«Иоланта»
«Иола́нта», лирическая опера П. И. Чайковского в 1 действии. Либретто М. И. Чайковского по драме Г. Герца «Дочь короля Рене» (дат. «Kong Renés Datter», 1845) в переделке В. Р. Зотова. Последняя опера композитора.
Первые постановки
Опера впервые поставлена 6(18) декабря 1892 г. в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, дирижёр Э. Ф. Направник, режиссёр О. О. Палечек, декоратор М. И. Бочаров, костюмы по рисункам Е. П. Пономарёва. Главные партии исполнили: К. Т. Серебряков (Рене, король Прованса), М. И. Фигнер [Иоланта, дочь короля Рене (слепая)], Л. Г. Яковлев (Роберт, Герцог Бургундский), Н. Н. Фигнер (Водемон, граф, бургундский рыцарь), А. Я. Чернов (Эбн-Хакиа, мавританский врач), В. Л. Карелин (Альмерик, оруженосец короля Рене), Я. Фрей (Бертран, превратник дворца), М. Д. Каменская (Марта, жена Бертрана, кормилица Иоланты), А. К. Рунге (Бригитта), М. И. Долина (Лаура).
Менее чем через 1 месяц, 3 января 1893 г., в Гамбургском оперном театре под управлением Г. Малера состоялась первая зарубежная постановка; 6 января 1893 г. опера впервые поставлена в Придворном театре г. Шверин (ныне Мекленбургский государственный театр Шверина). В том же году состоялись постановки в Копенгагене и Стокгольме. В 1900 г. «Иоланта» под управлением Малера впервые поставлена в Венской придворной опере.
П. И. Чайковский, познакомившись в 1893 г. с дипломной работой выпускника Московской консерватории С. В. Рахманинова – одноактной оперой «Алеко», выразил желание об исполнении этого сочинения в один вечер с оперой «Иоланта», однако планы не осуществились. Премьера оперы «Иоланта» в Москве состоялась 11(23) ноября 1893 г., уже после смерти Чайковского, в Большом театре (дирижёр И. К. Альтани, режиссёр А. И. Барцал, художник К. Ф. Вальц). Главные партии исполнили: С. Е. Трезвинский (Король Рене), Маргарита А. Эйхенвальд (Иоланта), Л. М. Клементьев (Водемон), Б. Б. Корсов (Роберт), С. Г. Власов (Эбн-Хакиа), М. В. Толчанов (Альмерик), В. А. Цветков (Бертран), Л. Г. Звягина (Марта), Е. А. Муравьёва (Бригитта), О. Л. Данильченко (Лаура).
История создания
В 1890 г. П. И. Чайковский получил заказ от Дирекции Императорских театров к сезону 1891/1892 на одноактную оперу и двухактный балет, которые должны были идти в один вечер. Сюжет для «Щелкунчика» был предложен дирекцией с подачи М. И. Петипа. Сюжет для оперы Чайковский выбрал сам; известно, что он впервые прочёл стихотворную драму Г. Герца «Дочь короля Рене» (пер. с дат. Ф. Б. Миллера) в февральском номере журнала «Русский вестник» за 1883 г.
Процесс работы был для Чайковского тяжёлым, порой даже мучительным; сначала он бросил все силы на балет, который ему «навязали». В это время композитор также был сильно расстроен тем, что из репертуара Мариинского театра сняли его любимое детище – оперу «Пиковая дама». Ему не давали покоя крайне сжатые сроки, на них накладывалась уже запланированная концертная поездка по городам США. Перед отплытием в Америку Чайковский впал в панику из-за опасений не успеть представить оперу и балет в срок и обратился к директору Императорских театров И. А. Всеволожскому с просьбой перенести постановку на 1 год, на сезон 1892/1893.
