Великобритания. Литература
Литерату́ра Великобрита́нии, существует преимущественно на английском языке (также на шотландском, ирландском и др.). Помимо англичан её создают ирландцы, шотландцы, валлийцы (уэльсцы), корнуоллцы (корнцы) и другие британцы кельтского происхождения.
Древнеанглийский (англосаксонский) период: 7–11 вв.
Пришедшие с континента в 5–7 вв. англосаксы принесли с собой германские мифы и легенды, которые нашли отражение в героическом эпосе «Беовульф». Ранняя поэзия создавалась на древнеанглийском (англосаксонском) языке на основе аллитерационного стиха. Среди других её образцов (7–11 вв.): христианские эпические поэмы «Судьбы апостолов» («The Fates of the Apostles»), «Юлиана» («Juliana»), «Елена» («Elene»), 2-я часть поэмы «Христос» («Christ II»), или «Вознесение» («Ascension») Кюневульфа, поэтические переложения библейских книг, поэмы «Видсид» («Widsith»), «Жалоба Деора» («Complaint of Deor»), «Мореплаватель» («The Seafarer»), «Скиталец» («The Wanderer»), песни на исторические темы [«Битва при Молдоне» («Battle of Maldon», после 991)], гимны (древнейший создан Кэдмоном, конец 7 в.).
Первые исторические сочинения появились сначала на латинском – «Церковная история англов» («Historia ecclesiastica gentis Anglorum», завершено в 731) Беды Достопочтенного, позднее – на древнеанглийском языке (Англосаксонская хроника). По указанию и при участии Альфреда Великого в конце 9 в. переведены произведения Аврелия Августина, Боэция, Григория I Великого, Псалтирь и др. Ранняя оригинальная литературная проза (конец 10 – начало 11 вв.) представлена проповедями монаха Эльфрика Грамматика (955–1010, 1020 или 1025) и епископа Вульфстана (около 1008 – 1095).
Литература среднеанглийского периода: 12–15 вв.
В 12–13 вв. литература Британии существовала на трёх языках. На латыни создавалась учёная поэзия, а также исторические сочинения, в том числе «История бриттов» («De gestis Britonum» или «Historia Regum Britanniae», около 1136 – 1138) Гальфрида Монмутского, инициировавшая распространение цикла артуровских легенд в европейской литературе. После нормандского завоевания Англии 1066 г. французский стал языком стихотворных хроник и романов, обработок бретонских лэ. Под французским влиянием (использование рифмованного стиха, заимствование сюжетов) возникла английская светская поэзия – анонимная поэма «Сова и соловей» («The Owl and the Nightingale», конец 12 – начало 13 вв.) на среднеанглийском и др. Лайамон (12–13 вв.) в эпической стихотворной истории Британии «Брут» («Brut», около 1205) сочетал традиции англосаксонского героического эпоса и французской куртуазной литературы. Древнейший из сохранившихся рыцарских романов на среднеанглийском языке – «Король Хорн» («King Horn», около 1225). В это время появились двуязычные англо-нормандские менестрели, а также зародился жанр баллады.
Лирика 14 в. – период возрождения аллитерационного стиха: анонимный рыцарский роман «Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь» («Sir Gawain and the Green Knight», конец 14 в.) – наиболее известная из английских поэм артуровского цикла. Дж. Гауэр в любовно-аллегорической поэме «Исповедь влюблённого» (лат. «Confessio amantis», 1390) ввёл в английскую словесность мотивы античной мифологии. Среди самых значительных произведений на среднеанглийском – аллегорическая дидактическая поэма «Видение о Петре Пахаре» У. Ленгленда и «Кентерберийские рассказы» («The Canterbury Tales», конец 14 в.) Дж. Чосера – поэтическая «энциклопедия» эпохи позднего Средневековья.
Литература английского высшего общества того времени находилась под сильнейшим влиянием французского языка (на нём читали и сочиняли стихи), в то время как английский язык отличался разнородностью и включал множество диалектов. Изучив и освоив французскую поэзию, Чосер постепенно ввёл французские метры и строфы (в изначальном виде и преобразованные им) в английскую поэзию, в том числе в эпическое повествование. Он использовал и трансформировал традиции аллегории, жанров агиографического романа и видений, языческого мифа, предвосхитил умонастроения ренессансного гуманизма. Лондонский диалект, на котором написаны «Кентерберийские рассказы», стал основой английского литературного языка.
В период Средневековья шотландская литература развивалась независимо от английской, хотя и во взаимодействии с нею. Первое значительное произведение на шотландском языке – поэма-хроника «Брюс» («The Bruce», около 1375) Джона Барбора (около 1320 – 1395) о борьбе шотландцев за независимость. Стихотворная «Хроника Шотландии» («The Orygynale Cronykil of Scotland», начало 15 в.), созданная монахом-августинцем Эндрю Уинтонским (около 1350 – около 1425) и переведённая им на шотландский язык (авторское определение – ynglys), содержит историю Шотландии с древнейших времён до вступления на престол Якова I (1394–1437, правил в 1406–1437), в ней приведена история Макбета и ведьм и упоминается Робин Гуд, ставший наравне с королём Артуром культовым героем в литературе Великобритании.
Столетняя война 1337–1453 гг., войны Роз задержали развитие английской литературы. Среди литературных памятников 14 – начала 16 вв.: религиозно-мистические произведения Юлианы Нориджской и Марджери Кемп (около 1373 – после 1438); прозаическая книга «Смерть Артура» («Le Morte Darthur», 1469, опубликована в 1485) Т. Мэлори; первые значительные памятники драматургии – мистерии из т. н. Йоркского цикла («York Corpus Christi Plays») и Уэйкфилдского цикла («Wakefield Mystery Plays»), моралите [«Всякий человек» («Everyman», начало 16 в.) и др.]. Крупные шотландские поэты 15 – начала 16 вв.: Гарри Слепой, или Гарри Менестрель [поэма «Уоллес» («The Wallace»)], продолживший традицию Барбора; У. Данбар, автор аллегорической поэмы «Золотой щит» («The Goldyn Targe»), полемической поэмы «Борьба Данбара и Кеннеди» («Flyting of Dunbar and Kennedy») о противостоянии гэльских и англо-шотландских литературных традиций, сатир и др.; Г. Дуглас (около 1474 – 1522), написавший поэмы «Дворец чести» («Palice of Honour») и «Король Сердце» («King Hart»). На английскую национальную традицию, заложенную Чосером, ориентировались шотландские поэты: король Яков I, написавший поэму-видение «Книга короля» («The Kingis Quair», 1423); Р. Хенрисон [поэма «Завещание Крессиды» («The Testament of Cresseid»), басни]; Дж. Скелтон (около 1460 – 1529), наставник короля Генриха VIII, автор сатирических, нередко антиклерикальных, стихотворений. Скелтон пользовался в основном чосеровскими стихотворными размерами, но для его произведений характерен особый скелтоновский стих, многое заимствовавший из народного творчества.
