Салина Надежда Васильевна
Са́лина Наде́жда Васи́льевна, Надежда Васильевна Юрасовская [30.8(11.9).1864, Санкт-Петербург – 4.4.1956, Москва; похоронена на Измайловском кладбище], российская певица (лирико-драматическое сопрано), заслуженная артистка Императорских театров (1908).
Из артистической семьи. Дед со стороны отца был скрипачом в крепостном оркестре; получив вольную, преподавал игру на скрипке в Полтаве. Отец – скрипач Василий Захарович Салин. Мать – драматическая актриса Мария И. Самарина (род. около 1845, дата смерти не установлена), родом с Украины, театрального образования не получила; около 1863 г. приехала к мужу в Санкт-Петербург, где он обучался в консерватории, освоила русский язык и выступала на клубных сценах, выезжая на зимний сезон в провинцию (Салина. 1941. С. 21–22). Первой учительницей музыки Салиной была пианистка С. А. Малозёмова.
С 1873 или 1874 гг., когда отец покинул Санкт-Петербург, Салина воспитывалась матерью, ездила с ней на гастроли по провинции (Иркутск, Томск и другие города Сибири, Урала), выступала в детских ролях; училась в гимназии в Екатеринбурге (не окончила), здесь её домашним учителем был Д. Н. Мамин-Сибиряк.
По возвращении в Санкт-Петербург познакомилась с А. Г. Рубинштейном, поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию (1880) в бесплатный класс Е. Ф. Цванцигер, около 1882 г. перешла в класс К. Эверарди, училась до 1884 г. (согласно воспоминаниям самой певицы, консерваторию она не окончила; см.: Салина. 1941. С. 64).
В 1884 г. приехала в Москву с целью поступить в Оперу С. И. Мамонтова (по рекомендации Рубинштейна и по приглашению С. И. Мамонтова, который сыграл значительную роль в её карьере), в 1885 г. дебютировала в партии Наташи в опере «Русалка» А. С. Даргомыжского (дирижёр И. А. Труффи). До 1887 г. солистка этого театра, среди партий: Паж, Инеса («Гугеноты», «Африканка» Дж. Мейербера), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Принцесса («Фенелла» Д.-Ф.-Э. Обера), Донна Эльвира («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Адальджиза («Норма» В. Беллини), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно); в опере «Нерон» А. Г. Рубинштейна спела партию Хризы. На мамонтовской сцене выступала вместе со знаменитыми гастролёрами (в их числе – сопрано М. Ван Зандт, С. Арнольдсон). Весной 1887 г. гастролировала с труппой в Харькове, выступила в партиях Снегурочки (одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова) и Лакме (одноимённая опера Л. Делиба; обе –дирижёр Труффи).
С 1887 и до 1893 гг. периодически совершенствовалась за рубежом: во Флоренции (у Л. Ваннуччини), Париже (у П. Виардо, Д. Арто и др.). Современники отмечали красивый голос мягкого, тёплого тембра, безупречную вокальную школу.
21 декабря 1887 г. (2 января 1888) дебютировала в Императорском московском Большом театре в партии Маргариты («Фауст» Гуно, режиссёр Н. П. Савицкий) и, несмотря на имевшееся ранее намерение продолжать карьеру в Мариинском театре, окончательно переехала в Москву. В 1888–1908 гг. солистка Большого театра. Первая исполнительница партий: Катарина («Анджело» Ц. А. Кюи, 1901), Настасья Микулишна («Добрыня Никитич» А. Т. Гречанинова, 1903), Дамаянти («Наль и Дамаянти» А. С. Аренского, 1904; все – дирижёр И. К. Альтани, режиссёр Р. В. Василевский), Франческа («Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, 1906, дирижёр Рахманинов, режиссёр В. П. Шкафер).
Салина спела ряд партий под руководством Рахманинова: «Во все три или четыре года, которые мы прослужили вместе с ним в Большом театре, Рахманинов оказывал мне большое внимание. Я пела под его дирижёрством Земфиру в его "Алеко", Наташу в опере "Опричник", Татьяну в опере "Евгений Онегин", Лизу в опере "Пиковая дама" [оперы П. И. Чайковского. – Ред.]. Пастораль в "Пиковой даме" под его управлением вызвала восторженные рукоплескания публики. Как филигранное кружево прозвучала она под его палочкой и выделилась в опере, как концертный, необыкновенной красоты, номер. Пела я и Франческу в его опере "Франческа да Римини"…» (Салина. 1941. С. 150).
