Лопухов Фёдор Васильевич
Лопухо́в Фёдор Васи́льевич [8(20).10.1886, Санкт-Петербург – 28.1.1973, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский артист балета, хореограф, педагог, народный артист РСФСР (1956).
В 1905 г. окончил Санкт-Петербургское театральное училище (педагог Н. Г. Легат). В 1905–1909, 1911–1922 гг. в Мариинском театре (Аквилон – «Пробуждение Флоры» Р. Дриго, Флёр де Пуа – «Спящая красавица» П. И. Чайковского, Феб – «Эсмеральда» Ч. Пуньи; также исполнял характерные танцы).
В 1909–1910 гг. в Большом театре, в 1910–1911 гг. гастролировал в США. В 1920-х гг. начал ставить концертные номера. Первые балеты – «Сон» Н. В. Щербачёва и «Мексиканский кабачок» Л. И. Гончарова (оба – 1918, Театр музыкальной драмы, Петроград). В 1922–1930, 1944–1945 и в 1951–1956 гг. художественный руководитель балетной труппы Петроградского (Ленинградского) театра оперы и балета, в 1931–1935 гг. организатор и руководитель балетной труппы Ленинградского академического Малого оперного театра (МАЛЕГОТ).
Одним из первых начав восстанавливать и реставрировать балеты классического наследия, Ф. В. Лопухов развил, обогатил и воссоединил в своём творчестве традиции М. И. Петипа (канонические классические формы и композиции) и новаторство М. М. Фокина (интерес к балету-драме, к действенному танцу как двигателю интриги, к разработке новых хореографических форм и лексики). Некоторые сочинённые Лопуховым фрагменты классических балетов так органично вошли в канонические хореографические тексты, что их нередко приписывают его предшественникам – Петипа, А. А. Горскому и др. (вариация Феи Сирени – 3-й акт «Спящей красавицы» Чайковского, па-де-де – «Коппелия» Л. Делиба).
Ф. В. Лопухов обогащал хореографическую лексику главным образом за счёт элементов акробатики, культивируя выразительность балета как самобытного и самостоятельного искусства. Ему принадлежит первенство в создании бессюжетного программного балета-симфонии (танцсимфония «Величие мироздания» на музыку Л. ван Бетховена, 1923, Петроградский театр оперы и балета); Лопухов оказал существенное влияние на продолжавших и развивавших это направление в балетном искусстве хореографов Ю. Н. Григоровича, И. Д. Бельского и др. Вместе с тем, откликаясь на требования времени, Лопухов создал форму хореографического синтетического спектакля с пением, словом, эксцентрикой, цирковыми трюками, театром кукол и т. п.
В 1927 г. Ф. В. Лопухов поставил хореографическую драму «Крепостная балерина» К. А. Корчмарёва, которая во многом ориентировалась на эстетику драматического театра. Тем не менее он полагал, что не следует изменять специфике балетного искусства.
В 1935 г. в МАЛЕГОТе и в Большом театре в Москве с огромным успехом прошёл комический балет «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича. Однако после опубликованной в газете «Правда» 6 февраля 1936 г. редакционной статьи «Балетная фальшь» спектакль был снят с репертуара; новаторская хореография Лопухова утеряна.
Среди постановок: «Красный вихрь» («Большевики») В. М. Дешевова (1924), «Жар-птица» (1921) и «Пульчинелла» (1926) И. Ф. Стравинского, «Ледяная дева» на музыку Э. Грига (1927), «Болт» Д. Д. Шостаковича (1931), «Арлекинада» Р. Дриго (1933, новая редакция), «Соловей» М. Е. Крошнера (1939, совместно с А. Н. Ермолаевым, Минск), «Картинки с выставки» на музыку М. П. Мусоргского (1963, Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).
В 1936–1940 гг. художественный руководитель Ленинградского хореографического училища (ЛХУ). В 1937–1941 гг. организатор и руководитель балетмейстерских курсов при ЛХУ, в 1962 г. – балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории (профессор с 1965).
Автор теоретических исследований, посвящённых проблемам хореографического тематизма и взаимоотношений хореографии с музыкой, анализу принципов работы балетмейстера с исполнителями, а также многих статей в периодической печати.