Литература английского Возрождения: 16 – начало 17 вв.
С установлением абсолютизма Тюдоров (1485–1603) началась эпоха национального Возрождения. Изменился статус словесности: она утратила средневековый синкретизм, сакральные, назидательные, образовательные и прочие функции в прежнем виде; в британскую культуру проникли идеи гуманизма, нашедшие отражение в «Утопии» Т. Мора. Этот поворот в английской культуре был связан прежде всего с открытием итальянской литературы Ренессанса. Последователи Ф. Петрарки – поэты Т. Уайет (1503–1542) и Г. Говард, граф Суррей (1517–1547) – ввели в английскую поэзию форму сонета; Говард для перевода на английский 3-й и 4-й книг «Энеиды» Вергилия использовал белый стих, сделав его достоянием национальной литературы.
«Золотой век» литературы Великобритании пришёлся на период правления Елизаветы I Тюдор (1558–1603) – поэты и драматурги этого периода традиционно именуются елизаветинцами. Великие географические открытия и колонизация Америки, гуманистическое мировоззрение, антропоцентризм, дух свободы и индивидуализма подвели англичан к новому пониманию своего места в истории, позволив им почувствовать силу своей нации, успешно конкурирующей с могущественной Испанской колониальной империей. Это способствовало расцвету литературы, искусства, дальнейшему формированию национального литературного языка. На новую литературу Великобритании оказали существенное воздействие переводы произведений античных писателей: Вергилия, Овидия, Горация, Катулла, Лукреция, Юлия Цезаря, Тацита, Сенеки. Образ королевы Елизаветы – центральный в лирике Дж. Гаскойна (ум. 1577), пасторальной комедии «Суд Париса» («The Arraignment of Paris», 1584) Дж. Пиля (1556–1596), поэме «Королева фей» («The Faerie Queene», 1590–1596) Э. Спенсера, поэме «Музолюб» («Musophilus», 1599) С. Дэниела (1562–1619) и др. Это время расцвета любовной лирики, представленной творчеством Т. Кэмпиона и «поэта поэтов» Э. Спенсера (к сложному аллегорико-метафорическому языку его стихов и разработанной им спенсеровой строфе поэты Великобритании обращались вплоть до эпохи романтизма). Ф. Сидни, автор пасторального стихотворного романа «Аркадия» («Arcadia», 1590) и сонетов, оказал влияние на сонетную лирику С. Дэниела, Г. Констебла (1562–1613), М. Дрейтона (1563–1631), У. Шекспира. Сидни и Шекспир – единственные среди елизаветинских поэтов, кто подверг пересмотру поэтические условности петраркизма. Для того чтобы закрепить в национальном сознании высокий статус поэзии, елизаветинцы создавали поэтические трактаты: манифест английской гуманистической литературы «Защита поэзии» Ф. Сидни («Defence of Poesie», опубликован посмертно в 1595), фундаментальный трактат «Искусство английской поэзии» («The Arte of English Poesie», 1589) Дж. Патнема (около 1529 – 1590), трактат по стихосложению «Защита рифмы» («A Defense of Rhyme», 1603) С. Дэниела. Так центральное место в литературной критике Великобритании заняли поэты-реформаторы, авторы литературных манифестов.
С 1576 г. появились постоянные общедоступные театры, первый из которых – «Театр» (The Theatre, в 1598 разрушен; в 1599 вместо него был открыт «Глобус»). В 16 в. сложившаяся при Тюдорах система образования открыла британцам новые возможности: сыновья из семей джентри, среднего сословия, фермеров в поисках успеха отправлялись в Лондон, где при дворе и в гостиницах ставились пьесы. Нередко драматургами становились выходцы из низших сословий: сын сапожника К. Марло, приёмный сын каменщика Бен Джонсон, сын фермера Дж. Чапмен. Елизаветинская драма соединила в себе учёно-гуманистическую, античную и народно-средневековую традиции с живой стихией разговорного языка (анекдоты, каламбуры, загадки, пословицы, шутки).
Значительное влияние на драму оказали «Университетские умы», которые наполнили её идеями гуманистической философии и вывели на уровень высокой литературы. Дж. Пиль сочетал в комедии бытовое с фантастическим, вводил в серьёзные и фарсовые сцены фольклорные мотивы; Р. Грин, создатель народно-романтической драмы, основанной на представлении о старой патриархальной Англии (гордых и смелых йоменах 15 в.), представлял собой редкий в английской культуре тип литератора, возложившего на себя миссию учителя народа. Реформатор драмы К. Марло заменил рифмованный стих белым, ставшим главным инструментом драмы, а свободную композицию – концентрацией действия вокруг судьбы волевой личности [трагедии «Трагическая история доктора Фауста» («The tragical history of doctor Faustus», 1588–1589 или 1592, опубликована в 1604 и 1616) и «Тамерлан Великий» («Tamburlaine the Great», опубликована в 1590)], что подготовило появление новой драмы, представленной творчеством Шекспира. Придворный драматург Дж. Лили создал первый в елизаветинской драме образец гуманистической комедии, сохранявшей при этом «оранжерейный» дух аристократической пасторали, а также жанр «комедия острословов» (comedy of wits), излюбленный Шекспиром, развитый в комедии времён Реставрации Стюартов (с 1660), а позднее – в комедиях О. Уайльда.
