Парижская опера
Пари́жская о́пера (L’Opéra de Paris; официальное название Парижская национальная опера, Opéra national de Paris), оперно-балетный театр, один из центров мировой музыкально-театральной культуры.
История
История Парижской оперы восходит к Академии оперы (Académie d’opéra), основанной по инициативе Ж.-Б. Кольбера. В 1669 г. Людовик XIV выдал поэту П. Перрену патентную грамоту на исполнение «опер и представлений, положенных на музыку и на французском языке» (Durey de Noinville J. B. Histoire du théâtre de l'Académie royale de musique en France, depuis son établissement jusqu'à présen. Paris, 1757. Pt. 1. P. 78). В 1671 г. прошёл первый спектакль (опера «Помона» Р. Камбера). В 1672 г. Ж.-Б. Люлли выкупил патент и стал директором Академии оперы (до 1687), переименованной в Королевскую академию музыки (Académie royale de musique). В отличие от трупп Французского и Итальянского театров Академия музыки при правлении Бурбонов не получала официального финансирования из королевской казны и существовала на прибыль от продажи билетов, отчего зачастую испытывала финансовые затруднения. В 1749–1780 гг. управление театром перешло парижским городским властям (с перерывом в 1757–1769 и 1777–1779, когда привилегия была передана назначаемым городскими властями директорам). В 1776–1777 гг. театром руководило управление королевского дома (Menus-Plaisirs).
После Французской революции название театра неоднократно менялось в зависимости от политической ситуации: Опера (1791, 1793), Академия музыки (1791, 1792, 1814), Королевская академия музыки (1791, 1814, 1815–1848), Национальная опера (1793), Театр искусств (1794–1797), Театр республики и искусств (1797–1803), Театр оперы (1803), Императорская академия музыки (1804–1814, 1815, 1852–1871), Театр Нации (1848–1850), Национальная академия музыки (1850–1852), Национальный театр оперы (1871–1939, 1978–1990). В 1939–1978 гг. он носил название «Оперá-Гарнье» (по имени архитектора Ш. Гарнье), вместе с театром «Оперá-Комик» входил в Объединение национальных музыкальных театров (Réunion des théâtres lyriques nationaux). В 1990 г. в связи с возникновением второго здания – «Оперá Бастий» – переименован в Парижскую оперу; с 1995 г. Парижская национальная опера.
В 17–19 вв. оперные спектакли ставились в разных помещениях: зал «Бутей» (Salle de la Bouteille, 1671–1672; бывший теннисный корт), зал «Бель-Эр» (Salle du Bel-Air, 1672–1673; бывший теннисный корт), первый зал Королевского дворца (Salle du Palais-Royal, 1673–1763; разрушен в результате пожара); Машинный зал во дворце Тюильри (Salle des Machines, 1764–1770), второй зал Королевского дворца (1770–1781, уничтожен пожаром), дворец Меню-Плезир (Hôtel des Menus-Plaisirs, 1781), театр «Порт Сен-Мартен» (Théâtre de la Porte Saint-Martin, 1781–1794), зал бывшего театра «Монтасье» на улице Ришелье (Salle Montansier de la rue de Richelieu, 1794–1820), зал «Фавар» (Salle Favart, 1820–1821), зал «Ле-Пелетье» (Salle Le Peletier, 1821–1873; 1,8 тыс. мест, уничтожен пожаром), зал «Вантадур» (1874) и др. С 1875 г. располагается во Дворце Гарнье, с 1989 г. также занимает здание «Оперa Бастий».
Среди директоров (в 1945–1994 администраторов) театра в 20–21 вв.: П. Гайар (1884–1891 и 1893–1907), А. Мессаже и Л. Бруссан (1908–1914), Ж. Руше (1914–1945), М. Леман (1945–1946 и 1951–1955), Ж. Ирш (1946–1951 и 1956–1959), A.-М. Жюльен (1959–1962), Ж. Орик (1962–1968), Р. Николи (1969–1971), Ж.-И. Даниель-Лезюр и Б. Лефор (1971–1973), Р. Либерман (1973–1980), Б. Лефор (1980–1982), М. Боджанкино (1983–1986), Ж.-Л. Мартиноти (1986–1989), Ж.-Ф. Ирш (1989–1992), Б. Лефевр (1992–1994), Ж.-П. Клюзель (1994–1995), Ю. Галь (1995–2004) Ж. Мортье (2004–2009), Н. Жоэль (2009–2014), С. Лиссне (2014–2020), А. Нееф (с 2020).
