Коровин Константин Алексеевич
Коро́вин Константи́н Алексе́евич [23.11(5.12).1861, Москва – 11.9.1939, Париж], российский живописец, сценограф, литератор; действительный член Императорской Академии художеств (1905).
Родился в старообрядческой семье. Брат С. А. Коровина. Детство провёл в доме деда, купца 1-й гильдии Михаила Емельяновича Коровина, на Рогожской улице в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875–1886) у А. К. Саврасова, Е. С. Сорокина и В. Д. Поленова, а также в петербургской Академии художеств (1882). Его соучениками и друзьями были И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Е. Архипов, Л. О. Пастернак; длительные дружеские отношения связывали Коровина с В. А. Серовым.
Уже первые работы Коровина свидетельствуют о явном влиянии импрессионизма («Портрет хористки», 1883, Третьяковская галерея, Москва). С 1887 г. художник регулярно бывал в Париже. На протяжении всего творческого пути он был увлечён передачей световоздушной среды, поисками композиции, воплощающей принцип «жизненно-случайного»; тяготел к намеренной эскизности манеры. Художественные устремления, определившиеся в ранних произведениях, развивают работы «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1886–1888, Третьяковская галерея) с тонкой градацией серого и чёрного, портрет певицы Т. С. Любатович (1886, Русский музей, Санкт-Петербург), «За чайным столом» (1887–1888, музей-заповедник Поленово, Тульская область), «В лодке» (1887–1888, Третьяковская галерея). В пейзажах Коровина точно передан характер изображаемых мест: атмосфера юга в кавказских работах (1889), оттенки холодных серебристо-серых мерцаний скупых лучей света в пейзажах Русского Севера («Зима в Лапландии», «Ручей святого Трифона в Печенге», обе работы 1894, Третьяковская галерея).
С 1885 г. Коровин стал активным участником Абрамцевского художественного кружка, с деятельностью которого связано начало его работы в театре. В 1885–1891 и 1896–1899 гг. оформлял спектакли Частной русской оперы С. И. Мамонтова, в том числе «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1897, совместно с С. В. Малютиным), «Юдифь» А. Н. Серова (1898, совместно с В. А. Серовым), а также Товарищества русской оперы П. Г. Солодовникова в Москве («Хованщина» М. П. Мусоргского, 1897, совместно с А. М. Васнецовым и Малютиным; и др.).
В 1899–1919 гг. декоратор при Дирекции императорских (до 1917) театров в Москве (в 1910–1919 главный декоратор и художник-консультант) и в Санкт-Петербурге (1902–1923; с 1914 – Петрограде); оформил свыше 100 спектаклей. Среди его работ в Большом театре и Мариинском театре: оперы – «Русалка» А. С. Даргомыжского (1900, совместно с А. Я. Головиным), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1908), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907, совместно с А. М. Васнецовым) и «Золотой петушок» (1909) Римского-Корсакова; балеты – «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (1900, совместно с Головиным и Н. А. Клодтом), «Лебединое озеро» (1901, с ними же) и «Щелкунчик» (1919) Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова (1908). Коровин участвовал в оформлении спектаклей Русских сезонов за границей (дивертисмент «Пир», 1909), труппы А. П. Павловой и др. Работал также для драматических трупп (Общества литературы и искусства и Малого театра – в Москве, петербургского Александринского театра). Спектакли в декорациях Коровина неоднократно возобновлялись в театрах Москвы и Ленинграда (после 1924). Один из крупнейших реформаторов русского театрально-декорационного искусства, Коровин создал новый тип декораций «большого стиля» – зрелищных, красочных, эмоционально соответствующих сценическому действию.
Под влиянием работы в театре в станковом искусстве Коровина усиливается декоративное начало: в пейзажах (виды Крыма, русских деревень и ночного Парижа), натюрмортах, интерьерах, а также в портретах (И. А. Морозова, 1903, Третьяковская галерея; Ф. И. Шаляпина, 1911, Русский музей; и др.).
Как художник-монументалист Коровин проявил себя в оформлении созданного по собственному проекту павильона Крайнего Севера для Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде (панно – в Третьяковской галерее); разработал архитектурный проект павильона кустарной промышленности и написал 30 панно на темы Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии (ныне – в Государственном Русском музее) для русского отдела на Всемирной выставке 1900 г. в Париже. За эту работу он был удостоен звания кавалера ордена Почётного легиона (1900) и награждён рядом золотых и серебряных медалей. С 1897 по 1922 гг. часто жил на даче в деревне Охотино Владимирской губернии (сохранялась за Коровиным до 1925).
Член объединения «Мир искусства», один из членов-учредителей Союза русских художников (1903). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1918). В 1918 г. Коровин входил в Комиссию по охране памятников искусства и старины в Москве; преподавал в Государственных свободных художественных мастерских. В 1918–1919 гг. жил с семьёй в Тверской губернии (в усадьбах Роща Ф. В. Якубовича и Островно Ушаковых).
В начале 1923 г. при содействии А. В. Луначарского командирован за границу «для устройства Выставки картин своей кисти, с отчислением %% [процентов] с нее на борьбу с последствиями голода РСФСР, на срок 6 мес<яцев>» (удостоверение выписано 29 ноября 1922 г.; ГАВО. Ф. Р-968. Оп. 8. Д. 464. Л. 1–1 об.). Поселился в Париже, оформлял спектакли театров Парижа, Турина, Лондона, Копенгагена, Каунаса; писал пейзажи вечернего Парижа и натюрморты, но признанием не пользовался. Жил бедно, зарабатывал в основном литературным трудом, печатая с 1929 г. в русских изданиях рассказы о деревенской жизни, путевые очерки, воспоминания (более 360 публикаций). Преподавал в Русской художественной академии в Париже (1929–1939).
Его сын – живописец и сценограф Алексей Константинович Коровин.