В результате демократизации образования, увеличения числа грамотных людей и многочисленных публикаций переводов античных романов и итальянских новелл к концу 16 в. появилась оригинальная английская художественная проза. В числе наиболее популярных произведений – роман «Эвфуэс» («Euphues», 1578–1580) Дж. Лили и первый в Великобритании плутовской роман – «Злополучный скиталец» («The Unfortunate Traveller», 1594) Т. Нэша. Новаторский язык «Эвфуэса», стилизованный под вычурный светский жаргон высшего лондонского общества, инициировал модный в литературе 1580–1590-х гг. изысканный стиль эвфуизм. Его элементы встречаются в ранних комедиях Шекспира и пародируются драматургом в 1-й части хроники «Генрих IV» («The Historie of Henrie IV», 1596–1597 и 1597–1598, 1-я часть опубликована в 1598, 2-я – в 1600).
Венцом плеяды талантливых литераторов рубежа 16–17 вв. стал У. Шекспир, получивший в наследство от Марло достаточно разработанный, но декламационный стих. Он интезировал в своём творчестве традиции демократической драмы Грина и Пиля, аристократической комедии Лили. Шекспир существенно обновил язык драмы, расширил её лексику, ввёл в неё живую повседневную речь своего времени (каламбуры, шутки, разговорные слова, неологизмы). В распространённые сюжеты он внёс новые гуманистические идеи; всё это позволило ему выйти на уровень общечеловеческих ценностей в творчестве, воплощающем концепцию «живой жизни» (эмпирического мировосприятия, характерного для англичан). Шекспир создал первых в европейской драме персонажей, чьи характеры не ограничивались рамками сословной принадлежности; примечательны живые, обаятельные героини его комедий «Укрощение строптивой» («The Taming of the Shrew», 1590–1591), «Двенадцатая ночь, или что угодно» («Twelfth Night, or What You Will», 1600–1601) и др.
К концу 16 – началу 17 вв. оптимизм и уверенность англичан сменились рефлексией и неопределённостью, порождёнными оборотной стороной географических открытий (в ходе которых имели место массовое истребление народов, грабежи), укреплением абсолютизма, появлением морали «третьего сословия» – ремесленников, мануфактурщиков, торговцев; обострились религиозные распри между католиками, приверженцами англиканской церкви и пуританами. Смятенный взгляд на мир как море зла, безумия, страдания, ощущение враждебности человеку «вывихнутого времени» («Трагическая история о Гамлете, принце датском») – темы, общие для Шекспира, Дж. Уэбстера, Сирила Тёрнера (1575–1626) и других трагических гуманистов позднего Ренессанса. Трагедии английских драматургов конца 16 – начала 17 вв. выделялись в контексте других европейских литератур изображением кровавых преступлений: «Мальтийский еврей» («The Jew of Malta», около 1588 или 1589) К. Марло, «Арден из Фавершема» («Arden of Faversham», 1592), ныне приписываемый Шекспиру, «Испанская трагедия» («The Spanish Tragedy», между 1582 и 1592) и памфлет на документальной основе «Убийство Джона Брюэна» («The Murder of John Brewen», 1592) Т. Кида, «Тит Андроник» («Titus Andronicus», 1592) У. Шекспира (возможно, в соавторстве с Дж. Пилем), серия пьес о Гамлете, включая шекспировскую; «Йоркширская трагедия» («A Yorkshire Tragedy», 1608) Т. Мидлтона (1580–1627), «Герцогиня Амальфи» («The Duchess of Malfi», написана в 1612–1613, опубликована в 1623) Дж. Уэбстера и др.
Драма переживала трансформацию в творчестве младших современников Шекспира: предварившего эстетику классицизма мастера социальной сатиры и комедии нравов Бена Джонсона, Т. Деккера, Дж. Марстона (1576–1634), Т. Мидлтона, С. Тёрнера, Дж. Уэбстера, Дж. Форда, Т. Хейвуда, Дж. Чапмена. Самые популярные драматурги 1610-х – начала 1620-х гг. – Ф. Бомонт и Дж. Флетчер, которые в соответствии со вкусами публики сочиняли произведения развлекательного характера. Елизаветинская и созданная при Якове I Стюарте драма мировоззренчески относилась к литературе Нового времени, повествуя об индивидуализированных личностях. Смело сочетавшая комическое и трагическое, аристократизм и грубоватый народный юмор, проникновенный лиризм и социально-политическую и философскую проблематику (стоицизм Сенеки, скептический либерализм М. Монтеня, цинизм Н. Макиавелли), драма воплотила в себе все социально-этические конфликты времени, превзошла все виды искусства и определила литературоцентричную природу английской культуры.
Английская литература 17 в.
В 17 в. эстетика Возрождения сменилась философией и эстетикой маньеризма и барокко, которые возникли как отклик на дисгармоничность и изменчивость жизни. Наиболее полно мироощущение барокко проявилось в творчестве поэтов метафизической школы: Дж. Донна, А. Каули, Э. Марвелла, Дж. Херберта, Генри Кинга (1592–1669), Дж. Кливленда (1613–1658), Р. Крэшо (между 1612 и 1613 – 1649), Т. Траэрна (Трахерна) (ум. 1674), а также Г. Воэна (1621–1695), поэзия которого наполнена ощущением тайны природы и предваряет поэзию У. Вордсворта. Для их мировосприятия характерно сочетание противоречий (ренессансной концепции мира – со средневековой, аналитических суждений – с экспрессивностью, платонизма – с чувственностью, науки – с религиозностью, размышлений о смерти – с гедонистическим мировосприятием), что придавало поэзии особую амбивалентную, ироническую тональность. Лирика метафизиков отличалась интимной интонацией при обращении к Богу, медитативностью, драматизмом и интеллектуальной игрой. Наиболее значительный из поздних поэтов-метафизиков и один из первых мастеров английского классицизма – Э. Марвелл. Воинствующий обличитель пороков церкви и власти, он также был значительным лириком, создававшим интеллектуальную ироничную поэзию о человеке и красоте земной жизни и шутливо переосмыслившим традиции любовно-эротической поэзии; среди произведений: поэма «Флекно» («Flecknoe, 1646), стихотворения «Последние наставления художнику» («Last Instructions to a Painter», 1667), «К стыдливой возлюбленной» («To his Coy Mistress», начало 1650-х, опубликовано в 1681). Особое место в поэзии 17 в. занимали «поэты-кавалеры», сторонники короля Карла I Стюарта: Р. Херрик (1591–1674), Р. Лавлейс (1618–1657), Дж. Саклинг (1609 – около 1641). Их жизнерадостная, откровенно эротическая поэзия свидетельствовала о расколе между гедонизмом двора и агрессивным пуританством народа. Нередко к поэтам-кавалерам относят и Т. Кэри, поэзия которого отличалась философской глубиной, переплетением христианской нравственности с «высокой» эротикой. Близким ко двору был драматург, роялист У. Давенант (1606–1668), чьи барочно-классицистские пьесы сочетали в себе элементы трагикомедии, сатиры и комедии нравов: «Стойкость любви» («The Courage of Love», 1634), «Остряки» («The Wits», 1634), «Платонические любовники» («The Platonick Lovers», 1635).
