенсию Дирекции Императорских театров.
Есть предположение, что Минкус стал одной из первых жертв пандемии «испанки». Похоронен в Вене на кладбище Дёблингер, однако в 1939 г. могила была утрачена: «в рамках политики национал-социализма все кладбища систематически очищались. Все останки, считавшиеся нежелательными (прежде всего – евреев) или без документально подтверждённой ежегодной платы за захоронение, эксгумировались и перемещались в общую могилу. Минкус не соответствовал обоим критериям» (Letellier. 2008. Р. 16).
Людвиг Минкус – композитор
Первые известные ныне сочинения Минкуса относятся к 1840-м гг. В 1846 г. он опубликовал Двенадцать этюдов для скрипки соло ор. 6 и посвятил их своему учителю – Й. Бёму; эта «своего рода малая энциклопедия штриховой техники» (Панова. 2019. С. 16) неоднократно переиздавалась. Имеется упоминание об изданных примерно в то же время пяти пьесах для скрипки (Letellier. 2008. Р. 6).
Известность композитору принесла балетная музыка, сочинением которой он занялся позднее, в 1860-е гг., живя в Москве. Данные некоторых энциклопедических изданий (Сафонова. 2016. С. 444) о том, что впервые Минкус проявил себя как автор балетной музыки уже в 1846 г. в связи с работой над партитурой «Пахиты», неверны: Минкус не принимал участия в сочинении музыки к этому балету (впервые поставлен в 1846 в Парижской опере), а работал в дальнейшем с уже созданной Э. Дельдевезом партитурой, создав её вариант для постановки в Мариинском театре (1881, балетмейстер Петипа).
Первая известная работа Минкуса для балетного театра – четырёхактный балет «Два дня в Венеции» (1862, балетмейстер К. Блазис), поставленный в московском Большом театре. Особого успеха балет не имел, однако этой работой Минкус заявил о себе как о композиторе, способном успешно сотрудничать с балетмейстером.
Далее последовала работа по редактированию музыки балета «Орфа» А. Адана для московского Большого театра (1862, балетмейстер Блазис), которую (согласно практике отечественного балета того времени) требовалось переоркестровать и несколько «приноровить» к новой хореографической редакции (балет был поставлен в первый раз в 1852 в Парижской опере, балетмейстер Ж. Мазилье). Кроме того, по просьбе Блазиса Минкус дописал отсутствовавший в оригинальном варианте антракт. В 1863 г. для того же балетмейстера Минкус аранжировал сборную партитуру балета «Пигмалион» (Letellier. 2008. Р. 7).
Мелодически простая, ритмически чёткая музыка Минкуса служила необходимой поддержкой танца, иллюстрировала его рисунок. Подавляющее большинство балетных партитур Минкус создал в сотрудничестве с работавшими в России французскими балетмейстерами А. Сен-Леоном и М. И. Петипа. Первым таким примером стала партитура балета «Пламя любви, или Саламандра» (1863, московский Большой театр, балетмейстер Сен-Леон), который уже в 1864 г. появился на петербургской императорской сцене под названием «Фиаметта, или Торжество любви» (с изменениями, которых требовали несколько пересмотренное либретто и хореография). В том же 1864 г. Сен-Леон, который во время отпусков регулярно ставил спектакли в Парижской опере, показал там тот же балет, но под названием «Немея, или Отмщённый амур»; для обновления партитуры Минкус ездил в Париж вместе с Сен-Леоном. Постановка принесла Минкусу долю успеха и на некоторое время задержалась в репертуаре Парижской оперы (балет появлялся в репертуаре до 1871).
Вероятно, благодаря Сен-Леону композитор получил возможность принять участие в создании ещё одного балета для Парижской оперы – «Ручей» («La Source», 1866, балетмейстер Сен-Леон). В нём он выступил соавтором молодого Л. Делиба (Минкус написал 1-й акт и 2-ю картину 3-го акта, Делиб – 2-й акт и 1-ю картину 3-го акта).