Архитектура
Главное здание Парижской оперы – Дворец Гарнье («Пале-Гарнье», Palais Garnier; «Оперa-Гарнье», Opéra Garnier; в обиходе также «Гранд-Оперa»), парадное сооружение в стиле Второй империи, ключевой памятник эклектики. Решение о строительстве принято в сентябре 1860 г. императором Наполеоном III, в декабре 1860 г. объявлен международный конкурс на проект этого здания; участники подали на рассмотрение жюри 171 работу; во 2-м туре в 1861 г. члены жюри под председательством государственного деятеля А. Колонны, графа Валевского (двоюродного брата Наполеона III), единогласно проголосовали за вариант, предложенный Ш. Гарнье, лауреатом Римской премии (1848), в тот момент молодым (35 лет) и малоизвестным архитектором. Строительство велось в 1862–1875 гг. с перерывом на период франко-германской войны 1870–1871 гг. и Парижской коммуны 1871 г.
Чётко выделенные снаружи объёмы фойе, зрительного зала, колосников формируют ясную композицию, ориентированную на восприятие здания с разных точек зрения при приближении к нему по основным градостроительным осям Парижа, созданным в ходе реконструкции города под руководством Ж. Э. Османа.
Главный фасад снабжён колоннадой из спаренных мраморных колонн, помещённых над аркадой первого яруса; фасад зрительно завершает расположенный за ним плоский купол. Самая высокая точка здания (около 60 м), воспринимаемая и с главного, и с заднего фасадов, – фронтон, венчающий объём колосников и завершённый на коньке крыши скульптурной группой «Аполлон между Танцем и Музыкой» (1869–1870, скульптор Э. Милле). На заднем фасаде, полностью облицованном природным камнем, подчёркнута плоскость стены, широко использован руст. В интерьере ключевую роль играет парадная лестница (высота 30 м), соединяющая фойе со зрительным залом (около 2 тыс. мест).
Здание пышно украшено снаружи и в интерьере. В его декорировании приняли участие 75 скульпторов и 15 живописцев, среди их работ: горельеф «Танец» на главном фасаде [1869, скульптор Ж.-Б. Карпо; оригинал в 1964 заменён работой скульптора Жана Жужа (Jean Juge), спонсируемого ателье П. Бельмондо, передан в Лувр, ныне хранится в Музее Орсе], скульптурные группы, держащие светильники у подножия парадной лестницы (1873, скульптор А.-Э. Каррье-Беллёз), росписи главной лестницы (1865–1875, живописец И. Пиль), плафоны в фойе (на темы истории музыки; 1866–1874, живописец П. Бодри) и в Зеркальной ротонде (с изображением вакханалии; 1889, живописец Ж. Клерен). Новый плафон зрительного зала заказан в 1962 г. М. З. Шагалу и установлен в 1964 г. поверх первоначального плафона авторства Ж.-Э. Леневё (1869–1871). В 2011–2019 гг. действовал ресторан «Л'Опера» (L'Opéra; интерьер – архитектор О. Декк), ныне в его помещении открыт ресторан «КоКо» (CoCo, 2019, частичная реконструкция интерьера – дизайнер К. Сашо).
Улицы и площади вокруг Дворца Гарнье связаны с театральной тематикой: проспект, ведущий к главному фасаду с юга, и завершающая его площадь названы «Опера́», площадь у заднего (северного) фасада носит имя С. П. Дягилева, прилегающие улицы названы в честь композиторов К. Ф. Глюка, Д.-Ф.-Э. Обера, Ф. Галеви, драматурга и либреттиста Э. Скриба.
Парижская опера также занимает здание «Оперa Бастий» (Opéra Bastille; названо по месту расположения – площади Бастилии, в свою очередь созданной на месте Бастилии). Здание принадлежит к числу «Больших проектов» президента Ф. Миттерана, приуроченных к 200-летию начала Французской революции 18 в. К концу 20 в. потребовалось более вместительное и современное с технологической точки зрения театральное здание. Состоялся международный открытый конкурс, в котором в 1983 г. победил уругвайский и канадский архитектор К. Отт. Здание в русле постмодернизма открылось в 1989 г. (главный зал – около 2,7 тыс. мест; зал-амфитеатр на 450 мест; зал-студия на 237 мест).