Религиозная полемика 17 в. дала импульс к появлению прозаических сочинений – проповедей Дж. Донна, Джозефа Холла (1574–1656), Л. Эндрюса (1555–1626). «Анатомия меланхолии» («The Anatomy of Melancholy», 1621) Р. Бёртона – своеобразная энциклопедия эпохи барокко, размышление о «театре жизни». Центральная фигура позднего барокко – мастер изысканной английской прозы Томас Браун (1605–1682), последний значительный наследник «средневекового символизма». В знаменитой «Religio medici» («Вероисповедание врачевателей», 1642 или 1643) – книге «опытов», вольных размышлений о религии, алхимии, астрологии – он выразил сомнение в ренессансном идеале человека, отмечая его несовершенную, амбивалентную природу, в которой равно проявлены физическая и духовная природа.
В 1642 г., после закрытия театров по настоянию пуритан, завершился золотой век английской драматургии, театральная традиция была прервана. Раскол в обществе, религиозные и социально-политические конфликты привели к Английской революции 17 в., определившей жизнь и творчество многих писателей, в том числе Дж. Мильтона, автора поэмы на библейский сюжет «Потерянный рай» («Paradise Lost», 1667), а также Дж. Беньяна, воплотившего пуританские идеалы гражданственности в религиозно-аллегорическом романе «Путь паломника» («The Pilgrim’s Progress», 1678).
В период Реставрации после восстановления на троне Карла II Стюарта возродились театр и драма, в основном при дворе. Дж. Драйден ввёл в поэзию и драму александрийский стих, полагая, что рифма, принятая в драме «цивилизованных» стран, обогатит английскую традицию и сделает язык литературы выше уровня обыденной беседы; его примеру последовали Н. Ли (около 1653 – 1692) и Т. Отуэй (1651–1685), которые продолжали обращаться в пьесах и к елизаветинскому белому стиху, по-прежнему пользовавшемуся успехом у зрителей. Трагедия эпохи реставрации Стюартов близка к поэтической мелодраме – жанру, изображающему страсти персонажей. В эту эпоху героизм был чужд обществу, а потому публика желала соприкоснуться с героическим хотя бы в театре; для усиления героизма драматурги прибегали к гиперболизации, напыщенности, риторике в своих статичных драмах, основное действие которых происходило за сценой (Дж. Драйден, Н. Ли, Т. Отуэй).
Эпоху Реставрации нередко называют «веком Драйдена». Драйден выступил не только как реформатор языка поэзии и драмы, но и как первый литературный критик, заложивший нормы литературного языка для различных жанров прозы. Его друг С. Пипс вошёл в историю литературы как автор уникальной хроники – дневника (вёл в 1660–1669), который стал незаменимым историческим источником по изучению Великой чумы 1655 г., лондонского пожара 1666 г. и Второй англо-голландской войны 1665–1667 гг.
Комедия и поэзия Реставрации стали вызовом британскому пуританизму. Наиболее значимые комедиографы этой эпохи – У. Уичерли (ум. 1715), правдиво, но с упоением изображавший придворную жизнь, и У. Конгрив, сатирик и мастер остроумных диалогов, а также их последователи – Дж. Ванбру и Дж. Фаркер, создававшие остроумные «комедии нравов». Значительным явлением в поэзии стали произведения либертина Дж. Уилмота, 2-го графа Рочестера (1647–1680). Его непристойные стихи и едкие сатиры, в которых мудрость животных противопоставлялась человеческой глупости и вероломству, предвосхитили творчество Дж. Свифта. Нравы пуритан высмеивались в ироикомической поэме «Гудибрас» («Hudibras», 1663–1678) С. Батлера. Влиянием при дворе Карла II пользовалась А. Бен, создательница любовных романов, пьес и стихотворений, предвосхитившая проблемы рабства и расизма в прециозно-галантном философском романе «Оруноко, или Царственный раб» («Oroonoko, or, the Royal Slave», 1688).
Литература эпохи Просвещения: 18 в.
Рубеж 17–18 вв. – начало эпохи Просвещения в Великобритании, время примирения пуританской революции с аристократической реставрацией. Манифестом английского просветительского классицизма стал стихотворный «Опыт о критике» («Essay on criticism», 1711) А. Поупа, в котором формулировались общие правила для литературных критиков: не навредить поэзии в век разума и науки, следовать образцам античной, прежде всего греческой, критики, понимавшей поэзию, ибо она понимала законы природы. В это время формировались литературно-просветительская журналистика и жанр бытового нравоучительного очерка. Дж. Аддисон и Р. Стил (1672–1729), издававшие журналы The Tattler (1709–1711) и The Spectator (1711–1712), видели свою цель в просвещении среднего класса, соединении его нравственности с культурой аристократии.
