Направления, стили, жанры в танце

Классический танец

Класси́ческий та́нец, исторически сложившаяся, упорядоченная система танцевальных движений, которая формировалась на протяжении многих веков и у многих народов, одно из главных выразительных средств искусства . По определению теоретика хореографического искусства , «классический танец – система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классический танец эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде» ( С. 16).

Термин «классический танец» возник в России в конце 19 в. в результате обособления отдельных видов танца, разделения танцовщиков на «классических» и «характерных» (см. ); постепенно он вошёл в обиход, вытеснив бытовавшие ранее определения («серьёзный», «благородный», «академический» и др.).

Система классического танца складывалась путём отбора из множества бытовых, трудовых и прочих движений человеческого тела наиболее законченных, пластически выразительных, представляющих эстетическую ценность. Значительное влияние на выработку этой системы оказало искусство , в частности запечатлённые в скульптуре и вазовой живописи образцы античной .

Художественные особенности классического танца начали складываться в 15 в. в Италии. Первые попытки систематизации театрализованного танца были предприняты танцмейстерами 16–17 вв. (трактаты , и др.). Дальнейшее развитие и специфическую терминологию система классического танца получила во Франции, в трудах Королевской академии танца ( и др.). Профессиональная разработка народного, бального и сценического танца привела к дифференциации и обобщению их выразительных средств. Традиционно в классическом танце принята французская терминология. Система построена на различных группах движений, объединённых общими для каждой группы признаками, например группа приседаний (), прыжков (), вращений (, тур, ), положений корпуса (, ) и др. Установлены позиции ног, рук, корпуса и головы, причём число групп движений строго ограничено. Движения классического танца строятся на основе выворотности (способность к свободному развёртыванию ног наружу от бедра до кончиков пальцев, при котором ступни образуют линию, параллельную линии плеч). В теории классического танца разработаны понятия о закрытых (fermé) и открытых (ouvert), скрещённых (croisé) и нескрещённых (effacé) позициях и позах, а также о движениях «внутрь» (en dehors) и «наружу» (en dedans). Виртуозность техники, достигнутая в результате освоения школы классического танца, служит средством создания художественных образов балетного спектакля.

Вслед за итальянской и французской существенную роль в эволюции классического танца в 19 в. сыграла русская школа, ставшая в дальнейшем опорой для формирования многих национальных балетных школ в мире.

Как учебная дисциплина классический танец представляет собой танцевальную гимнастику, необходимую для совершенствования выразительных средств танцовщика. Значительный вклад в развитие классического танца внесли , , , , , , , , и др.

Редакция театра, кино, танца
  • Виды сценического танца
  • Искусство танца: термины и понятия