Веберн Антон фон
Ве́берн А́нтон фон (Anton von Webern) (3.12.1883, Вена – 15.9.1945, Миттерзилль), австрийский композитор, дирижёр.
Представитель новой венской школы. Наиболее радикальный композитор-новатор 1-й половины 20 в. Отец А. фон Веберна, крупный чиновник, принадлежал к старинному дворянскому роду. Веберн начал серьёзно заниматься музыкой с 1895 г., играл на виолончели в любительском оркестре. Первые музыкальные сочинения (инструментальные пьесы, песни) относятся к 1899 г. В этот период Веберн создал несколько литературных сочинений (стихи, очерки, пьеса). В 1906 г. окончил Институт музыковедения Венского университета (изучал историю музыки у Г. Адлера, контрапункт у К. Навратила, гармонию у Г. Греденера) и получил степень доктора философии. Полифоническая техника композиции (в особенности канон), которую Веберн изучал в ходе работы над диссертацией (посвящена творчеству Х. Изака), стала в дальнейшем основой многих его произведений. В начале 1900-х гг. Веберн писал музыку в позднеромантическом стиле (8 песен; идиллия для оркестра «В летнем ветре» по Б. Вилле, 1904).
В 1904–1908 гг. занимался композицией у А. Шёнберга, который стал для А. фон Веберна главным авторитетом в музыке. В кругу учеников Шёнберга в 1904 г. познакомился с А. Бергом, который всю жизнь оставался близким другом Веберна. Сочинения этого периода (медленная часть Квартета, циклы песен на стихи Р. Демеля и С. Георге, Пассакалия для оркестра op. 1, хор «Ускользайте на лёгких челнах» op. 2) ещё сохраняли тональную основу. Оригинальный стиль Веберна, связанный с переходом в атональную систему музыкального языка, проявил себя в песнях для голоса и фортепиано на слова Георге (ор. 3 и ор. 4, 1909). Вершин атонального стиля Веберн достиг в циклах инструментальных миниатюр: 5 пьес для струнного квартета ор. 5 (1909); 6 пьес для оркестра ор. 6 (1913); 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913).
В 1908–1914 гг. А. фон Веберн, продолжая сочинять, был вынужден заниматься нелюбимой работой – дирижированием опереттой (на курортах в Бад-Ишле, Теплице, Данциге, Штеттине). В начале 1-й мировой войны (1914) вступил добровольцем в Красный Крест и приложил все усилия для отзыва из армии А. Шёнберга. В 1916–1920 гг. (с перерывами) также работал дирижёром оперы в Новом немецком театре в Праге.
Произведения А. фон Веберна были впервые опубликованы в 1920 г. в венском издательстве Universal Edition. Всё более значительной становилась его дирижёрская деятельность: в 1921–1922 гг. дирижёр венского Шубертовского союза, в 1921–1926 гг. руководитель мужского хора в Мёдлинге (близ Вены), c 1923 г. хормейстер Певческого общества, в 1927–1928 гг. дирижёр общедоступных Рабочих симфонических концертов в Вене. В 1927–1935 гг. регулярно выступал с оркестром Австрийского радио. Наряду с классическим репертуаром Веберн исполнял сочинения А. Брукнера и Г. Малера, новейшую музыку, революционные хоры и песни Х. Эйслера. Его дирижёрская манера была страстной, экстатичной, в противоположность его музыке – эмоционально сдержанной.
В 1924 г. в технике сочинения и эстетике А. фон Веберна совершился поворот: по примеру А. Шёнберга он стал применять додекафонию (первое полностью додекафонное сочинение – Струнное трио op. 20, 1928). В выдающейся по совершенству Симфонии ор. 21 (1928) он открыл новый метод композиции на основе додекафонии – сериализм. При этом Веберн исходил из техники канона и одновременно использовал принцип вариационности. Вершины его хоровой музыки – 3 кантаты на стихи Х. Йоне: «Свет глаз» op. 26 (1935), ор. 29 (1939) и ор. 31 (1943). Веберн также заложил основы пуантилизма (II часть Вариаций для фортепиано op. 27, 1936, и др.). Значимая черта зрелых сочинений Веберна – их афористичность и лаконизм (Симфония op. 21 звучит около 9 мин).
В 1932–1933 гг. А. фон Веберн преподавал частным образом композицию и форму (курс лекций, записанный его учеником В. Райхом, опубликован в 1960). С усилением влияния нацизма закончилась дирижёрская карьера Веберна: в 1934 г. рабочие культурные организации в Австрии были распущены. Последнее его выступление в качестве дирижёра состоялось в мае 1936 г. в Лондоне с Оркестром Би-Би-Си (концерты памяти А. Берга; сохранилась аудиозапись). После аншлюса (1938) Веберн оказался в полной изоляции; причисленные к «культурбольшевизму», его сочинения на родине были официально запрещены. В конце марта 1945 г. он бежал от наступавших советских войск в горы на юге Австрии. Уже после капитуляции Германии Веберн был убит случайным выстрелом американского солдата.
Творчество А. фон Веберна, его музыкальный язык и техника легли в основу послевоенного «второго авангарда».