Драматургия представлена классицистской трагедией «Катон» («Cato, a Tragedy», 1713) Дж. Аддисона и сентиментальной комедией «Честная любовь» («The Conscious Lovers», 1723) Р. Стила, имевшими большой успех у зрителей. Жанр «домашней трагедии», посвящённый повседневному быту среднего класса, разрабатывал Дж. Лило (1693–1739): «Лондонский купец» («The London Merchant», 1731), «Роковое любопытство» («Fatal Curiosity», 1736). Развивалась сатирическая драматургия: «Опера нищего» («The Beggar’s Opera», 1728) Дж. Гея, комедии Г. Филдинга. Выдающийся образец комедии нравов и философии наслаждения жизнью – пьеса Р. Б. Шеридана «Школа злословия» («The School for Scandal», поставлена в 1777, опубликована в 1780) о лицемерии и ханжестве пуританской морали, близкая либертинажу конца 18 в.
Особое место в английской литературе 18 в. принадлежит Дж. Свифту. Скептическое отношение к идее прогресса и мизантропия определили специфику его сатирической прозы, полной драматизма и трагического сарказма. В «Путешествиях в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей» Свифт завершил период распада старого эпоса и окончательно трансформировал его в роман, ставший главным жанром литературы Великобритании.
Большая заслуга в развитии этого жанра принадлежит Д. Дефо, автору романа «Робинзон Крузо» («Robinson Crusoe», 1719), и С. Ричардсону, написавшему романы «Памела, или Вознаграждённая добродетель» («Pamela, or Virtue Rewarded», 1740), «Кларисса, или История молодой леди» («Clarissa, or, the History of a Young Lady», 1748) и др. Писателям близка этика пуританства, философия здравого смысла, фактографическая манера повествования; они впервые в английской прозе 18 в. избрали своими героями представителей третьего сословия, показав превосходство демократического идеала над аристократическим и равенство людей независимо от происхождения. Образ Робинзона Крузо восходит к пикаро – «джентльмену удачи»; это деловой прагматик, который воплощает свойственные философии буржуа представления о личной инициативе как высшей ценности.
Возросший интерес к личности и, как следствие, к частной жизни привёл к расцвету семейного романа, в центре которого – взгляд на семью как на главный источник смысла жизни и счастья. Жанр нашёл наивысшее воплощение в творчестве Г. Филдинга, романы которого отличаются дружеской, несколько легкомысленной манерой общения с читателем, навеянной светской салонной культурой 18 в., а также аристократическим свободомыслием. Писатель провозглашал право человека на радости жизни, что противостояло пуританской регламентации и аскезе, в которых писатель усматривал лицемерие как основу всех пороков. Герой романа «История Тома Джонса, найдёныша» («The History of Tom Jones, a Foundling», 1749) свободен от сословных предрассудков, открыт новым переживаниям, аполитичен, сконцентрирован на частной жизни, его мир представлен как большая патриархальная семья «старой Англии». Вместе с тем в романе возникает проблема зависимости героя от его среды, строго регламентированного сословного общества, которая стала главной темой произведений Л. Стерна. Его тонкий психологизм и новаторские повествовательные приёмы в романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» («The Life and Opinions of Tristram Shandy, Gentleman», 1760–1767) и пародии на жанр путевых заметок «Сентиментальное путешествие» («A Sentimental Journey», 1768) предвосхитили технику потока сознания, дали импульс к возникновению сентиментализма, поставившего под сомнение идею Просвещения о непогрешимости разума.
Изнанку британского благополучия (колониальные войны и завоевания, насильственная вербовка в матросы, невыносимая жизнь на кораблях, нравы парламента и мира журналистов, нищета городских низов) показал Т. Смоллетт в романах «Приключения Родерика Рэндома» («The Adventures of Roderick Random», 1748), «Приключения графа Фердинанда Фэтома» («Adventures of Count Ferdinand. Fathom», 1753) и др.
В 18 в. семейный роман перерос в роман социальный. Промышленный переворот в Великобритании произвёл глубокое впечатление на творчество О. Голдсмита, который трагически воспринял окончательное уничтожение крестьянства (йоменов) и глубокое социальное расслоение на богатых и бедных; это мировосприятие отразилось в поэме «Заброшенная деревня» («The Deserted Village», 1770). Нравственное противостояние персонажей сменилось у Голдсмита противостоянием социальным, и только семья спасает человека от холода и бессердечия большого мира; самое значительное произведение – роман «Векфильдский священник» («The Vicar of Wakefield», 1766). В поэзии сентиментализма (Т. Грей, У. Каупер, О. Голдсмит, Дж. Крабб, Дж. Томсон, Э. Юнг) преобладают описания природы и сельской жизни, проникнутые меланхолическими размышлениями о жизни и смерти, о громадности мироздания и его устрашающей неуправляемости. Наиболее характерное произведение этого направления – цикл поэм «Времена года» («The seasons», 1726–1730) шотландского поэта Дж. Томсона, автора популярной патриотической песни «Правь, Британия, морями!» («Rule, Britannia!», 1740). В этот период усилилось «конкретное» видение природы; в «топографической поэзии» с её местным колоритом происходит переход от описаний идеальной природы к более точному, детальному её изображению (А. Поуп, Дж. Дайер).
В 18 в. заложены основы британской традиции женской прозы. Известная литературными салонами и кружками меценатка, социальный реформатор, писательница Элизабет Монтегю (1718–1800) создала общество «Синие чулки» («Blue stockings club», c 1750; клуб дал название выражению «синий чулок»). В его литературных дискуссиях участвовали первая британская женщина-историк К. Маколей (Маколи) (1731–1791), писательницы К. Рив (1729–1807), Х. Мор (1745–1833) и Ш. Леннокс (ум. 1804), автор знаменитого романа «Кихот в юбке» («The Female Quixote», 1752) – подражания «Хитроумному идальго Дон Кихоту Ламанчскому» М. де Сервантеса и одновременно пародии на него. Леннокс издавала журнал The Lady's Museum («Женский музей», 1760–1761), целью которого было образование и просвещение женщин. Её творчество послужило связующим звеном между «взрывными экспериментами» писательницы и памфлетистки Д. Мэнли (1663–1724) и психологическими и семейно-бытовыми романами нравов Ф. Бёрни (1752–1840), Дж. Остин, ирландки М. Эджуорт.