В 21 в. Дворец Гарнье используется преимущественно для балетных спектаклей, «Опера Бастий» – для оперных постановок.
Опера
Академия оперы была открыта 3 марта 1671 г. оперой-пасторалью «Помона» Р. Камбера (либретто П. Перрена; считается первой оперой на французском языке), выдержавшей 146 представлений. В 17–18 вв. в репертуар Парижской оперы входили произведения преимущественно двух жанров – лирической трагедии и оперы-балета. В 1672–1687 гг., во время руководства Ж.-Б. Люлли, поставлено около 20 его сочинений, многие из которых регулярно исполнялись до 1779 г.: пастораль «Празднества Амура и Вакха» (1672); лирические трагедии «Кадм и Гермиона» (1673), «Альцеста» (1674), «Атис» (1676), «Психея» (1678; первая версия – трагедия-балет, 1671), «Роланд» (1685), «Армида» (1686); балеты «Триумф любви» (1681), «Храм мира» (1685) и др. В жанре лирической трагедии после смерти Люлли продолжили работать его последователи: М.-А. Шарпантье («Медея», 1693) и А. Кампра («Ифигения в Тавриде», 1704; «Идоменей», 1712). Последний также – основоположник жанра оперы-балета («Галантная Европа», 1697; «Венецианские празднества», 1710). С 1733 г. на сцене Оперы ставил свои новаторские сочинения Ж.-Ф. Рамо (лирические трагедии «Ипполит и Арисия», 1733, «Кастор и Поллукс», 1737, «Зороастр», 1749; одноактный балет «Анакреон», 1766; оперы-балеты «Галантные Индии», 1735, «Храм славы», 1745; комедии-балеты «Платея», 1749, «Паладины», 1760 и др.). После смерти Рамо (1764) его сочинения продолжали оставаться в репертуаре в течение 20 лет. В 1752 г. успех итальянской труппы на сцене Парижской оперы (представившей в том числе интермедию «Служанка-госпожа» Дж. Б. Перголези) спровоцировал «войну буффонов», противопоставляя французскому стилю итальянский (сторонником которого был Ж.-Ж. Руссо).
Несмотря на временный успех итальянского стиля, жанр французской лирической трагедии доминировал в репертуаре театра до середины 1770-х гг., когда Парижская опера стала свидетелем разгара новой «войны» – глюкистов и пиччиннистов: одновременно ставились лирические трагедии в итальянском стиле Н. Пиччинни («Роланд», 1778; «Ифигения в Тавриде», 1781) и реформаторские оперы К. В. Глюка («Ифигения в Авлиде», «Орфей и Эвридика», обе – 1774; «Альцеста», 1776; «Армида», 1777; «Ифигения в Тавриде», 1779). В 1780–1790-х гг. в репертуаре господствовали сочинения итальянских композиторов (Пиччинни, Дж. Каччини, А. Сальери, Дж. Паизиелло, Л. Керубини), исполняющиеся во французских редакциях (на французском языке, с разговорными диалогами вместо речитативов).
В годы Французской революции ставились героические оперы Ф.-Ж. Госсека («Жертва для свободы», 1792; «Триумф Республики или Лагерь при Гранпре», 1793), А.-Э.-М. Гретри («Республиканская избранница, или Праздник добродетели», «Тиран Дионисий», обе – 1794), явившиеся откликом на революционные события. В годы Первой империи и Реставрации были возобновлены постановки сочинений К. В. Глюка («Орфей и Эвридика», 1800; «Альцеста», 1803), в репертуар вошли оперы В. А. Моцарта («Свадьба Фигаро», 1793; «Волшебная флейта», под названием «Тайны Исиды», 1801; «Дон Жуан», 1805). Также ставились сочинения Ж.-Ф. Лесюэра («Триумф Траяна», 1807; «Смерть Адама», 1809), Р. Крейцера («Смерть Абеля», 1810), Дж. Паизиелло, Э. Мегюля, П. фон Винтера, Л. Персюи, Ф. Калькбреннера, Л. Керубини и др.
