Артисты балета

Лопухов Фёдор Васильевич

Лопухо́в Фёдор Васи́льевич [8(20).10.1886, Санкт-Пе­тер­бург – 28.1.1973, Ле­нин­град, ныне Санкт-Петербург], российский ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог, народный артист РСФСР (1956).

В 1905 г. окон­чил (пе­да­гог ). В 1905–1909, 1911–1922 гг. в (Ак­ви­лон – «Про­бу­ж­де­ние Фло­ры» , Флёр де Пуа – , Феб – «Эс­ме­раль­да» ; так­же ис­пол­нял ха­рак­тер­ные тан­цы).

В 1909–1910 гг. в , в 1910–1911 гг. га­ст­ро­ли­ро­вал в США. В 1920-х гг. на­чал ста­вить кон­церт­ные но­ме­ра. Пер­вые ба­ле­ты – «Сон» Н. В. Щер­ба­чё­ва и «Мек­си­кан­ский ка­ба­чок» Л. И. Гон­ча­ро­ва (оба – 1918, Те­атр музыкальной дра­мы, Пет­ро­град). В 1922–1930, 1944–1945 и в 1951–1956 гг. художественный руководитель ба­лет­ной труп­пы , в 1931–1935 гг. ор­га­ни­за­тор и ру­ко­во­ди­тель ба­лет­ной труп­пы (МАЛЕГОТ).

Од­ним из пер­вых на­чав вос­ста­нав­ли­вать и рес­тав­ри­ро­вать ба­ле­ты клас­сического на­сле­дия, Ф. В. Лопухов раз­вил, обо­га­тил и вос­со­еди­нил в сво­ём твор­че­ст­ве тра­ди­ции  (ка­но­нические клас­сические фор­мы и ком­по­зи­ции) и но­ва­тор­ст­во (ин­те­рес к ба­ле­ту-дра­ме, к дей­ст­вен­но­му тан­цу как дви­га­те­лю ин­три­ги, к раз­ра­бот­ке но­вых хо­рео­гра­фических форм и лек­си­ки). Не­ко­то­рые со­чи­нён­ные Лопуховым фраг­мен­ты клас­сических ба­ле­тов так ор­га­нич­но во­шли в ка­но­нические хо­рео­гра­фические тек­сты, что их не­ред­ко при­пи­сы­ва­ют его пред­ше­ст­вен­ни­кам – Пе­ти­па, и др. (ва­риа­ция Феи Си­ре­ни – 3-й акт «Спя­щей кра­са­ви­цы» Чай­ков­ско­го, па-де-де – ).

Ф. В. Лопухов обо­га­щал хо­ре­ог­ра­фическую лек­си­ку главным образом за счёт эле­мен­тов ак­ро­ба­ти­ки, куль­ти­ви­руя вы­ра­зи­тель­ность ба­ле­та как са­мо­быт­но­го и са­мо­сто­ятельного искусства. Ему при­над­ле­жит пер­вен­ст­во в соз­да­нии бес­сю­жет­но­го про­грамм­но­го ба­ле­та-сим­фо­нии (танц­сим­фо­ния «Ве­ли­чие ми­ро­зда­ния» на музыку , 1923, Пет­роградский те­атр опе­ры и ба­ле­та); Лопухов ока­зал су­ще­ст­вен­ное влия­ние на про­дол­жав­ших и раз­ви­вав­ших это на­прав­ле­ние в ба­лет­ном искусстве хо­рео­гра­фов , и др. Вме­сте с тем, от­кли­ка­ясь на тре­бо­ва­ния вре­ме­ни, Лопухов соз­дал фор­му хо­рео­гра­фического син­те­тического спек­так­ля с пе­ни­ем, сло­вом, экс­цен­три­кой, цир­ко­вы­ми трю­ка­ми, те­ат­ром кукол и т. п.

В 1927 г. Ф. В. Лопухов по­ста­вил хо­рео­гра­фическую дра­му «Кре­по­ст­ная ба­ле­ри­на» К. А. Кор­чма­рё­ва, ко­то­рая во мно­гом ори­ен­ти­ро­ва­лась на эс­те­ти­ку дра­ма­тического те­ат­ра. Тем не ме­нее он по­ла­гал, что не сле­ду­ет из­ме­нять спе­ци­фи­ке ба­лет­но­го искусства.

В 1935 г. в МАЛЕГОТе и в Большом театре в Москве с ог­ром­ным ус­пе­хом про­шёл ко­мический ба­лет . Од­на­ко по­сле опуб­ли­ко­ван­ной в газете «Прав­да» 6 февраля 1936 г. ре­дак­ци­он­ной статьи «Ба­лет­ная фальшь» спек­такль был снят с ре­пер­туа­ра; но­ва­тор­ская хо­рео­гра­фия Лопухова уте­ря­на.

Сре­ди по­ста­но­вок: «Крас­ный вихрь» («Боль­ше­ви­ки») (1924), (1921) и «Пуль­чи­нел­ла» (1926) , «Ле­дя­ная де­ва» на музыку (1927), «Болт» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (1931), «Ар­ле­ки­на­да» Р.  Дри­го (1933, но­вая ре­дак­ция), «Со­ло­вей» М. Е. Крош­не­ра (1939, совместно с , Минск), «Кар­тин­ки с вы­став­ки» на музыку (1963, ).

В 1936–1940 гг. художественный руководитель (ЛХУ). В 1937–1941 гг. ор­га­ни­за­тор и ру­ко­во­ди­тель ба­лет­мей­стер­ских кур­сов при ЛХУ, в 1962 г. – ба­лет­мей­стер­ско­го от­де­ле­ния (профессор с 1965).

Ав­тор тео­ре­тических ис­сле­до­ва­ний, по­свя­щён­ных про­бле­мам хо­рео­гра­фического те­ма­тиз­ма и взаи­мо­от­но­ше­ний хо­рео­гра­фии с му­зы­кой, ана­ли­зу прин­ци­пов ра­бо­ты ба­лет­мей­сте­ра с ис­пол­ни­те­ля­ми, а так­же многих ста­тей в пе­рио­дической пе­ча­ти.

Редакция театра, кино, танца
  • Артисты балета – народные артисты РФ
  • Выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой
  • Солисты балета Мариинского театра