Премьера Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича в Куйбышеве 5 марта 1942 г.
Премьера Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича в Куйбышеве 5 марта 1942 г. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. многие деятели искусства – музыканты, писатели, режиссёры – были эвакуированы в Куйбышев (ныне Самара). С октября 1941 г. по август 1943 г. там находилась значительная часть труппы Большого театра. Несмотря на войну, культурная жизнь в городе продолжалась: в этот период в Куйбышевской филармонии проходили симфонические концерты Большого театра, с мая 1942 г. они стали еженедельными.
В Куйбышеве Д. Д. Шостакович завершил сочинение Седьмой симфонии, начатой в блокадном Ленинграде и посвящённой «городу Ленинграду». Впервые она прозвучала в домашней обстановке в фортепианном переложении в 4 руки. Солистка оркестра Большого театра В. Г. Дулова вспоминала: «Своеобразная премьера Седьмой (Ленинградской) симфонии <…> состоялась во время эвакуации в г. Куйбышеве в нашей комнате, где стояло взятое напрокат моим мужем [А. И. Батуриным. – И. П.] пианино. Пришли Д. Д. Шостакович, Л. Н. Оборин и А. Ш. Мелик-Пашаев. По только что законченной партитуре Дмитрий Дмитриевич и Л. Оборин, сев за инструмент, начали играть в 4 руки симфонию. На звуки музыки пришёл живший этажом ниже С. А. Самосуд и тихо встал в дверях. Последние аккорды… Мы <…> долго и молча сидели, боясь разрушить нахлынувшие на нас чувства» (Война и музыка : Большой театр в годы войны, 1945–2015. Москва, 2015. С. 140).
Подготовка исполнения симфонии оркестром Большого театра велась в тяжёлых условиях. «Нет нотной бумаги, нет переписчиков, а работа по расписыванию партий – грандиозная, – читаем дальше у В. Г. Дуловой. – Из Москвы специальным самолётом прислали требовавшуюся бумагу (и это в то время, когда враг рвался в Москву!), музыканты Большого театра сами брались расписывать голоса <…> Интерес был огромен, Д. Д. Шостаковича осаждали корреспонденты иностранных газет <…> И вот, наконец, начались репетиции. Мы шли на них, как на праздник» (Война и музыка ... С. 140–141). Барабанщик В. П. Штейман вспоминал: «за неимением подструнников для малого барабана, наш инструментальный мастер натягивал на кожу барабана… спираль от электроплитки!..» (Война и музыка ... С. 142).
5 марта 1942 г. во Дворце культуры имени В. В. Куйбышева оркестр Большого театра под управлением С. А. Самосуда впервые исполнил «Ленинградскую симфонию» (Полный перечень исполнителей см. в книге: Парфёнова И. Н. Большой театр России в биографиях музыкантов. Москва, 2018. С. 114–115).
Среди слушателей, наряду с автором симфонии, находились дирижёры Большого театра А. Ш. Мелик-Пашаев и Л. П. Штейнберг, балетмейстер А. М. Мессерер, певцы И. С. Козловский и М. О. Рейзен, писатели В. П. Катаев, А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург, скрипач Д. Ф. Ойстрах, пианист Л. Н. Оборин, режиссёр С. М. Михоэлс.
Симфония произвела огромное впечатление. В. Г. Дулова вспоминала: «Публика стоя приветствовала автора и исполнителей. У многих музыкантов на глазах были слёзы, незнакомые люди обнимали друг друга, поздравляли с грядущей победой» (Война и музыка ... С. 141). Артист балета В. В. Кудряшов (1923–2023) так рассказывал о событии: «Зал был забит. Много было известных людей, представителей правительства, дипломатов, военных, деятелей культуры. Я их видел в антракте, когда мы гуляли в перерыве по фойе. <...> Седьмая симфония была во втором отделении. Успех был огромный. Все встали. Зал бурно аплодировал. Мы понимали, что стали свидетелями чего-то очень грандиозного. Шостакович сидел в первых рядах где-то в середине. Он привстал, повернулся, снял очки и руками начал что-то неловкое и протестующее изображать, чем вызвал ещё более сильный шквал аплодисментов. Его заставили подняться на сцену. Трудно передать словами моё впечатление по истечении многих десятилетий, но тогда я понял, что такое настоящий успех» (цит. по: Сто лет Владимиру Кудряшову! // Большой театр).
Исполнение транслировалось по Всесоюзному радио и вызвало мировой резонанс. Уже 6 марта 1942 г. фотонегативы рукописи были отправлены в Великобританию и США. 29 марта 1942 г. состоялось первое исполнение симфонии в Москве в Колонном зале Дома союзов под управлением С. А. Самосуда силами объединённого оркестра Радиокомитета и оставшихся в столице артистов оркестра Большого театра; специально для участия в московской премьере из Куйбышева вылетели фаготист М. И. Халилеев и барабанщик В. П. Штейман. 22 июня симфония была исполнена в Лондоне под управлением Г. Вуда, 19 июля – в Нью-Йорке под управлением А. Тосканини (концерт транслировался всеми радиостанциями США). 9 августа 1942 г. симфония прозвучала в блокадном Ленинграде под управлением К. И. Элиасберга.
«Ленинградская симфония» стала символом борьбы с фашизмом.