Начиная с постановки «Весталки» Г. Спонтини (1807) на протяжении десятилетий в Парижской опере господствовал помпезный стиль большой французской оперы, с характерной для него исторической и героико-патриотической тематикой. Главные представители: Д.-Ф.-Э. Обер («Немая из Портичи», 1828), Дж. Россини («Вильгельм Телль», 1829), Дж. Мейербер («Роберт-дьявол», 1831; «Гугеноты», 1836; «Пророк», 1849) и Ф. Галеви («Жидовка», 1835; «Королева Кипра», 1841; «Карл VI», 1843). Многие из этих опер написаны по либретто Э. Скриба. На сцене театра также осуществились премьеры опер «Бенвенуто Челлини» (1838) Г. Берлиоза, «Корабль-призрак» (1842) П. Л. Дитша, «Эсмеральда» (1836) Л. Бертен и др.
В 1-й половине 19 в. Парижская опера стала одним из мировых центров романтического искусства. Во французских редакциях ставились оперы К. М. фон Вебера («Эврианта», 1831; «Вольный стрелок», 1841; обе – в редакции Берлиоза), Дж. Россини («Осада Коринфа», 1826; «Моисей и фараон», 1827; «Граф Ори», 1828; «Отелло», 1844), Г. Доницетти («Полиевкт», под названием «Мученики», 1840; «Лючия ди Ламмермур», 1846; «Бетли», 1853), В. Беллини («Ромео и Джульетта», 1859), Дж. Верди («Трубадур», 1857; «Аида», 1880; «Риголетто», 1885; «Отелло», 1894) и др. Несколько опер на французские либретто написаны иностранными композиторами специально по заказу Парижской оперы: «Фаворитка» (1840) и «Дон Себастьян Португальский» (1843) Доницетти, «Сицилийская вечерня» (1855) и «Дон Карлос» (1867) Верди. Французская премьера «Тангейзера» (1861) Р. Вагнера, вызвав скандал, выдержала только 3 представления, после этого оперы Вагнера не ставились до 1891 г. («Лоэнгрин»).
Во 2-й половине 19 в. репертуар Парижской оперы был обновлён операми Ш. Гуно («Сафо», 1851; «Кровавая монахиня», 1854; «Фауст», 1869; «Ромео и Джульетта», 1888), Ф. Давида («Геркуланум», 1859), В. Массе («Мул Педро», 1863), А. Тома («Гамлет», 1868), Э. Рейера («Сигурд» 1885), Ж. Массне («Таис», 1894), К. Сен-Санса («Генрих VIII», 1883; «Самсон и Далила», 1892). Здание «Опера-Гарнье» открыто 5 января 1875 г. гала-концертом, составленным из фрагментов больших французских опер Обера, Галеви, Россини, Мейербера, а также балета Л. Делиба. В 1897 г. состоялись парижская премьера «Нюрнбергских мейстерзингеров» Р. Вагнера. В том же году осуществлено концертное исполнение оперы «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза (впервые в Парижской опере), а в 1899 г. поставлена 1-я часть его дилогии «Троянцы».
В начале 20 в., в рамках Русских сезонов, организованных С. П. Дягилевым, состоялась первая во Франции постановка русской оперы – «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (в сценической редакции Дягилева изменён порядок сцен, исключены картины «Корчма у литовской границы» и «Комната Марины Мнишек», картина «Венчание на царство» расширена за счёт введения двух вставок, специально сочинённых и оркестрованных Н. А. Римским-Корсаковым) с Ф. И. Шаляпиным в заглавной роли (1908). Затем были поставлены «Саломея» Р. Штрауса (1910), «Соловей» (1914) и «Мавра» (1922) И. Ф. Стравинского. Сочинения современных композиторов занимали значительное место в репертуаре до Второй мировой войны, среди них: священная драма «Легенда о святом Кристофе» В. д’Энди (1920), оперы «Семь канцон» Дж. Ф. Малипьеро (1920), «Максимилиан» Д. Мийо (1932), «Эдип» Дж. Энеску (1936), «Пармская обитель» A. Coгe (1939) и др.
