Виноградов Олег Михайлович
Виногра́дов Оле́г Миха́йлович (род. 1.8.1937, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российский артист балета, хореограф, педагог, народный артист СССР (1983).
В 1958 г. окончил Ленинградское хореографическое училище (педагог А. И. Пушкин), в 1966 г. – балетмейстерский факультет ГИТИСА. В 1958–1965 гг. артист, затем ассистент балетмейстера Новосибирского театра оперы и балета. В 1968–1972 и 1977–1996 гг. художественный руководитель и главный балетмейстер Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, в 1973–1977 гг. главный балетмейстер ленинградского Малого театра оперы и балета.
Как постановщик тяготеет к крупномасштабным спектаклям, отводя значительную роль кордебалету. Наряду с оригинальными версиями балетов классического наследия – «Золушка» С. С. Прокофьева (1964, 1977, 1983), «Тщетная предосторожность» Л.-Ж.-Ф. Герольда (1971), «Коппелия» Л. Делиба (1973). Виноградов создал экспериментальные постановки, расширив возможности современной хореографии: «Зачарованный принц» на музыку Б. Бриттена (1972), «Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова (1979, совместно с Д. А. Брянцевым; новая редакция – 1980), «Фея Рондских гор» на музыку Э. Грига (1980), «Ревизор» А. В. Чайковского (1980), «Витязь в тигровой шкуре» А. Мачавариани (1985), «Броненосец "Потёмкин"» А. В. Чайковского (1986), «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1989 в Шотландии, в 1990 в Ленинграде; экранизирован на телевидении).
На основе искусной театрализации фольклорных танцев Дагестана поставлен балет «Горянка» М. М. Кажлаева (1968; Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки, 1970; новая редакция под названием «Асият» – 1984).
Возглавляя Мариинский театр, Виноградов уделял большое внимание реставрации классического репертуара и сохранению уникальности стиля каждого из хореографических шедевров. При нём репертуар пополнился балетами А. Бурнонвиля, а также произведениями классиков 20 в. Р. Пети, Дж. Баланчина, Дж. Роббинса, Э. Тюдора. Сценарист и художник ряда своих спектаклей. Осуществляет постановки за рубежом (Шотландский балет, Парижская опера и др.).
В 1990 г. в Вашингтоне создал Универсальную академию балета (Кировская балетная академия), опирающуюся на традиции петербургской балетной школы.
В 1994 г. в Санкт-Петербурге организовал Театр камерного балета.
В 1998–2007 гг. художественный руководитель балетной труппы в Сеуле.
В 2008 г. вернулся в Санкт-Петербург, художественный руководитель балета театра Санкт-Петербургской консерватории.
Среди поздних постановок: балеты С. С. Прокофьева – «Золушка» (2006, Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), «Ромео и Джульетта» (2007, петербургский Михайловский театр; 2016, Новосибирский театр оперы и балета).
Автор сценария и режиссёр (совместно с Ю. В. Серовым) телефильма-концерта «Гран па в белую ночь» (1987).
В 2013 г. в Санкт-Петербурге основан Фонд сохранения и развития классического балета имени Олега Виноградова.
Премия Ленинского комсомола (1977). Государственная премия РФ в области литературы и искусства (2001).
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» (2022).
Награждён орденом Ленина (1987).