Петров Василий Родионович
Петро́в Васи́лий Родио́нович [28.2(12.3).1875, село Алексеевка, Змиевский уезд, Харьковская губерния, Российская империя, ныне Первомайский район, Харьковская область, Украина – 4.5.1937, Москва], российский певец (бас), народный артист Республики (1933).
Сын портного. Учился в церковно-приходской школе, затем в школе Министерства народного просвещения, по окончании которой в 1891 г. поступил в Волчанскую учительскую семинарию (окончил в 1893). В детстве пел в сельском церковном хоре, обучался игре на скрипке. С 1894 г. пел в архиерейских хорах кафедральных соборов Харькова, Таганрога, в качестве солиста в соборном хоре В. Г. Шкляревского (Ростов-на-Дону). В Таганроге начал сценическую деятельность (в украинской музыкально-драматической труппе А. Л. Суходольского). В 1898–1902 гг. обучался в Московской консерватории (класс А. И. Барцала). Выступал на сцене московского Большого театра в оперных спектаклях консерватории: «Фиделио» Л. ван Бетховена (1899, второй Узник), «Виндзорские проказницы» О. Николаи (1900, Фальстаф, вместе с А. В. Неждановой), «Похищение из сераля» В. А. Моцарта (1902, Осмин).
В 1902–1937 гг. солист Большого театра, дебютировал в партии Мельника в опере «Русалка» А. С. Даргомыжского (1902). Среди лучших партий: Руслан и Сусанин («Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» М. И. Глинки), Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина), Пимен и Досифей («Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского), Князь Юрий, Салтан, Юрий Токмаков, Собакин («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане», «Псковитянка», «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова). Один из крупнейших русских вагнеровских басов, в репертуаре партии Даланда («Летучий голландец»), Фазольта («Золото Рейна»), Хагена («Гибель богов»), Ландграфа («Тангейзер»). В опере «Лоэнгрин» (Король Генрих) на сцене Большого театра часто выступал вместе с Неждановой и Л. В. Собиновым. Гастролировал в городах России и за рубежом, участвовал в исполнении русских опер в Берлине («Кролль-опера», 1909), Париже и Лондоне (1914, в рамках Русских сезонов С. П. Дягилева) и др.
Обладал сильным голосом бархатного тембра, большого диапазона (3 октавы), ровно звучащим во всех регистрах, мастерски владел дыханием, фразировкой и интонацией. Каждой партии стремился придать особую тембровую окраску звука.
С 1901 г. выступал как концертный певец. Первый исполнитель ряда произведений С. В. Рахманинова, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко, М. М. Ипполитова-Иванова, С. И. Потоцкого. Впервые в России исполнил партию Христа в «Страстях по Матфею» И. С. Баха (1913, Москва, дирижёр Ипполитов-Иванов), участвовал в исполнении Симфонии № 9 Бетховена (в том числе в 1901 на открытии Большого зала Московской консерватории), выступал в Исторических концертах С. Н. Василенко и др.
Вокальный руководитель Оперного театра имени К. С. Станиславского (1925–1929), Оперной студии Большого театра (1935–1937).
Архивные грамзаписи певца (1904–1934) переизданы на CD на лейбле Olympia.
Его внук – пианист Н. А. Петров.