В период германской оккупации (1940–1944) на сцене Парижской оперы выступали труппы Мангеймской, Кёльнской и Прусской (Берлин) опер, а также Байройтского фестиваля с немецким репертуаром («Похищение из Сераля» В. А. Моцарта, «Валькирия», «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Летучая мышь» И. Штрауса, все – 1941; «Летучий Голландец» Вагнера, 1942).
После 2-й мировой войны Парижская опера сохранила значение одного из крупнейших академических оперных театров Европы. Репертуар состоял в основном из произведений Дж. Верди, К. М. фон Вебера, Ж. Бизе, Дж. Пуччини, Р. Вагнера и др. Консервативная традиция, не допускавшая в опере разговорных диалогов, а также иных языков, кроме французского, была прервана в 1950-е гг. («Саломея» Р. Штрауса, 1951; «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, 1954). Среди важнейших постановок 2-й половины 20 в. – премьеры: «Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка (французская премьера, 1957), «Святой Франциск Ассизский» О. Мессиана (1983), «Доктор Фауст» К. Бёмера (1985); впервые на сцене Парижской оперы появились «Кармен» Ж. Бизе (1959), «Воццек» (1963) и «Лулу» (1979) А. Берга, «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси (1977), а также прозвучало аутентичное исполнение оперы «Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя (1987).
Репертуар «Опера Бастий» (в 21 в. – основная оперная сцена театра) также отличается разнообразием, важнейшее место занимают шедевры мировой оперы. Среди постановок конца 20 – начала 21 вв.: «Троянцы» (1990, 2006) и «Осуждение Фауста» (1995, сценическая версия; 2001, 2015) Г. Берлиоза; «Катя Кабанова» Л. Яначека (1990); «Идоменей» (1991) и «Дон Жуан» (1999) В. А. Моцарта; «Огненный ангел» (1991), «Война и мир» (2000) и «Любовь к трём апельсинам» (2005) С. С. Прокофьева; «Борис Годунов» (1991, 2002) и «Хованщина» (2001) М. Мусоргского; «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (1992, 2009, 2019); «Пиковая дама» (1991, 1999) и «Евгений Онегин» (1995) П. И. Чайковского; «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (1996); «Лулу» А. Берга (1998); «Саломея» (1994, 2003, 2022) Р. Штрауса; «Летучий Голандец» (1993, 2000), «Тангейзер» (2007) и тетралогия «Кольцо нибелунга» (2013, 2020) Р. Вагнера.
В Парижской опере выступали многие выдающиеся певцы. Среди них: в 18 в. – М. С. Арну, М. Фель, Л.-Р. Дюгазон, Ж.-Б. Мартен ; в 19 в. – М. Малибран, П. Виардо-Гарсия, Дж. Паста, Г. Зонтаг, Л. Даморо-Чинти, Джулия Гризи, М.-К. Фалькон, А. Каталани, Д. Aртo, А. Патти, А. Нурри, Ж.-Л. Дюпре, Ж. Л. Лассаль, В. Морель, Э. Решке и Я. Решке и др; в 1-й половине 20 в. – Р. Карон, М. Журне, М. Рено, Ж. Ф. Дельмас, Л. Бреваль, Ж. Любен, Ж. Тиль, Э. Карузо, Ф. И. Шаляпин; во 2-й половине – Р. Креспен, Р. Гор, А. Ланс, Ж. Жиродо, Р. Массар, Г. Бакье, Д. Дюваль, М. Робен, Ж. Род, Р. Бьянко, М. Каллас, Т. Гобби, Н. Гедда, А. Силья, Б. Хендрикс, К. Те Канава, К. Маттила, С. П. Лейферкус, В. В. Галузин, С. А. Ларин, О. Н. Гурякова, Р. Флеминг и др. Среди режиссёров-постановщиков – Р. Уилсон, Л. А. Додин.
Балет
Старейшая балетная компания мира, по образцу которой в дальнейшем строились европейские труппы. В 17 – начале 18 вв. здесь закладывались традиции классического балета, формировался стиль французской школы. Не слишком значительная в первые годы существования театра, роль балетной труппы изменилась с приходом в 1672 г. композитора Ж.-Б. Люлли и началом его реформаторской деятельности. Ведущие мастера П. Бошан, Г. Л. Пекур и др. были практиками и теоретиками танца. В это время развитие балета связано с творчеством композиторов Ж.-Ф. Рамо и К. В. Глюка, чьи оперы включали развёрнутые хореографические сцены. В 1713 г. при театре создана балетная школа (École de Danse).
