Артисты балета

Вайнонен Василий Иванович

Вайно́нен Васи́лий Ива́нович [8(21).2.1901, Санкт-Петербург – 23.3.1964, Москва, похоронен на Новодевичьем кладбище], российский артист балета, хореограф, заслуженный артист РСФСР (1939).

В 1919 г. окончил (педагог ). С 1919 г. артист балета (ГАТОБ), исполнял характерные и гротесковые партии (Арап – , Сатир – ). Там же поставил (совместно с В. П. Чесноковым и ) (1930), обнаружив стремление к характерности, гротеску, умение перевести бытовую пластику в танцевальную. В 1935–1938 гг. балетмейстер ГАТОБ имени С. М. Кирова, в 1946–1950 и 1954–1958 – (ГАБТ). Самой значительной его работой стал решённый в жанре героической драмы балет «Пламя Парижа» (1932, ГАТОБ, новая редакция – 1936; 1933, ГАБТ; 1947, там же, 1-й степени, 1947; 1960, там же; в 1950 поставил в Будапеште), в котором Вайнонен мастерски соединил и танцы. В балете сказалось влияние режиссуры массовых зрелищ, тяготение к сюжетному действию, что предвосхитило эстетику . Теме современности, воплощённой средствами сценически обработанного народного танца и , посвящены балеты «Партизанские дни» (1937) и «Милица» (1947) Асафьева, и др. Оригинальная версия балета (1934, 1954, ГАТОБ; 1939, ГАБТ; 1950, Будапешт), созданная на основе традиций русского академического балета, вошла в золотой фонд современной хореографии. Среди других постановок: А. К. Глазунова (1938), «Мирандолина» (1949), «Гаянэ» (1957), танцы в опере (1948; Сталинская премия 2-й степени, 1949).

В. И. Вайнонену принадлежит сценарий балета «Конёк-Горбунок» (совместно с П. Г. Маляревским, 1960, ГАБТ). Ставил танцы в операх, концертные номера.

Редакция театра, кино, танца
  • Артисты балета – заслуженные артисты РСФСР
  • Выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой
  • Российские хореографы середины 20 века
  • Театральные деятели – лауреаты Сталинской премии