Партия Франчески первоначально предназначалась автором для А. В. Неждановой. «И правильно, – вспоминала Салина. – Очаровательный тембр её голоса должен был вполне подойти к партии. Вдруг стало слышно, что Нежданова отказалась петь, так как ей партия оказалась низка. Через некоторое время… Рахманинов отдал партию Франчески Ермоленко-Южиной [см. статью Н. С. Ермоленко-Южина]. <…> Вновь закулисная сенсация: Ермоленко отказалась петь Франческу, так как партия оказалась ей высока. Рахманинов… сказал мне следующее: "Надежда Васильевна, я написал чорт знает что, никто не может петь: одной – низко, другой – высоко. Я дам вам все пунктуации, всё, что вы захотите, попробуйте спеть"» (Салина. 1941. С. 150–151). Постановка состоялась в 1906 г. под руководством автора (партнёрами Салиной по спектаклю были Г. А. Бакланов и А. П. Боначич). Современница отмечала: «Можно только удивляться, как певице с большим драматическим голосом удалось так блестяще справиться с чисто лирической, очень высокой по тесситуре партией Франчески. Это требовало огромного мастерства, которым, впрочем, Салина вполне владела» (Жуковская. 1957. С. 331).
Вокальное мастерство и чувство стиля певицы высоко ценили крупнейшие русские музыканты. «…Салина – Вера Шелога – была очень хороша», – записал Н. А. Римский-Корсаков по поводу её участия в «Псковитянке» (1901, Салина – 1-я исполнительница этой партии в Большом театре) (Римский-Корсаков. 1955. С. 224). «…Партию Ярославны [в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина]… исполняла Н. В. Салина, опытная и любимая Москвою певица, с привлекательным тембром голоса, тщательной передачей музыкальной части, с тёплой фразировкой. Образ Ярославны был на этот раз очерчен, быть может, с меньшим драматизмом и картинностью, чем у Сионицкой [см. статью М. А. Дейша-Сионицкая], но зато выступили черты мягкости и женственности, присущие героине оперы» (Яковлев. 1983. С. 303).
Салина с успехом выступала и в вагнеровском репертуаре: «Я пела Эльзу [«Лоэнгрин»], Венеру [«Тангейзер»], Зиглинду [«Валькирия», 1902, 1-я исполнительница в Большом театре, дирижёр Ф. Байдлер. – Ред.], Сенту в "Моряке Скитальце" [«Летучий голландец»]. Вагнер дал мне хорошую зарядку. После музыки русских композиторов, самой трудной для голосов, шла музыка Вагнера, неослабно тренирующая дыхание и развивающая эластичность звука» (Салина. 1941. С. 130).
В числе других партий: Памина и Донна Анна («Волшебная флейта» и «Дон Жуан» В. А. Моцарта), Агата («Волшебный стрелок» К. М. фон Вебера), Дездемона («Отелло» Дж. Верди), Катарина Арагонская («Генрих VIII» К. Сен-Санса), Джоконда (одноимённая опера А. Понкьелли), Галька (одноимённая опера С. Монюшко), Елена и Маргарита («Мефистофель» А. Бойто), Гертруда («Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка), Микаэла («Кармен» Бизе), Элен («Лакме» Делиба), Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло), Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи), Горислава («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Наташа («Русалка» А. С. Даргомыжского), Тамара («Демон» А. Г. Рубинштейна), Мариорица («Ледяной дом» А. Н. Корещенко).
В 1908 г. певица решила покинуть сцену Большого театра. Для прощального спектакля (в свой бенефис) она выбрала оперу Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в которой впервые в своей карьере исполнила партию Февронии (1-я постановка в Большом театре, дирижёр В. И. Сук, режиссёр И. М. Лапицкий). На чествовании после спектакля М. М. Ипполитов-Иванов объявил об учреждении Императорским Русским музыкальным обществом стипендии её имени для студентов Московской консерватории. Предложение Дирекции Большого театра продлить контракт на 5 лет, как и приглашение С. И. Зимина перейти к нему в оперу и приглашение Киевской оперы на ряд гастролей в вагнеровском репертуаре, певица отвергла.
Всего на протяжении карьеры исполнила более 50 партий.
Вела обширную концертную деятельность, с 1897 г. пела в концертах Кружка любителей русской музыки Керзиных (в репертуаре – романсы от М. И. Глинки до А. К. Глазунова и С. В. Рахманинова), выступила в премьере кантаты «Свитезянка» Н. А. Римского-Корсакова (1898). Гастролировала во многих городах Российской империи, выступала в благотворительных концертах в пользу неимущих учащихся. По рекомендации П. И. Чайковского выступала в Праге. В 1904 г. организовала вокальный квартет (в составе: Салина, Е. И. Збруева, Д. А. Смирнов, В. Р. Петров), который некоторое время выступал в Малом зале Дворянского собрания. 15 мая 1918 г. выступила на гражданской панихиде, устроенной по случаю кончины С. И. Мамонтова в Московском художественном театре.
Преподавала в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (1906–1909), Московской консерватории (1922–1924), на курсах в Государственном институте музыкальной науки (ГИМН), в Первом музыкальном политехникуме (1932, профессор).
Автор работ по вокальной технике (не опубликованы).
Муж – Иван Константинович Юрасовский (1862–1937), из дворян, врач, акушер-гинеколог, владелец лечебницы (находилась в специально выстроенном доме, архитектор С. Ф. Кулагин, 1910, Большой Николопесковский переулок, дом 4).
В числе их четверых детей – композитор и дирижёр Александр Иванович Юрасовский.