Хачатурян Арам Ильич
Хачатуря́н Ара́м Ильи́ч [24.5(6.6).1903, Коджори Тифлисской губернии, Российская империя, ныне в составе муниципалитета Тбилиси – 1.5.1978, Москва; похоронен в пантеоне парка имени Комитаса в Ереване], армянский и российский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1954), Армянской ССР (1955), Грузинской ССР (1963), Азербайджанской ССР (1973), Герой Социалистического Труда (1973). Доктор искусствоведения (1965). Член-корреспондент академии искусств ГДР (1961). Действительный член Академии наук Армянской ССР (1963).
Жизненный путь
Отец Егия (Илья) Хачатурян – владелец переплётной мастерской, мать – домохозяйка. В 1911 г. А. И. Хачатурян поступил в частный пансион С. В. Аргутинской-Долгорукой в Тифлисе (ныне Тбилиси). В 1913–1921 гг. там же учился в Коммерческом училище, играл в учебном духовом оркестре. Профессиональные занятия музыкой начал в 19-летнем возрасте, по приезде в 1921 г. в Москву к брату – известному театральному деятелю С. И. Хачатуряну (Хачатурову). В 1922 г. принят в 1-й Московский государственный университет на биологическое отделение физико-математического факультета, где проучился 3 года. С того же года учился в Музыкальном техникуме имени Гнесиных – сначала игре на виолончели (педагоги С. Ф. Бычков, А. А. Борисяк), в 1925–1929 гг. – композиции у М. Ф. Гнесина. В 1934 г. окончил Московскую консерваторию, где учился у Гнесина, затем у Н. Я. Мясковского (композиция), Р. М. Глиэра и С. Н. Василенко (инструментовка), Г. Э. Конюса (форма). В 1936 г. окончил аспирантуру под руководством Мясковского.
В 1926–1928 гг. заведовал музыкальной частью 2-й армянской драматической студии под руководством Р. Н. Симонова (Московский дом культуры Армении); здесь исполнялись сочинения Хачатуряна, здесь он познакомился с А. А. Спендиаровым, К. С. Сараджевым, участниками Квартета имени Комитаса.
В 1939–1948 гг. заместитель председателя оргкомитета, в 1957–1978 гг. – секретарь Союза композиторов СССР. В годы Великой Отечественной войны выступал с концертами на фронте. В 1948 г. наряду с Д. Д. Шостаковичем, С. С. Прокофьевым, В. Я. Шебалиным, Г. Н. Поповым и Н. Я. Мясковским был обвинён в формализме, публикация и исполнение некоторых его сочинений были недолгое время запрещены.
С 1950 г. преподавал композицию в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, с 1951 г. – в Московской консерватории. Среди учеников: В. С. Дашкевич, Э. С. Оганесян, А. Л. Рыбников, М. Л. Таривердиев, А. Я. Эшпай, а также М. Х. Ахметов, М. Бор, А. Виеру, К. Е. Волков, Н. К. Габуния, В. А. Пожидаев, Тэрахара Нобуо, Б. Я. Троцюк, Э. А. Xагагортян, Ю. Н. Чугунов, Т. Шахиди, К. Яхьяев.
Выступал в качестве дирижёра своих произведений (с 1950), гастролировал в СССР и за рубежом (посетил свыше 30 стран).
Президент Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки (с 1959). Член Советского комитета защиты мира (с 1962).
Награждён орденом Ленина (1939, 1963, 1973), орденом 1-й степени Науки и искусств Объединённой Арабской Республики (1961).
Вторая жена – Нина Владимировна Макарова (1908–1976), композитор, выпускница Московской консерватории (класс Н. Я. Мясковского). Сын – Карен Арамович Хачатурян (род. 1940), искусствовед. Племянники: Карэн Суренович Хачатурян, Эмин Левонович Хачатурян.
Творчество
Один из крупнейших композиторов 20 в.; первый армянский композитор, получивший широкое международное признание. Прославился балетами «Гаянэ» («Танец с саблями» приобрёл поистине мировую популярность) и «Спартак», музыкой к драме «Маскарад» (Вальс стал одним из символов русской дворянской культуры 19 в.); Скрипичный концерт поныне входит в конкурсные программы скрипачей на международных конкурсах.
Композиторское дарование Хачатуряна проявилось уже в годы обучения в Московской консерватории: в 1930-е гг. им написаны Сюита для фортепиано (с известной Токкатой), Соната для скрипки и фортепиано, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (все – 1932), Танцевальная сюита для оркестра (1933), основанная на симфонической разработке армянских, азербайджанских, узбекских, грузинских мелодий; 1-я симфония (1934, посвящена 15-летию Армянской ССР) стала дипломной работой.
Стиль Хачатуряна, романтический в своей основе, вобрал черты традиционной музыки народов Южного Кавказа: в его творчестве отразились слышанные им в детские годы напевы армянских ашугов и музыка сазандаров – восточных инструменталистов. В годы юности одним из образцов для Хачатуряна стал стиль сочинений М. Ф. Гнесина, сочетавший музыкальный язык Востока и европейскую музыкальную форму, а также опера Р. М. Глиэра «Шахсенем», написанная на азербайджанском материале (1927). В своих сочинениях композитор цитировал традиционные восточные мелодии, например применил грузинскую народную песню в Концерте для фортепиано с оркестром (op. 38, 1936). Для гармонического стиля Хачатуряна характерны черты неофольклоризма: композитор органично соединил европейскую тональность с ладовыми особенностями восточной музыки (например, звукоряды с увеличенными секундами, секундовые созвучия, кварто-квинтовые аккорды как ладовый звукоряд, собранный в вертикаль). Для тематического развития применял различные ритмические (с помощью дробления длительностей, варьирования и нагнетания ритмических остинато) и мелодические приёмы, наслаивание подголосков. Классико-романтическая музыкальная форма у Хачатуряна удачно сочетается с квазиимпровизационностью – как, например, в I части Концерта для скрипки с оркестром (1940). Оркестровый колорит отличается пышностью и яркостью, инструменты симфонического оркестра нередко подражают звучанию традиционных инструментов: кларнет имитирует дудук, скрипка – кеманчу (например, в Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, 1932).