Непосредственно к сочинению оперы Чайковский приступил 10(22) июля 1891 г., вернувшись из поездок в подмосковную усадьбу. В сентябре опера уже была закончена в эскизах и до конца года инструментована. Переложение «Иоланты» для пения с фортепиано сделал С. И. Танеев. В октябре 1892 г. Чайковский сочинил вставной номер – романс Водемона – по просьбе первого исполнителя этой партии, Н. Н. Фигнера.
Композиция и музыкальная характеристика
«Иоланта» – единственная одноактная опера П. И. Чайковского (одноактная структура – такое условие Дирекция Императорских театров поставила перед композитором). Сочинение отвечало тенденциям музыкального театра того времени: в начале 1891 г. в Итальянской опере в Санкт-Петербурге и затем в Москве была впервые поставлена одноактная опера «Сельская честь» П. Масканьи (1890); Чайковский, увидевший оперу в декабре того же года в Варшаве, высоко оценил это сочинение.
Сюжет оперы «Иоланта» отличается от сюжетов других опер Чайковского отсутствием открытого драматизма: в нём нет отрицательных персонажей, нет отрицательных поступков, все герои остаются живы. Некоторые исследователи усматривают в опере черты философской притчи и христианские мотивы; в период работы над произведением Чайковский увлекался учением Б. Спинозы.
Опера состоит из интродукции и 9 сцен:
№ 1 – сцена и ариозо Иоланты,
№ 2 – сцена и хор подруг и прислужниц,
№ 3 – сцена и хор подруг и прислужниц,
№ 4 – сцена и ариозо короля,
№ 5 – сцена и монолог Эбн-Хакиа,
№ 6 – сцена и ария Роберта,
№ 6а – романс Водемона (вставной),
№ 7 – сцена и дуэт Иоланты и Водемона,
№ 8 – сцена,
№ 9 – финал.
В драматургии преобладает сквозное действие, сцены переходят одна в другую; однако есть и оперные номера. Оркестр расширенного двойного состава играет важнейшую роль в драматургии сочинения, замещая недостаток сюжетных коллизий и акцентируя внимание на внутреннем, духовном мире героев. Чайковский пробует и новые для себя средства выразительности и оркестровые краски: так, интродукция к опере целиком построена на звучании всей группы деревянных духовых инструментов и 4 валторн. В отличие от других опер композитора, в опере «Иоланта» минимизирована роль хора. В начале присутствует лишь женский хор прислужниц Иоланты; смешанный хор собирается на сцене в заключении оперы, когда, кроме прислужниц, появляется свита бургундского рыцаря Роберта и вместе со всеми героями участвует в финале оперы, который часто называют «Гимном свету».
В этом сочинении Чайковский избегает стилизации: ничто не указывает на время и место действия – средневековый Прованс. Однако в музыкальной характеристике мавританского врача Эбн-Хакиа композитор не только подчёркивает ориентальность, но и использует (вероятнее всего, в монологе «Два мира», сцена № 5, такты 41–58) напев чеканщика оружия, который слышал в Константинополе, где был проездом в 1886 и 1889 гг.
Постановки в 20–21 вв.
«Иоланта» – одна из излюбленных опер мирового оперного репертуара. 25 января (7 февраля) 1917 г. в московском Большом театре состоялась премьера новой постановки оперы (дирижёр Э. А. Купер, режиссёр В. А. Лосский, художник К. А. Коровин); всего в 1917–1918 гг. прошло 17 представлений. Главные партии исполнили: В. Р. Петров (Король Рене), А. В. Нежданова (Иоланта), А. М. Лабинский (Водемон), А. К. Минеев (Роберт).
Первая советская постановка состоялась в 1923 г. в Малом Петроградском государственном академическом театре под управлением С. А. Самосуда.