В 1867 г. Минкус написал для Сен-Леона балет «Золотая рыбка», воспользовавшись при его создании некоторыми фрагментами своей музыки к балету «Ручей», с которым петербургская публика не была знакома. Минкусу принадлежит и музыка балета «Лилия» (1869) – одного из последних балетов Сен-Леона, поставленных в России.
После А. Сен-Леона Минкус долгое время сотрудничал с М. И. Петипа, для которого написал большинство своих балетных партитур. Первым из этой череды стал «Дон Кихот», воплотившийся в двух авторских версиях (как музыкальных, так и хореографических). Четырёхактная версия, осуществлённая в Москве в 1869 г., – комическая, представляла зрителям россыпь испанских характерных танцев. Когда в 1871 г. по просьбе Петипа композитор перерабатывал партитуру для постановки в Петербурге, он расширил её до пяти актов (в соответствии с запросами столичной публики было уменьшено количество испанских танцев и увеличено количество классических па) и несколько трансформировал общую музыкальную драматургию в соответствии с изменением либретто.
Сотрудничество с М. И. Петипа продолжилось и в последующие годы, когда композитор почти каждый театральный сезон предоставлял балетмейстеру новую партитуру; результатом их совместной работы стали балеты: «Камарго» (1872), «Бабочка» (1874), «Бандиты» (1875), «Приключения Пелея» (1876), «Сон в летнюю ночь» (1876), «Баядерка» (1877), «Роксана, краса Черногории» (1878), «Дочь снегов» (1879), «Фризак-цирюльник, или Двойная свадьба» (1879), «Млада» (1879), «Зорайя, или Мавританка в Испании» (1881), «Пахита» (1881), «Ночь и день» (1883), «Жертвы Амуру» (1886), «Калькабрино» (1891). В 1886 г. на торжественном открытии перестроенного Мариинского театра была представлена феерия «Волшебные пилюли», для которой Петипа поставил танцы и дивертисмент на музыку, написанную Минкусом.
«Баядерка», наряду с «Дон Кихотом», – одна из вершин совместного творчества Минкуса и Петипа. Её 3-й акт («Тени») нередко исполняется отдельно, обретая в таком случае облик одноактного, почти бессюжетного балета.
В ряде балетов композитор заново оркестровал и дополнял в соответствии с запросами балетмейстера партитуры других авторов. Так, при написании музыки балета «Бабочка» (балетмейстер М. И. Петипа, 1874, по М. Тальони, 1860) Минкус воспользовался оригинальной партитурой Ж. Оффенбаха. Основу партитуры одноактного балета «Сон в летнюю ночь» (балетмейстер Петипа, 1876), поставленного в торжественном спектакле в Петергофе, составила музыка Ф. Мендельсона к одноимённой комедии У. Шекспира, к которой Минкус дописал отдельные номера.
В 1879 г. композитор работал над музыкой фарсового балета «Фризак цирюльник, иди Двойная свадьба», который представлял собой новую редакцию спектакля («Frisac, ou la double noce»), в первый раз поставленного Ж.-А. Петипа на музыку Ж.-Ф. Снеля в брюссельском театре «Ла Монне» в 1825 г. (Isnardon J. Le théâtre de la Monnaie depuis sa fondation jusqu'à nos jours. Bruxelles, 1890. P. 235) (в некоторых изданиях указана неверная дата – 1822; см., например: Петербургский балет. Три века. Хроника. Т. 3. Санкт-Петербург, 2015. С. 200). Для новой версии Минкус не только сделал оркестровку, но и вместе с М. И. Петипа перекомпоновал музыку, превратив двухактный балет в одноактный.
В 1881 г., когда М. И. Петипа создавал собственную версию балета «Пахита», Минкус переработал для него партитуру Э. Дельдевеза, дописал ряд номеров, в числе которых и знаменитое Grand pas.
Кроме того, Минкус сочинял вставные вариации и па, включавшиеся по просьбе балетмейстера или исполнителя (чаще – исполнительницы) в репертуарные балеты. Так, например, ему принадлежит вариация Жизели из 2-го акта одноимённого балета А. Адана в редакции М. И. Петипа (1884).
Музыка Минкуса способствовала значительным достижениям в области хореографии.