В середине 18 в., когда в Европе существенно возрос интерес к балету, – укрепился статус Парижской оперы как хранительницы классических традиций, из-за чего актуальные веяния воспринимались с некоторым опозданием. Так, реформатор Ж.-Ж. Новерр, стремившийся в своих постановках воплотить идеи эпохи Просвещения и французских энциклопедистов, стал руководителем балета (в 1776) только после того, как получил европейское признание в Штутгарте, Милане и Вене. Он перенёс на парижскую сцену свои постановки «Апеллес и Компаспа» Ф. Аспельмайра (1776), «Горации и Куриации» Й. Штарцера (1777), «Медея и Ясон» Ж.-Ж. Родольфа (1780), а также поставил оригинальные балеты – «Безделушки» («Les Petits Riens») В. А. Моцарта, «Аннета и Любен» (композитор неизвестен; оба – 1778). Преемниками Новерра на посту главного балетмейстера стали его ученики – М. Гардель, П. Гардель, Ж. Доберваль.
В 1-й половине 19 в. Парижская опера – центр развития танцевального романтизма, когда балет вошёл в число серьёзных искусств наряду с поэзией, драматургией, музыкой, живописью. Здесь состоялась премьера балета «Сильфида» Ж.-М. Шнейцхоффера в постановке Ф. Тальони (1832, заглавную партию исполнила М. Тальони), а затем балетов «Жизель» А. Адана (1841, балетмейстер Ж. Перро), «Пахита» Э. М. Дельдевеза (1846), «Корсар» Адана (1856, оба – балетмейстер Ж. Мазилье), «Коппелия» Л. Делиба (1870, балетмейстер Артюр Сен-Леон). Успех этих постановок способствовал повсеместному утверждению в Европе французской школы и триумфальному распространению балетов, которые в обновлённых хореографических редакциях входят в репертуар ведущих трупп мира и в 21 в. Среди солистов в тот период: Л. Гран, К. Гризи, Л. Мерант, Л. Петипа, К. Розати, Ф. Черрито, Ф. Эльслер; среди гастролёров – русские артистки Е. И. Андреянова, М. Н. Муравьёва, М. С. Суровщикова-Петипа. Однако во 2-й половине 19 в. балет в Парижской опере переживал период упадка. К концу столетия роль труппы свелась преимущественно к исполнению дивертисментов в оперных спектаклях.
Возобновлению интереса к жанру способствовали Русские сезоны С. П. Дягилева в Париже. Под их влиянием активизировалась деятельность труппы Парижской оперы, во главе которой в 1908–1909 и в 1919–1926 гг. стоял Л. Статс. Школа обрела новые ориентиры в освоении техники классического танца. На рубеже 1930–1940-х гг. введено официальное звание этуаль. Эпохой в возрождении балетной труппы стала деятельность С. Лифаря. Постановщик около 200 спектаклей и дивертисментов, он привлёк к сотрудничеству хореографов Дж. Баланчина, Х. Ландера, Ж. Скибина и др., создал новый имидж и новый репертуар французского балета. Культивируя интерес к современной хореографии, одновременно особое внимание уделял классическим образцам. Оба эти направления с тех пор остаются равноправными в репертуаре труппы. Интерес к собственному наследию Парижская опера проявила, пригласив хореографа П. Лакотта для воссоздания балетов «Сильфида» (1972) и «Коппелия» (1973). В то же время труппа постоянно сотрудничала с хореографами Р. Пети, М. Бежаром.
Середина 20 в. отмечена расширением стилистических возможностей классических танцовщиков. Среди солистов: И. Шовире, С. Перетти, Л. Дарсонваль, Л. Дейде, К. Воссар, К. Бесси, М. Рено, К. Мот, А. Лабис, Ж.-П. Бонфу, П. Бар, Г. Тесмар, Н. Понтуа, М. Денар, С. Атанасов, Ж. Гизерикс. Балеты для Парижской оперы ставили европейские и американские хореографы: К. Макмиллан, Х. ван Манен, В. П. Бурмейстер, Ю. Н. Григорович, М. Каннингем, Дж. Роббинс, Дж. Ноймайер и др.
