Классический танец
Класси́ческий та́нец, исторически сложившаяся, упорядоченная система танцевальных движений, которая формировалась на протяжении многих веков и у многих народов, одно из главных выразительных средств искусства балета. По определению теоретика хореографического искусства Л. Д. Блок, «классический танец – система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классический танец эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде» (Блок. 1987. С. 16).
Термин «классический танец» возник в России в конце 19 в. в результате обособления отдельных видов танца, разделения танцовщиков на «классических» и «характерных» (см. Характерный танец); постепенно он вошёл в обиход, вытеснив бытовавшие ранее определения («серьёзный», «благородный», «академический» и др.).
Система классического танца складывалась путём отбора из множества бытовых, трудовых и прочих движений человеческого тела наиболее законченных, пластически выразительных, представляющих эстетическую ценность. Значительное влияние на выработку этой системы оказало искусство Античности, в частности запечатлённые в скульптуре и вазовой живописи образцы античной хореографии.
Художественные особенности классического танца начали складываться в 15 в. в Италии. Первые попытки систематизации театрализованного танца были предприняты танцмейстерами 16–17 вв. (трактаты Ф. Карозо, Ч. Негри и др.). Дальнейшее развитие и специфическую терминологию система классического танца получила во Франции, в трудах Королевской академии танца (П. Бошан и др.). Профессиональная разработка народного, бального и сценического танца привела к дифференциации и обобщению их выразительных средств. Традиционно в классическом танце принята французская терминология. Система построена на различных группах движений, объединённых общими для каждой группы признаками, например группа приседаний (плие), прыжков (жете), вращений (пируэт, тур, фуэте), положений корпуса (аттитюд, арабеск) и др. Установлены позиции ног, рук, корпуса и головы, причём число групп движений строго ограничено. Движения классического танца строятся на основе выворотности (способность к свободному развёртыванию ног наружу от бедра до кончиков пальцев, при котором ступни образуют линию, параллельную линии плеч). В теории классического танца разработаны понятия о закрытых (fermé) и открытых (ouvert), скрещённых (croisé) и нескрещённых (effacé) позициях и позах, а также о движениях «внутрь» (en dehors) и «наружу» (en dedans). Виртуозность техники, достигнутая в результате освоения школы классического танца, служит средством создания художественных образов балетного спектакля.
Вслед за итальянской и французской существенную роль в эволюции классического танца в 19 в. сыграла русская школа, ставшая в дальнейшем опорой для формирования многих национальных балетных школ в мире.
Как учебная дисциплина классический танец представляет собой танцевальную гимнастику, необходимую для совершенствования выразительных средств танцовщика. Значительный вклад в развитие классического танца внесли К. Блазис, А. Бурнонвиль, С. Вигано, Ж.-Ж. Новерр, Ж. Перро, М. И. Петипа, Ф. Тальони, М. Тальони, Э. Чеккетти и др.