Плисецкая Майя Михайловна
Плисе́цкая Ма́йя Миха́йловна (20.11.1925, Москва – 2.5.2015, Мюнхен), российская артистка балета, балетмейстер, народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда (1985).
Представительница династии деятелей кино, театра и балета Мессереров-Азариных-Плисецких. Ещё ученицей Московского хореографического училища (МХУ, ныне Московская государственная академия хореографии) обратила на себя внимание уникальным сочетанием внешних и физических данных с актёрской самобытностью, благодаря чему стала участницей постановок Л. В. Якобсона, В. А. Варковицкого и др.
По окончании МХУ (педагоги Е. П. Гердт, М. М. Леонтьева) в 1943–1988 гг. в Большом театре (ГАБТ). Первые выступления в небольших сольных партиях были отмечены как выдающееся событие театральной жизни, что обеспечило Плисецкой стремительное освоение репертуара: в первые же годы он пополнился значительными партиями – Маша («Щелкунчик» П. И. Чайковского), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова), Мирта («Жизель» А. Адана) и др. Начинающая артистка вошла в число ведущих балерин Большого театра, среди которых в этот период были М. Т. Семёнова, Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская.
В 1949 г. завоевала первую премию конкурса артистов балета 2-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (Будапешт).
С появлением Плисецкой на балетной сцене сформировался новый эстетический, а затем и актёрский тип. Её отличали высокий рост и удлинённость линий. Благодаря изысканной посадке головы, грациозному изгибу шеи, необыкновенной выразительности рук балерина достигала совершенной красоты поз. Внутренняя сила и экспрессия исполнения создавали впечатление уникального по мощи «мужского» прыжка, огромного шага и вихревого вращения. Это позволило Плисецкой трансформировать привычные представления о таких классических партиях, как Принцесса Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева).
Новые возможности балетной выразительности привлекли к балерине внимание хореографов. Всю свою творческую жизнь оставаясь в центре экспериментов, она была первой исполнительницей на сцене Большого театра центральных партий в балетах Якобсона (Сюимбике – «Шурале» Ф. З. Яруллина, Фригия – «Спартак» А. И. Хачатуряна), В. М. Чабукиани (Лауренсия – «Лауренсия» А. А. Крейна), И. А. Моисеева (Эгина – «Спартак»), Ю. Н. Григоровича (Хозяйка Медной горы – «Каменный цветок» С. С. Прокофьева, Мехменэ Бану – «Легенда о любви» А. Меликова) и др. Среди лучших партий раннего периода также: Царь-девица («Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина), Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева).
Особую роль в творчестве Плисецкой сыграл образ Одетты – Одиллии («Лебединое озеро» Чайковского): обогащаясь на протяжении трёх десятилетий, он стал одним из знаковых для балерины, а сам спектакль (во многом благодаря её влиянию) – символом русского балета в мире. Столь же значимой была миниатюра «Умирающий лебедь» («Лебедь») на музыку К. Сен-Санса, которую Плисецкая исполняла с детского возраста.
Новый этап творческого совершенствования артистки, а вместе с тем и отечественного балета в целом начался благодаря поставленному для неё кубинским хореографом Альберто Алонсо балету «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Щедрина. Спектакль показал новые возможности пластики, кардинально менявшие представления о границах балетной выразительности. Эта работа положила начало сотрудничеству Плисецкой с современными зарубежными хореографами, благодаря ей получившими возможность работать в СССР. Она исполнила фрагмент из балета «Гибель розы» на музыку Г. Малера в постановке Р. Пети, «Болеро» М. Равеля и «Айседору» на сборную музыку в постановке М. Бежара. Вне Большого театра репертуар включал балеты в хореографии В. Ф. Нижинского, Дж. Роббинса, С. Лифаря. В 1990-х гг. участница мировых премьер балетов Бежара и Дж. Качуляну.
Плисецкая выступала как хореограф, создав для себя партии Анны Карениной, Нины Заречной, Анны Сергеевны в балетах Щедрина «Анна Каренина» (1972, постановка совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). В этих ролях она исследовала пределы психологической достоверности, ювелирной актёрской нюансировки в балетном спектакле.
В 1983–1984 гг. возглавляла балетную труппу Римской оперы, в 1988–1990 гг. – Национальный балет Испании, с которым выступила в балете «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего, исполнив заглавную партию.
Инициатор Международного конкурса артистов балета «Майя» (проходил в Санкт-Петербурге в 1994, 1996, 1998).
Снималась в фильмах А. Г. Зархи («Анна Каренина», Бетси Тверская), И. В. Таланкина («Чайковский», Дезире Арто), А. В. Эфроса («Фантазия», Полозова) и др.
Творчеству Плисецкой посвящены документальные фильмы: «Майя Плисецкая» В. В. Катаняна (1964, новая редакция 1981), «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» Б. Д. Галантера (1987), «Майя Плисецкая» Д. Делуша (1999, Франция), «Майя» Сакагути Мотоко (2000, Япония), «Майя Плисецкая assoluta» Э. Капнист (2002, Франция), «Ave Майя» Н. С. Тихонова (2005) и др.
Приз Анны Павловой Парижской академии танца (1962).
Ленинская премия – «за исполнение партий в балетных спектаклях советского и классического репертуара на сцене ГАБТ» (1964).
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Легенда балета» (2009).
Российская национальная театральная премия «Золотая маска» – «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2015).
Награждена орденами Ленина (1967, 1976, 1985), «За заслуги перед Отечеством» 3-й (1995), 2-й (2000), 1-й (2005), 4-й (2010) степени.
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984).
Кавалер (1986), офицер (2012) ордена Почётного легиона.
Именем Плисецкой названы сорт пионов (1963), астериод (1984) и др.
Муж – Р. К. Щедрин.