Композитный ордер
Компози́тный о́рдер (от итал. composito, от лат. compositus – составной, сложный), один из основных архитектурных ордеров.
В античную эпоху встречается только в архитектуре Древнего Рима, однако в трактате Витрувия «Десять книг об архитектуре» (2-я половина 1 в. до н. э.) он не упоминается. Один из ранних примеров употребления – триумфальная арка императора Тита (1 в. н. э.) на Римском форуме. Родствен коринфскому ордеру: идентичен ему по пропорциям и оформлению антаблемента, базы и ствола колонны, однако в капители композитного ордера верхний (третий) ряд листьев аканта заменён волютами и эхином, позаимствованными у ионического ордера. Обычно использовался для придания постройкам особой парадности, наиболее часто встречается в древнеримских сооружениях на территории Малой Азии.
Своеобразные трактовки композитного ордера можно встретить в каролингских (капители пилястр на фасаде т. н. ворот в Лорше) и исламских постройках (например, Кордовского халифата), он послужил основой для романских и готических капителей.
Популярный в эпоху Возрождения, композитный ордер при этом получил двоякое теоретическое осмысление: если в трактате С. Серлио «Семь книг об архитектуре» (публиковался с 1537) он представлен как целостный ордер (с особой структурой антаблемента с выпуклым фризом), то в работах Л. Б. Альберти «Десять книг о зодчестве» («О зодчестве», 1452) и Дж. да Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562–1563?) приводится только композитная капитель – вне связи с общей ордерной структурой.
В 18 в. композитный ордер стал употребляться реже, т. к. классицизм отвергал его пышность как чрезмерную. Вновь широко использоваться этот ордер стал с середины 19 в., в контексте исторических стилей (необарокко и неоренессанс), стиля бозар.