Новые постановки появились в связи с празднованием 100-летия со дня рождения Чайковского, которое отмечалось в 1940 г. на самом высоком государственном уровне. Тогда «Иоланта» прочно закрепилась в репертуарах театров страны, однако исполнялась с изменённым либретто, из которого были убраны любые упоминания и намёки на Бога и Божественное начало. Новая постановка на сцене московского Большого театра (затем спекталь шёл в филиале Большого театра) состоялась 19 октября 1940 г. (дирижёр С. А. Самосуд, режиссёр Т. Е. Шарашидзе, художник Я. З. Штоффер); до 1959 г. прошло 197 спектаклей. Главные партии исполнили: А. С. Пирогов (Король Рене), Г. В. Жуковская (Иоланта), Г. Ф. Большаков (Водемон), П. М. Норцов (Роберт).
Следующая постановка в Большом театре состоялась в 1974 г. (дирижёр М. Ф. Эрмлер, режиссёр О. М. Моралёв, художник Н. Н. Золотарёв) и до 1997 г. выдержала 303 представления. Главные партии исполнили: Е. Е. Нестеренко (Король Рене), Т. А. Милашкина (Иоланта), В. А. Атлантов (Водемон), А. А. Федосеев (Роберт). Постановка 1997 г. выдержала 233 представления (дирижёр П. Ш. Сорокин, режиссёр Г. П. Ансимов, художник С. М. Бархин). Последняя на сегодняшний момент (2023) постановка театра состоялась в 2015 г. (дирижёр А. Е. Гришанин, режиссёр С. В. Женовач, художник А. Д. Боровский-Бродский).
В Мариинском театре постановка возобновилась в 2005 г. (дирижёр В. А. Гергиев, режиссёр Ю. К. Лаптев, сценограф В. А. Окунев; премьера состоялась на фестивале «Звёзды белых ночей» в Выборгском замке и Ивангородской крепости). Новые постановки театра состоялись в 2009 г. (дирижёр Гергиев, режиссёр М. Трелиньский, сценограф Б. Кудличка, в заглавной партии И. Матаева; в этой постановке «Иоланта» впервые была исполнена в «Метрополитен-опере», 2015, заглавную партию исполнила А. Ю. Нетребко), в 2023 г. (дирижёр Гергиев, режиссёр А. Шишкина, художник по декорациям П. Окунев).
В 2016 г. на сцене Парижской оперы состоялась премьера спектакля «Иоланта/Щелкунчик», в которой опера и балет исполнялись в один вечер, как было задумано изначально (дирижёр А. Альтиноглу, режиссёр Д. Ф. Черняков), в главной партии выступила С. Йончева (в 2018 вышла видеозапись спектакля).
Аудио- и видеозаписи. Фильмография
Московский Большой театр осуществил 3 аудиозаписи оперы (1940, дирижёр С. А. Самосуд; 1976 и 1977, дирижёр М. Ф. Эрмлер), а также видеозапись (1982, дирижёр Р. З. Варданян). Ленинградский Малый оперный театр – аудиозапись (1950-е гг., дирижёр Э. П. Грикуров). Мариинский театр – аудиозапись (1994) и видеозапись (2009, режиссёр М. Трелиньский) под управлением В. А. Гергиева. «Театро Реаль» (Мадрид) – видеозапись (2012, дирижёр Т. Курентзис, режиссёр П. Селларс). «Метрополитен-опера» – видеозапись (2015, дирижёр Гергиев, режиссёр Трелиньский) и аудиозапись (2019, дирижёр Х. Нанаши).
Также были осуществлены аудиозаписи оперы «Иоланта» под управлением: М. Л. Ростроповича (1984, Парижский оркестр), В. И. Федосеева (2002, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского), Ю. Х. Темирканова (2003, Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии).
В 1963 г. на Рижской киностудии снят фильм-опера «Иоланта» (дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр В. М. Гориккер), в ролях: король Рене – Ф. М. Никитин (поёт И. И. Петров), Иоланта – Н. В. Рудная (поёт Г. В. Олейниченко), Роберт – А. Б. Белявский (поёт П. Г. Лисициан), Водемон – Ю. Г. Петров (поёт З. И. Анджапаридзе).