Важную роль в литературной жизни Великобритании 2-й половины 18 в. сыграл поэт С. Джонсон, создатель первого толкового «Словаря английского языка» («Dictionary of the English language», 1755), влиятельный критик и историк литературы. В 1765 г. Джонсон издал аннотированное собрание сочинений Шекспира в 8 томах. В предисловии Джонсон осудил Шекспира за аморальность и вульгарность (Preface by Samuel Johnson / The Plays of William Shakespeare. London, 1778, p. 14–15), но, опережая своё время, охарактеризовал его как «поэта Природы» (Preface by Samuel Johnson / The Plays of William Shakespeare. London, 1778, p. 4) и оправдывал «нарушения» им классических правил драматургии, в частности смешение комического с трагическим (Preface by Samuel Johnson / The Plays of William Shakespeare. London, 1778, p. 20).
Литература эпохи романтизма: 2-я половина 18 – 1-я треть 19 вв.
Во 2-й половине 18 в. возник близкий сентиментализму предромантизм, противопоставивший рационалистической эстетике поэтизацию эмоционального начала и ощущение таинственности жизни. Метод литературной стилизации Т. Чаттертона (в его случае – средневековых текстов) впоследствии широко использовался романтиками и прерафаэлитами, а судьба самого поэта, покончившего жизнь самоубийством в 17 лет, стала для романтиков символом трагической участи поэта в обществе. Предромантические тенденции проявились в лирических одах У. Коллинза. Для шотландских поэтов Дж. Макферсона, автора переложения кельтского эпоса «Сочинения Оссиана» («The works of Ossian», 1765), и Р. Бёрнса характерно увлечение национальным фольклором и стариной.
Возникший в русле предромантизма жанр готического романа (А. Радклиф, М. Г. Льюис, У. Бекфорд, К. Рив) был откликом на кровавые события Английской революции 17 в. (а позднее Французской революции 18 в.), с одной стороны, и на просветительский роман – с другой. Х. Уолпол, автор первого романа в этом жанре – «Замок Отранто» («The castle of Otranto», 1764), назвал его «готическим» в значении «средневековый», но в дальнейшем это понятие было переосмыслено как синоним страшного и сверхъестественного. Жанр тематически восходит к трагедии конца 16 – начала 17 вв. и к кладбищенской поэзии 18 в. Готический роман подготовил появление романтического философского романа о трагическом конфликте личности с обществом: «Франкенштейн, или Современный Прометей» («Frankenstein, or The modern Prometheus», 1818) М. Шелли, «Мельмот-скиталец» («Melmoth the Wanderer», 1820) Ч. Р. Метьюрина.
Особое место в литературе Великобритании конца 18 в. занимают политико-философские произведения: социально-политический роман «Вещи как они есть, или Калеб Вильямс» («Things as They Are; or, the Adventures of Caleb Williams», 1794) У. Годвина, одного из основателей либеральной политической философии; трактат в духе феминистской философии «В защиту прав женщины» («A Vindication of the Rights of Woman», 1792) М. Уолстонкрафт; трактат «Размышления о революции во Франции» («Reflections on the Revolution in France», 1790) главного идеолога британского консерватизма Э. Бёрка. Бёрк рассматривал общество как целостный организм, обладающий имманентной логикой развития, которую, хоть и из лучших побуждений, разрушают революционеры.
В 1790-х гг. в процессе разочарования в идеалах Просвещения в литературе Великобритании зародился романтизм. Первое поколение английских романтиков – поэты «озёрной школы» (лейкисты) У. Вордсворт, С. Т. Колридж, Р. Саути. В молодости их объединяли политические увлечения – желание создать утопическую общину «Пантисократия», позитивное отношение к Французской революции 18 в. и разочарование в ней после установления якобинской диктатуры. Но эстетически Саути не был близок Вордсворту и Колриджу, он получил признание как автор стихов на исторические сюжеты, готических баллад. Творчество Вордсворта и Колриджа пронизано ощущением единства человека и природы; в центре их эстетико-философской концепции – чувство и воображение как источники, способные примирить конечное (материя) с вечным (дух), новаторское представление о поэзии как наслаждении и катарсисе, избавляющем читателя от предрассудков, социального снобизма, ненависти. Они способствовали формированию взгляда на поэта как на носителя высшего духовного начала и вышли за рамки поэтики, поэтической теории к философии и социокритике; на новом историческом этапе Вордсворт и Колридж реформировали поэтический язык, приблизив его к разговорному [«Лирические баллады» («Lyrical ballads», 1798) и др.].
Колридж одним из первых перевёл ряд сочинений немецких философов, написал работы о И. Канте, Ф. В. Шеллинге, Фридрихе и Августе Вильгельме Шлегелях; как литературный критик создал эклектичную поэтическую теорию, изложенную в работах «Литературная биография, или Очерки моей литературной судьбы и размышления о литературе» («Biographia Literaria, or Biographical sketches of my literary life and opinions», 1817) и «Общее введение, или предварительный трактат о методе» («General introduction, or, preliminary treatise on method», 1818) и предварившую критику 20 в.
Романтический культ воображения как высшей творческой силы также характерен для У. Блейка, создавшего грандиозный цикл мистико-визионерских поэм – «Пророческие книги» («Prophetic Books», 1789–1820).
В либерально-демократический кружок «лондонских романтиков» (другое наименование – «Школа кокни») входили Дж. Китс, У. Хэзлитт, Ч. Лэм, Дж. Г. Л. Хант и др. В отличие от лейкистов, которые рассматривали мир как божественное откровение, они видели роль поэзии в воспевании красоты реального мира и противопоставляли искусство несовершенству действительности. Печатный орган кружка, основанная Дж. Г. Л. Хантом и его братом Джоном (1775–1848) еженедельная газета The Examiner (1808–1886), публиковал требования реформ британской политической системы и судопроизводства, либерализации избирательного права, признания прав католиков, запрета работорговли.