Особое место в истории балетной труппы занимает деятельность Р. Х. Нуреева, возглавлявшего её в 1983–1989 гг. Он придал амбициозность, динамизм и молодую энергию респектабельному академизму труппы, включил в репертуар отредактированные им балеты – «Раймонда» А. К. Глазунова (1983); «Лебединое озеро» (1984), «Щелкунчик» (1985) и «Спящая красавица» (1989) П. И. Чайковского; «Ромео и Джульетта» (1984) и «Золушка» (1986) С. С. Прокофьева; «Дон Кихот» (1981) и «Баядерка» (1992) Л. Минкуса, – доведя танец до выдающегося уровня виртуозности в соединении с традиционной французской чистотой исполнения, вниманием к деталям и мелкой технике. Благодаря Нурееву на сцену вышло новое поколение артистов, занявших ведущее положение не только в Парижской опере, но и в мировом балете: С. Гиллем, М. Легри, Л. Илер, Ш. Жюд, Ф. Клер, Ф. Легре, М. Лудьер, И. Герен, Э. Платель, М.-К. Пьетрагалла, П. Дюпон, А. Летестю, Ж. Мартинез, Н. Ле Риш, Ж.-Г. Бар и др. В годы руководства Нуреева в Парижской опере состоялись мировые премьеры балетов К. Армитаж («GV-10» на музыку К. Штокхаузена, 1984), Бежара («AREPO» на музыку Ш. Гуно и Ю. Ле Бара 1986), У. Форсайта («In the Middle Somewhat Elevated» Т. Виллемса, 1987).
С конца 20 в. труппу возглавляли: Б. Лефевр (1995–2014), Б. Мильпье (2014–2016), О. Дюпон. (2016–2022). Рубеж 20–21 вв. отмечен радикализацией репертуара – соединением эстетики классического балета с углублённым интересом к различным направлениям современного танца. Среди постановок 1990–2010-х гг.: балеты Дж. Ноймайера («Сильвия» Л. Делиба), К. Карлсон («Знаки» Р. Обри, оба – 1997), Р. Пети («Клавиго» Г. Яреда, 1999), М. Эка («Квартира» на музыку шведской группы Fleshquartet, 2000), Э. Лока («AndréAuria» Д. Лэнга, 2002), С. Вальц («Ромео и Джульетта» на музыку Г. Берлиоза, 2007), У. Макгрегора («Genus» на музыку Дж. Тэлбота и Дерю, 2007; «Анатомия чувств для Фрэнсиса Бэкона» М.-Э. Тернеджа, 2011; «Alea Sands» на музыку П. Булеза, 2015), А. Прельжокажа («Сиддхартха» Б. Монтавани, 2010), А. О. Ратманского («Психея» на музыку С. Франка, 2011), К. Уилдона («Полифония» на музыку Д. Лигети, 2015), А. Т. де Керсмакер («Quatuor n°4» на музыку Б. Бартока, «Большая фуга» на музыку Л. ван Бетховена, «Просветлённая ночь» на музыку А. Шёнберга; все – 2015), К. Пайт («Канон "Времён года"» на музыку М. Рихтера, 2016), А. Экмана («Игра» М. Карлсона, 2017; 2021 – 2-я редакция), Ш. Эяль («Фавны» на музыку К. Дебюсси, 2021).
К постановочной деятельности обратились солисты балета К. Беларби («Грозовой перевал» Ф. Эрсана, 2002), Н. Ле Риш («Калигула» на музыку А. Вивальди, 2005), Ж. Мартинез («Дети райка» на музыку М.-О. Дюпена, 2008), Ж.-Г. Бар («Ручей» Делиба и Минкуса, 2011), которых отличает интерес к полнометражным спектаклям с литературным сюжетом. О повышении внимания к этому жанру свидетельствует расширение репертуара за счёт ранее не шедшей в Париже хореодрамы [«Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена (хореография Ноймайера, 2006), «Тщетная предосторожность» Л.-Ж.-Ф. Герольда (хореография Ф. Аштона, 2007), «Онегин» на музыку Чайковского (хореография Дж. Кранко, 2009), созданный для труппы балет «Красное и чёрное» на музыку Ж. Массне (балетмейстер П. Лакотт, 2021)].