Самые популярные инструментальные сочинения Хачатуряна – концерты для фортепиано, для скрипки с оркестром. В них он наследует традиции концертного стиля Ф. Листа, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. Равеля, С. С. Прокофьева. В Концерте для фортепиано (1936; посвящён первому исполнителю – Л. Н. Оборину) сформировались черты концертного цикла Хачатуряна, затем проявившиеся в Концерте для скрипки (посвящён Д. Ф. Ойстраху; Сталинская премия 2-й степени, 1941, за 1934/1935–1940). Концерты трёхчастны, с энергичным сонатным allegro (I часть), лирической медленной II частью и рондо-сонатой в финале, где главная тема I части появляется в коде. Музыкальное развитие в разработках связано больше с варьированием, а не с преобразованием исходного тематического материала. Другие сочинения Хачатуряна в концертном жанре: Концерт для виолончели с оркестром (1946), 3 концерта-рапсодии – для скрипки (1961), виолончели (1963) и фортепиано (1968) (в них большую роль играют развёрнутые сольные каденции, напоминающие импровизации народных музыкантов; Государственная премия СССР, 1971, за триаду концертов-рапсодий).
В 1930-х и начале 1940-х гг. Хачатурян много работал в области музыки для театра и кино. Среди театральных постановок с музыкой Хачатуряна – «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1941) и «Валенсианская вдова» Лопе де Веги (1940); в последней использованы испанские мелодии и ритмы. Сюиты из музыки к этим спектаклям вошли в мировой концертный репертуар. Хачатурян создал музыку для первых звуковых армянских фильмов – «Пэпо» (1935; экранизация пьесы Г. М. Сундукяна) и «Зангезур» (1938). Ему принадлежит музыка к фильмам «Салават Юлаев» (режиссёр Я. А. Протазанов, 1940), «Человек № 217», «Русский вопрос» и «Адмирал Ушаков» (все – режиссёр М. И. Ромм, 1944, 1947, 1953), «Сталинградская битва» (режиссёр В. М. Петров, 1949; Сталинская премия 1-й степени за музыку к фильму, 1950, за 1949), «Отелло» (режиссёр С. И. Юткевич, 1955).
В годы Великой Отечественной войны Хачатурян создал ряд патриотических сочинений: песни «Капитан Гастелло» (слова А. Э. Лугина), «Море Балтийское» (слова Я. И. Родионова), марш «Героям Отечественной войны». В 1944 г. написал музыку гимна Армянской ССР. С темой войны связаны Вторая (1943; Сталинская премия 1-й степени, 1946, за 1943–1944) и Третья (1947, посвящена 30-летию Октябрьской революции) симфонии, отличающиеся помпезной оркестровкой: в партитуру Второй симфонии введён колокол, в партитуру Третьей симфонии – орган и 15 труб.
Балет «Счастье» (либретто Г. А. Ованесяна, 1939, Ереван) был написан к 1-й Декаде армянского искусства в Москве. Его материал частично использован в балете «Гаянэ» (либретто К. Н. Державина, на сюжет о колхозной жизни, 1942, Пермь; Сталинская премия 1-й степени, 1943, за 1942); в нём также проявились национальные музыкальные черты, среди танцевальных номеров особенно популярен «Танец с саблями» из 4-го действия. Последний балет Хачатуряна «Спартак» (либретто Н. Д. Волкова, 1956, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; Ленинская премия, 1959) вошёл в мировую балетную классику. Музыка балетов «Гаянэ» и «Спартак» существует также отдельно, в виде сюит. Последние крупные сочинения Хачатуряна – сольные сонаты для виолончели (1974), скрипки (1975), альта (1976).
Среди исполнителей музыки Хачатуряна – многие выдающиеся музыканты, среди них: З. А. Долуханова, В. Клиберн, Л. Б. Коган, Л. Н. Оборин, Д. Ф. Ойстрах, Н. А. Петров, М. Л. Ростропович, Я. П. Слободкин, Я. В. Флиер, Д. Б. Шафран, Н. Н. Шаховская.
Память
Имя Хачатуряна присвоено Большому залу Ереванской филармонии (1979). В 1982 г. в Ереване открыт Дом-музей А. И. Хачатуряна. Памятники композитору установлены в Ереване (скульптор Ю. Петросян, Площадь Франции, перед Большим залом Ереванской филармонии, 1999), Москве (скульптор Г. В. Франгулян, архитектор И. Н. Воскресенский, Брюсов переулок, 2006), Нижнем Новгороде (скульптор М. Согоян, возле ДШИ имени А. И. Хачатуряна, 2021). Год столетия со дня рождения композитора был объявлен ЮНЕСКО «годом Арама Хачатуряна» (2003).