Пети Ролан
Пети́ Рола́н (Roland Petit) (13.1.1924, Вильмомбль – 10.7.2011, Женева, похоронен в Париже), французский артист балета, хореограф.
В 1933–1940 гг. учился в школе при Парижской опере, в 1940–1944 гг. артист этого театра. Совершенствовался также у русских педагогов – мадам Рузанн (Р. Саргисян) и Бориса Князева. Одна из первых значительных партий – Кармело («Любовь-волшебница» М. де Фальи, балетмейстер С. Лифарь).
Первые постановочные опыты в 1942–1944 гг. Как исполнитель и хореограф участвовал в «Вечерах танца» в парижском Театре Сары Бернар (1944).
В 1945 г. организовал труппу «Балет Елисейских Полей», которой руководил до 1947 г. (среди постановок: «Бродячие комедианты» А. Соге, «Свидание» Ж. Косма, обе – 1945; «Юноша и Смерть» на музыку И. С. Баха, 1946). В 1948–1967 гг. возглавлял собственную труппу «Балет Парижа», одновременно ставил балеты в других театрах и труппах Европы: «Девушки ночи» Ж. Франсе (1948), «Кармен» на музыку Ж. Бизе (1949), «Пожирательница бриллиантов» Ж.-М. Дамаза (1950), «Волк» А. Дютийё (1953), «Комната» Ж. Орика (1955), «Сирано де Бержерак» М. Констана (1959) и многие другие.
Сотрудничал с Голливудом.
Первые новаторские постановки Пети можно рассматривать как реакцию на академический стиль спектаклей Парижской оперы. В них наметились 2 основные линии его творчества – лирико-драматическая, достигающая иногда трагедийного звучания, и гротесково-комедийная. В 1965–1972 гг. работал в Парижской опере (балеты: «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра, 1965; «Турангалила» на музыку О. Мессиана, 1968; в 1970 в течение 6 месяцев возглавлял балетную труппу).
В 1970–1975 гг. владел кабаре «Казино де Пари», для которого ставил ревю.
Среди постановок в других театрах: «Потерянный рай» (Королевский балет, Лондон) и «24 прелюдии» Констана (Гамбург; обе – 1967), «Экстазы» на музыку А. Н. Скрябина (1968, «Ла Скала», Милан), «Пеллеас и Мелизанда» на музыку А. Шёнберга (1969, Королевский балет, Лондон), «Дикс, или Эрос и Смерть» на сборную музыку (1993, Берлинская государственная опера), «Балет на музыку Дюка Эллингтона» (2001, «Асами Маки балле», Токио), «Лихорадка субботним вечером» на музыку группы Bee Gees (2008, Валенсия). В этих постановках в полной мере обнаружился его дар пластически-выразительной компоновки массовых сцен и остропсихологической индивидуализации образов.
В 1972–1998 гг. Пети – организатор и руководитель Марсельского балета, где возобновил ряд прежних постановок и осуществил новые: «Зажигайте звёзды!» на сборную музыку (1972, по произведениям В. В. Маяковского), «Арлезианка» на музыку Бизе и «Пруст, или Перебои сердца» на сборную музыку (обе – 1974), «Памяти ангела» на музыку А. Берга и «Пленительный ритм» на музыку К. Портера, Дж. Гершвина и Дж. Керна (обе – 1977), «Голубой ангел» Констана (1985), «Моя Павлова» на сборную музыку (1986), «Болеро» М. Равеля (1996); собственные хореографические версии «Коппелии» Л. Делиба (1975), «Щелкунчика» (1976), «Спящей красавицы» (1990) и «Лебединого озера» («Лебединое озеро, или Колдовская сила», 1998) П. И. Чайковского. Ставил также танцы в мюзик-холлах, парижских казино, программах ревю и телевидения.
Пети тяготел к конфликтной балетной драматургии, динамичности сюжета, ярко очерченной образности. «Актёрский» театр Пети неизменно учитывал характерные особенности дарования исполнителя, многие его постановки созданы специально для З. Жанмер (с 1954 жена Пети), Ж. Бабиле, Ж. Шарра, Р. Х. Нуреева, М. М. Плисецкой, М. Н. Барышникова, Н. Р. Макаровой, Н. М. Цискаридзе, У. В. Лопаткиной и др. Неоромантическое по духу искусство Пети сохраняло связь с наследием классической хореографии, однако он стремился преодолеть отвлечённость танцевальной лексики, обогащая её элементами танца мюзик-холла, пантомимы и собственно драматического искусства.
Неоднократно приезжал в СССР и РФ. Среди постановок в отечественных театрах: «Собор Парижской Богоматери» [Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), 1978; Большой театр, 2003], «Гибель розы» на музыку Г. Малера (1973), «Пиковая дама» на музыку Чайковского (Большой театр, 2001; Государственная премия РФ за 2002, вручена в 2003), «Пассакалья» на музыку А. фон Веберна (Большой театр, 2001), «Юноша и Смерть» (Большой театр, 2010), «Коппелия» (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 2012; спектакль поставил Л. Бонино, многолетний ассистент Пети).
Приз Benois de la Danse (1994).
Офицер ордена Искусств и литературы (1962). Кавалер ордена Почётного легиона (1974).