П. Б. Шелли и Дж. Байрону были близки политические убеждения лондонских романтиков; в их творчестве романтическая страсть к свободе и индивидуализму сочеталась с протестом против тирании, общественной несправедливости и неравенства: поэтическая драма «Освобождённый Прометей» («Prometheus Unbound», 1820) Шелли, эпическая поэма «Дон Жуан» («Don Juan», 1819–1824, не окончена) Байрона. В поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» («Childe Harold’s pilgrimage», 1812–1818) Байрон создал новый тип романтического героя (байронический герой), его творчество породило особое умонастроение в Европе начала 19 в. – байронизм, захватившее и Россию.
Наиболее значительное прозаическое произведение в русле романтизма Великобритании – автобиографическая книга «Исповедь англичанина-опиомана» («Confessions of an English Opium-Eater», 1821) Т. де Квинси, предварившая появление психогеографии. Новаторскую интроспекцию он сочетал с образным описанием грёз и галлюцинаций, рождаемых употреблением опиума, и с характерным для Колриджа ощущением обречённости опиумозависимого. Литературный стиль Т. де Квинси – искренний, исповедальный, эмоциональный – оказал влияние на творчество Ч. Диккенса, Ф. М. Достоевского, В. Вулф, Дж. Джойса.
Другое направление романтической прозы – жанр исторического романа, соединивший стилистику литературы факта и романтический вымысел; его основатели в Британии – В. Скотт и М. Эджуорт.
Литература Викторианской эпохи: 1837–1901 гг.
В эпоху правления королевы Виктории, когда Великобритания обрела статус великой колониальной державы, сформировались миф британской цивилизации и питающий литературу викторианский моральный кодекс, основные принципы которого – умеренность, утилитаризм, пунктуальность, строгость нравов, укрепление авторитета семьи и дома. Литература и особенно роман о современности во многом определяли общественное мнение. Б. Дизраэли описывал в романах [трилогия «Молодая Англия» («Young England», 1844–1847)] истории светских и политических похождений молодых честолюбцев, проповедовал идеи «единой нации». Т. Карлейль утверждал в литературе индивидуализм, культ героев и предводителей масс, ввёл в английскую критику концепцию национальной литературы.
Популярностью пользовались романы сестёр Бронте, которые в духе реализма с элементами романтизма писали о превратностях судьбы и о стойкости умных, независимых женщин, способных быть равными мужчине: «Джейн Эйр» («Jane Eyre», 1847) Шарлотты Бронте, «Грозовой перевал» («Wuthering heights», 1847) Эмили Бронте, «Агнес Грей» («Agnes Grey», 1847) Анны Бронте. Э. Гаскелл создала яркие образцы социальной прозы о классовом неравенстве, о чартизме и жизни фабричных рабочих – роман «Мэри Бартон. Повесть из манчестерской жизни» («Mary Barton. A tale of Manchester life», 1848).
Самый популярный викторианский писатель Ч. Диккенс вывел «массовую» культуру (полицейская хроника, мелодрама) на уровень высокой литературной традиции, создал широкую реалистическую панораму жизни общества Великобритании, изобразил жизнь Лондона с его социальными контрастами, а также впервые в литературе Великобритании запечатлел хрупкий мир детей и подростков, неотделимый от мира взрослых, в романе «Приключения Оливера Твиста» («The Adventures of Oliver Twist», 1838). Для его произведений характерен юмор, нередко переходящий в трагикомизм – роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» («The Posthumous Papers of the Pickwick Club», 1837). Сатиру на высшие круги английского общества создал страстный поклонник 18 в. У. Теккерей, автор «романа без героя» «Ярмарка тщеславия» («Vanity Fair», 1847–1848); в центре его мира – дегероизированная личность, лишившаяся всех достоинств в обществе, заражённом культом денег и снобизмом (слово «снобизм» введено в оборот Теккереем). Э. Дж. Булвер-Литтон известен разножанровостью творчества: его перу принадлежат роман «Пелэм, или Приключения джентльмена» («Pelham, or The adventures of a gentleman», 1828) о жизни молодого аристократа и один из первых научно-фантастических романов «Грядущая раса» («The Coming Race», 1871) о сверхцивилизации, существующей под землёй. Наряду с У. Х. Эйнсвортом (1805–1882) Булвер-Литтон выступил в жанре распространённого в литературе Великобритании в конце 1820-х – 1840-х гг. «ньюгейтского романа», сюжеты которого основывались на романтизированных историях жизни известных преступников 18–19 вв., обычно заключённых Ньюгейтской тюрьмы. Диккенс в «Оливере Твисте» и Теккерей в романе «Кэтрин» («Catherine», 1839–1840), критически оценивавшие «ньюгейтский роман», попытались изобразить жизнь преступников без прикрас, но в известной мере поддались идеализации «дна».
В 1860–1870-х гг. в Великобритании обрёл популярность жанр «сенсационного романа» (sensation novel), или «романа с тайной», – триллера, восходящего к «ньюгейтской», готической прозе и мелодраме. Его сюжеты, нередко заимствованные из полицейской хроники, включали в себя прелюбодеяние, двоежёнство, похищение, безумие, мошенничество, ограбление, убийство; действие, как правило, происходило в повседневной, часто домашней обстановке. В этом жанре работали У. Коллинз, Эллен Вуд (1814–1887), М. Э. Брэддон (1835–1915), Дж. Ш. Ле Фаню (1814–1873), его элементы присутствовали в романах сестёр Бронте, Э. Гаскелл, в поздних романах Диккенса.
Романисты-викторианцы «второй волны» – Дж. Мередит, Э. Троллоп, Дж. Элиот – сочетали социальную проблематику с психологическим анализом. Они продолжили изображение национальных типов провинциальной и столичной Англии; в центре их внимания – жизнь политической элиты, высшего света, журналистов, адвокатов, проблемы психических состояний человека, положение женщин – энергичных, жаждущих познания и деятельности, но ограниченных социальными нормами. Во 2-й половине 19 в. одной из центральных фигур на литературной авансцене был поэт, литературный критик, законодатель литературных вкусов М. Арнольд. В известном эссе «Функция критики в настоящее время» («The Function of Criticism at the Present Time», 1864) выступил как «совесть своего времени» и «вернул на землю» апологетов викторианства, постулировавших возникновение особой англо-саксонской расы; в книге «Культура и анархия» («Culture and Anarchy», 1869), направленной на изменение британской социальной идеологии, развенчал викторианский миф.