Приход в 2022 г. на позицию руководителя балета Ж. Мартинеза способствовал восстановлению большого классического репертуара. В то же время труппа не отказывается от поиска нового хореографического языка и новых средств пластической выразительности. Среди важных работ последних лет: «Проект Данте» Т. Адеса (хореография У. Макгрегора), «Последний звонок» М. Луны (хореография М. Мотан), «Горизонт» на музыку С. Вана (хореография Cе Синь; все – 2023).
Среди ведущих солистов труппы в разные годы 21 в.: И. Сьяравола, О. Дюпон, М.-А. Жилло, Л. Пюжоль, К. М. Оста, Б. Пеш, С. Буйон, М. Ганьо, Д. Жильбер, Э. Козет, А. Ренаван, Л. Пальеро, Э. Аббаньято, А. Альбиссон, Л. Болак, В. Коласанте, Х. О’Нил, Пак Сэ Ын, Ж. Луве, Ю. Маршан, П. Марк, М. Эйман.
В 2024 г. создана молодёжная труппа Paris Opéra Junior Ballet.
Балетная труппа Парижской оперы сохраняет одну из лидирующих позиций в мире.
Оркестр
Оркестр Королевской академии музыки, основанный в 1672 г., считается первым профессиональным французским оркестром. На момент создания включал около 20 музыкантов-солистов. Его особенность – присутствие «отбивателя такта» (batteur de mesure), введённое в практику Ж.-Б. Люлли и ставшее отличительной особенностью французских музыкальных театров вплоть до начала 19 в. После смерти Люлли оркестром руководили М. Маре, Ж.-Ж. Муре, Ж.-Ф. Ребель и др. К 1714 г. оркестр насчитывал около 50 музыкантов, к 1770 г. – около 70. В 1774–1779 гг. под руководством К. В. Глюка были внесены организационные изменения: объединение музыкантов в пульты и их расположение веером вокруг «отбивателя такта», размещение контрабасов, виолончелей и фаготов у балюстрады для поддержания ансамбля. Кроме участия в спектаклях, с 18 в. оркестр выступал на мероприятиях, организованных Парижской оперой.
В 19 в. многие исполнители совмещали карьеру солистов-виртуозов с игрой в оркестре (Р. Крейцер, Ф. Дювернуа, Ж.-Л. Тюлу). С 1820-х гг. появление дирижёра (по-прежнему обычно стоящего спиной к оркестру, но лицом к певцам) сопровождалось увеличением состава и ростом сложности партитур романтических опер. На рубеже 19–20 вв. оркестр исполнял многие современные партитуры, сопровождая оперы К. Дебюсси, М. Равеля, И. Ф. Стравинского, а в конце 20 в. были включены сочинения эпохи барокко, адаптированные к составу современного симфонического оркестра.
В 21 в. состав оркестр насчитывает около 160 музыкантов, выступающих на площадках «Опера Гарнье» и «Опера Бастий».
Среди главных дирижёров: в 19 в. – Р. Крейцер (1817–1824), Ф.-А. Хабенек (1824–1846), Н. Жирар (1846–1860), Э. Дельдевез (1873–1877), Ш. Ламурё (1877–1879, 1891), Э. Колонн (1892–1893); в 20–21 вв. – Ф. Гобер (1920–1938), Л. Фурестье (1938–1965), Ш. Мюнш (1967–1968), Ж. Претр (1970–1971), Г. Шолти (1972–1975), Д. Баренбойм (1975–1989), Мюнг Ван Чунг (1989–1994), Дж. Конлон (1995–2004), Ф. Жордан (2009–2021), Г. Дудамель (2021–2023). Также в разные годы оркестром дирижировали: Р. Бларо, Р. Бло, П. Булез, С. Бычков, В. А. Гергиев, К. фон Донаньи, Р. Дезормьер, Г. фон Караян, М. Кеваль, А. Клюитенс, П. Монтё, Ж. Периссон, К. Эшенбах и др.