Баланчин Джордж
Баланчи́н Джордж (George Balanchine; настоящие имя, отчество и фамилия Георгий Мелитонович Баланчивадзе) [9(22).1.1904, Санкт-Петербург – 30.4.1983, Нью-Йорк], российский и американский артист балета, хореограф, педагог.
Сын М. А. Баланчивадзе. В 1921 г. окончил Петроградское театральное училище (педагоги П. А. Гердт, С. К. Андрианов), в 1920–1923 гг. учился в Петроградской консерватории. В 1921–1924 гг. артист Государственного академического театра оперы и балета, одновременно один из организаторов и участник вечеров «Молодого балета»; ставил концертные номера («Грустный вальс» на музыку Я. Сибелиуса, 1922) и танцы: в опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, в драматическом спектакле «Эуген Несчастный» Э. Толлера (оба – 1923). В 1924 г. гастролировал в Германии. В 1925–1929 гг. балетмейстер Русского балета Дягилева, осуществил постановки в разных жанрах, в том числе фарс «Барабау» В. Риети (1925), балеты «Кошка» А. Соге (1927), «Блудный сын» С. С. Прокофьева (1929). Большое значение для творчества Баланчина имел балет «Аполлон Мусагет» И. Ф. Стравинского (1928), где он впервые во всей полноте представил обновлённые и обогащённые танцевальные формы, опирающиеся на классические образцы и вместе с тем принципиально от них отличающиеся. После 1934 г. это направление в творчестве Баланчина получило наибольшее развитие.
В 1932–1933 гг. хореограф труппы «Балле рюс де Монте-Карло», в 1933 г. организовал «Балле 1933».
С 1933 г. работал в США. В 1930–1940-х гг. совместно с Л. Кёрстайном организовал Школу американского балета и несколько трупп, заложив основы американского балета.
Возникшая в 1948 г. его труппа New York City Ballet и в начале 21 в. остаётся самой значительной в США.
Баланчин создал около 150 балетов, в основном на инструментальную или симфоническую музыку, не предназначенную для танца (сюжет часто отсутствовал, содержание раскрывалось в развитии музыкально-хореографических образов). Поставил балеты на музыку: П. И. Чайковского («Серенада», 1934, «Балле эмпериаль», 1941, «Аllegro brillante», 1956, «Третья сюита Чайковского», 1970, «Моцартиана», 1933 и 1981); И. С. Баха («Кончерто барокко», 1940); Ж. Бизе («Симфония до мажор», 1947); И. Ф. Стравинского («Поцелуй феи», 1937; «Орфей», 1948; «Жар-птица», 1949; «Агон», 1957; «Каприччио», вошедшее в балет «Драгоценности» под названием «Рубины», 1967; «Ной и потоп», 1982; «Вариации для оркестра», 1982) и др. Создавал многоактные сюжетные спектакли («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона, 1962; «Дон Кихот» Н. Д. Набокова, 1965), новые редакции классических балетов («Щелкунчик» Чайковского, 1954; «Раймонда» А. К. Глазунова, 1955; «Коппелия» Л. Делиба, 1974); ставил танцы в мюзиклах («На пуантах», 1936) и опереттах, а также концертные номера.
Выступал как постановщик оперных спектаклей: «Похождения повесы» Стравинского («Метрополитен-опера», 1953), «Евгений Онегин» Чайковского и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (Гамбург, 1962 и 1969).
Баланчин создал новый тип балетного спектакля, содержание которого – танцевальный образ, вырастающий из образа музыкального, взаимодействующий с музыкой через детально прорисованные танцевальные формы, сочетания движущихся тел. Балеты Баланчина отличает разнообразие танца, тончайшая отделка, виртуозная разработка движений. Он обнаружил новые возможности классического балетного языка, обогатив его.
Искусство Баланчина способствовало формированию нового направления в хореографии, которое нашло своих последователей во многих странах.