Оперная студия Большого театра
О́перная сту́дия Большо́го теа́тра, образовательная организация при Государственном академическом Большом театре (Москва). Существовала с конца 1918 по 1924 гг.
Создана по решению художественного совета Большого театра с целью реформирования музыкально-драматической части и повышения сценического мастерства оперных артистов. Началом послужило обращение Е. К. Малиновской [с 1918 управляющая московскими государственными (с 1920 академическими) театрами, в 1920–1924, 1930–1935 директор Большого театра] в Московский Художественный театр (МХТ) с просьбой помочь «поставить на должную высоту драматическую сторону оперных спектаклей Большого театра» (Станиславский. 1926. С. 505). В ответ Вл. И. Немирович-Данченко и В. В. Лужский согласились режиссировать одну из намеченных к постановке опер, а К. С. Станиславский предложил организовать оперную студию при Большом театре. 21 октября 1918 г. на собрании Товарищества «Московский Художественный Театр» был поднят вопрос об участии МХТ в оперных и балетных постановках Большого театра и принято решение об открытии при Большом театре оперной студии. Был создан Организационный совет, призванный определить пути развития Большого театра; его членами стали: дирижёры М. М. Ипполитов-Иванов, С. А. Кусевицкий, режиссёры Станиславский, Немирович-Данченко, А. Я. Таиров, А. И. Южин.
30 декабря 1918 г. состоялось торжественное открытие Оперной студии Большого театра, на котором присутствовали (кроме представителей Большого театра): Станиславский, Немирович-Данченко, артисты МХТ В. И. Качалов, И. М. Москвин. Задачами студии ставились: поддержка исканий в области вокально-драматического искусства, обновление оперных традиций, повышение не только вокальной, но и музыкальной и сценической культуры оперного артиста. В соответствии с задачами была создана программа по преподаванию системы Станиславского и «по выработке внутренней и внешней техники переживания, а также дикции, пластике, ритму и проч.» (Станиславский. 1926. С. 511). Первоначально студия существовала на средства корпорации артистов.
В январе 1919 г. в ходе встречи с артистами Большого театра в артистическом фойе было избрано правление в составе: певцы К. Е. Антарова, А. В. Богданович, С. И. Мигай, А. К. Минеев, Ф. В. Павловский, дирижёр Н. С. Голованов, а также В. И. Садовников (кандидат, в дальнейшем дирижёр студии). Руководителем студии был избран К. С. Станиславский, он же преподавал актёрское мастерство. Преподавателями с момента основания были также: В. С. Алексеев, З. С. Соколова, О. В. Гзовская (режиссура), Н. С. Голованов (музыкальные дисциплины; в 1919–1925 музыкальный руководитель), В. Р. Петров, Е. И. Збруева, М. Г. Гукова (вокал), С. М. Волконский, Н. М. Сафонов (сценическая речь, вокальное произношение; с 1920 вёл также занятия с хором), М. А. Халявинская (система музыкально-ритмического воспитания Э. Жак-Далькроза), М. Н. Жуков (концертмейстер и дирижёр).
В январе 1919 г. начались занятия с артистами Большого театра (в их числе – Е. А. Степанова, Ф. Б. Павловский, С. И. Мигай, Х. В. Толкачёв, П. Н. Сыроватская, К. Е. Антарова, Б. М. Евлахов, П. И. Тихонов), сначала они проходили в конторе театра, затем в квартире Станиславского в Каретном ряду (дом 4). Весной 1919 г. студия подготовила концертное исполнение сцен из опер «Риголетто» Дж. Верди (Джильда – Степанова, Риголетто – Павловский и Мигай, Спарафучиле – Толкачёв) и «Русалка» А. С. Даргомыжского (Наташа – Сыроватская, Мельник – Тихонов). Занятость в репертуарных спектаклях Большого театра мешала студийным занятиям солистов, и было решено объявить набор молодых артистов. 5 октября 1919 г. состоялся открытый конкурс-набор в студию.
В сентябре 1920 г. студия формально отделилась от Большого театра (к тому времени был выработан её устав) и в 1921 г. вместе с её руководителем Станиславским переехала в Леонтьевский переулок (дом 6, ныне Дом-музей К. С. Станиславского). Однако в ней продолжали работать артисты Большого театра: А. В. Богданович и М. Г. Гукова (вокал), Л. А. Лащилин (сценическая пластика; работал один сезон). В сезон 1920/1921 велась работа над оперой «Боярыня Вера Шелога» Н. А. Римского-Корсакова, оперой «Вертер» Ж. Массне и, главное, над оперой «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, которая отразила на оперной сцене основные принципы режиссуры Станиславского.
21 апреля 1921 г. в Малом зале Московской консерватории состоялось первое публичное выступление студии с программой «Вечер Римского-Корсакова» (в программе: опера «Боярыня Вера Шелога», дуэт Вакулы и Параси из оперы «Ночь перед Рождеством»). Летом 1921 г. в помещении МХТ были публично показаны ещё две программы: опера «Вертер» Ж. Массне; концерт, посвящённый А. С. Пушкину, включавший три первые картины из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, пролог к «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова, романсы на стихи Пушкина (включая инсценировку романса «Памятник» с музыкой В. И. Садовникова). Все три программы исполнялись под аккомпанемент фортепиано. 15 июня 1922 г. состоялась премьера оперы «Евгений Онегин» в помещении студии в Леонтьевском переулке под аккомпанемент фортепиано, без грима и костюмов.
24 ноября 1922 г. постановка была перенесена на сцену Нового театра (в то время филиал Большого театра), исполнена в сопровождении оркестра Большого театра: постановщик Станиславский, дирижёры В. Р. Бакалейников и М. Н. Жуков, режиссёры В. С. Алексеев, З. С. Соколова, художники Б. А. Матрунин (костюмы) и Ф. Ф. Федоровский; главные партии исполняли: Онегин – С. И. Бителев, П. И. Румянцев; Татьяна – Н. Г. Лезина, Г. Н. Горшунова; Ольга – З. Л. Афанасьева; Ленский – В. И. Садовников, Н. К. Печковский; Князь Гремин – В. Ф. Виноградов, П. Г. Литвинов; Ларина – Е. Г. Заблоцкая, Л. Г. Рудницкая; Няня – Н. К. Ананьина, Ю. Л. Светлова; Трике – Л. В. Каннабих, В. И. Чефранов. Последний спектакль состоялся 4 апреля 1924 г.
Постановка «Евгения Онегина» воссоздана в 1992 г. в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (в 1999 телеканал «Культура» провёл трансляцию спектакля, посвящённую 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина), в 2015 г. – в «Геликон-опере».
С сентября 1922 по август 1924 гг., в связи с отъездом Станиславского на гастроли с труппой МХТ в Европу и Америку, обязанности заведующего студией были переданы А. В. Богдановичу, художественными руководителями стали З. С. Соколова и В. С. Алексеев, главным режиссёром – Б. М. Сушкевич.
В 1924 г. студия окончательно отделилась от Большого театра и перешла в ведение художественного отдела Главнауки. С этого момента она стала называться «Государственная оперная студия имени народного артиста Республики К. С. Станиславского». В 1926 г. преобразована в Государственную оперную студию-театр имени К. С. Станиславского, в 1928 г. – в Государственный оперный театр имени К. С. Станиславского. В 1941 г. путём его объединения с Музыкальным театром имени Вл. И. Немировича-Данченко создан Московский государственный музыкальный театр имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).