Звонница Большого театра России
Звонница Большого театра России. На рубеже 19–20 вв. в Императорском Большом театре при исполнении русских исторических опер обходились без колокольного звона в спектаклях. Московская премьера оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова, состоявшаяся в 1908 г., таким образом, тоже прошла без колоколов, хотя автор в партитуре «ставил условием постановки наличие в театре колоколов определенной звуковой настройки» (Кубацкий В. Л. Страницы истории оркестра Большого театра // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 2. Москва, 1976. С. 242).
В 1910 г. при постановке оперы «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова исполнителю партии Ивана Грозного Ф. И. Шаляпину удалось добиться от дирекции театров использования колокола в картине «Вече». Этот колокол стал первым в звоннице Большого театра. Колокол весом в 170 пудов, отлитый на Колокольно-литейном заводе братьев Самгиных в Москве, был подвешен в первой кулисе на уровне человеческого роста. Из-за отсутствия акустических условий художественная роль звона, впрочем, оказалась незначительной. Позднее за пользование этим колоколом завод потребовал арендную плату в размере 4000 руб. в год, однако театр платить такую сумму был не в состоянии, и завод потребовал вернуть колокол. После Октябрьской революции 1917 г. завод был национализирован, и торг прекратился (Кубацкий В. Л. Страницы ... С. 242–243).
В 1932 г. к премьере оперы «Псковитянка» на сцене филиала Большого театра (в здании бывшей Оперы С. И. Зимина; существовал в 1925–1959) по предложению дирижёра-постановщика В. Л. Кубацкого была собрана уникальная звонница, вошедшая в состав оркестра. Совместно с режиссёром Л. В. Баратовым было решено «исторически правдиво воспроизвести сцену выезда Ивана Грозного, встреченного псковичами торжественным колокольным звоном» и устроить две звонницы – в Большом театре и его филиале (Кубацкий В. Л. Страницы ... С. 243).
В отборе колоколов участвовали В. Л. Кубацкий и звонарь А. В. Кусакин (1878–1942), работавший подборщиком колоколов завода Самгиных в 1906–1915 гг., а с 1922 г. – единственный исполнитель звона в спектаклях Большого театра. Из сотен колоколов московских церквей отобрали «27 лучших старинных колоколов»: самый маленький весил 15 фунтов и имел менее 20 см в диаметре. Самый тяжёлый, весом в 400 пудов, был отлит в 1750 г. мастером К. М. Слизовым (перевезён из московской церкви Воскресения Христова в Кадашах). Он был украшен «чеканно-рельефным изображением трёх библейских сюжетов». Колокола были подобраны по тональности и славились «безупречной чистотой и стройностью звона» (Кубацкий В. Л. Страницы ... С. 244).
В филиале Большого театра звонница состояла из 20 колоколов, отлитых на колокололитейном заводе Оловянишниковых в Ярославле (вес от 16 фунтов до 211 пудов, общий вес около 450 пудов).
В 1941–1943 гг. Большой театр находился в эвакуации в Куйбышеве (ныне Самара). При возвращении в Москву вместе с имуществом театра был увезён сохранившийся колокол разрушенного в 1932 г. Воскресенского собора Самары.
После закрытия филиала Большого театра звонницу переместили на сцену Кремлёвского дворца съездов (вторая сцена Большого театра в 1961–1989). В 1970-х гг. в звонницу театра входили около 40 колоколов.
Артист сценно-духового оркестра Большого театра В. А. Диш (1935–2000) усовершенствовал звонницу, разработав электромеханический карильон с электронным дистанционно-клавишным управлением (инструмент был впервые применён в спектакле Большого театра в 1971). Карильон использовался более 30 лет в балетах «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, «Жизель» А. Адана, «Анюта» на музыку В. А. Гаврилина, операх «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Хованщина» и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка», «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Дон Карлос», «Риголетто», «Бал-маскарад» и «Отелло» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини.
В 2010 г. была завершена реставрация звонницы на Исторической сцене театра. В специальном помещении на верхней галерее над сценой стационарно подвешены 35 колоколов. Самый большой колокол весит 6400 кг, самый маленький – 8,7 кг. В спектаклях звоны осуществляются при помощи электроприводов. Большие звоны исполняют одновременно три артиста оркестра. Кроме того, на сцене используются отдельные колокола и подборы колоколов на перевозных мобильных станинах.