В противовес реалистическому роману о респектабельном викторианском обществе возник жанр литературной эксцентриады – нелепицы (нонсенса), восходящей к безымянным народным певцам, озорным безумцам, шутам, ренессансному карнавалу. Эксцентриада противостояла назидательности пуританской литературы и предлагала посмотреть на мир не рационально, а сквозь призму абсурда и смеха. Э. Лир в своих лимериках создал особый мир, отменявший здравомыслие и респектабельность; множество окказионализмов его изобретения прочно вошли в английский язык. Мастер пародии и нелепицы Льюис Кэрролл в философских сказочных повестях-гротесках «Алиса в стране чудес» («Alice in Wonderland», 1865) и «Алиса в зазеркалье» («Through the Looking-Glass, and What Alice Found There», 1871) иронически изобразил нравы поздневикторианской Англии.
Среди поэтов позднего романтизма: лорд А. Теннисон, любимый поэт королевы Виктории и автор артуровского цикла поэм «Королевские идиллии» («Idylls of the King», 1859–1888); Р. Браунинг, его жена Э. Б. Браунинг. Значительное явление в поэзии Великобритании 2-й половины 19 в. – философская лирика Дж. М. Хопкинса, отмеченная смелым экспериментом в области поэтической формы. В 1848 г. под влиянием Оксфордского движения (1833–1845, выступало за возрождение средневековой религиозности) и Дж. Рёскина возникло содружество прерафаэлитов (Д. Г. Россетти и др.), объединившее писателей и художников. Они осуждали прозу и прагматику буржуазных отношений, идеализировали ремесленный уклад Средних веков, противопоставляли религиозный дух дорафаэлевского искусства (Джотто, Фра Беато Анджелико, С. Боттичелли и др.) индивидуализму и безбожию художников высокого Ренессанса, современному материализму. В поэзии Россетти, сфокусированной на поединке духовного и чувственного в человеке как извечно противостоящих друг другу начал, наиболее ярко воплотилось характерное для литераторов-прерафаэлитов стремление примирить мистику и эротику посредством сакрализации плоти. Прерафаэлитам близки писатель, художник, идеолог английского социализма У. Моррис и А. Ч. Суинберн, в виртуозных по форме стихах прославлявший чувственность и гедонизм.
Прерафаэлиты дали существенный импульс возникновению эстетизма в 1860-х гг. Его идеолог – писатель, теоретик и историк искусства У. Патер; к движению принадлежали поэт-символист Артур Саймонс (1865–1945), О. Бёрдсли, О. Уайльд, поэт и прозаик Э. К. Доусон (1867–1900) и другие писатели и художники, объединившиеся вокруг журналов The Yellow Book («Жёлтая книга», 1894–1897) и The Savoy (1896). Представители движения считали, что мораль чужда искусству, эстетизировали пороки, культивировали интуитивное, иррациональное и подсознательное в человеке, идеализировали волевой, но аморальный тип личности. Парадоксы Уайльда и эксцентриады Бёрдсли, центральных фигур эстетизма, эпатировали общество, вызывали восторги ценителей и негодование моралистов. Эстеты подвергли сокрушительной критике философский и литературный натурализм; тенденции последнего наблюдались в прозе Дж. Р. Гиссинга и Дж. Мура, однако в литературе Великобритании натурализм не прижился.
В центре творчества Т. Харди, мастера социально-психологического романа и представителя поздневикторианской литературы, – власть природы и обстоятельств над человеком, трагизм человеческой жизни, подчинённой неумолимому року: цикл «Романы характеров и среды» («Novels of Characters and Environment», 1874–1896) и др.
В 1880-х гг. в английской литературе появляется жанр рассказа, до этого практически не существовавший: сборник «Весёлые молодцы и другие истории» («The Merry Men, and Other Tales», 1887) Р. Л. Стивенсона, «Уэссекские рассказы» («Wessex Tales», 1888) Т. Харди и др.
В 1890-х гг. в атмосфере апокалиптических настроений конца века возродилась готика (т. н. неоготика). Ужас перед потусторонним, характерный для готики 18 в., сменился страхом перед тёмной стороной души человека, воплощённой, например, в повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» («Strange case of Dr Jekyll and Mr Hyde», 1886) Стивенсона. К классике готики принадлежит и знаменитый роман «Дракула» («Dracula», 1897) Б. Стокера, который ввёл в западную культуру миф о вампирах. Родоначальником современной научной фантастики, прославляющей технический прогресс и описывающей войны с инопланетянами, стал Г. Уэллс [романы «Машина времени» («The Time Machine», 1895), «Война миров» («The War of the Worlds», 1898) и др.]; истоки жанра восходят к «Франкенштейну» М. Шелли, определившему характерное для научной фантастики взаимодействие с готической прозой.
В викторианскую эпоху читательская аудитория стратифицировалась. Возникла литература для детей и юношества, в частности приключенческий роман, представленный произведениями «Всадник без головы» («The Headless Horseman», 1866) М. Рида, «Коралловый остров» («The Coral Island», 1857) Р. Баллантайна (1825–1894), «Остров сокровищ» («Treasure Island», 1883) Р. Л. Стивенсона, «Корабль-призрак» («The Phantom Ship», 1839) Ф. Марриета и многими другими. Г. Р. Хаггард наряду с Артуром Конан Дойлом выступил родоначальником жанра «затерянных миров» и его поджанра «археологического романа» – «Копи царя Соломона» («King Solomon’s Mines», 1885) Хаггарда. В жанре авторской сказки работали Р. Киплинг [«Книга джунглей», «The Jungle Book» (1894)] и О. Уайльд. Х. Беллок (1870–1953) опубликовал сборник парадоксальных стихов «Книга зверей плохого ребёнка» («The Bad Child's Book of Beasts» 1896), в которых высмеял утилитаризм прописных истин здравомыслящих взрослых и предложил «плохому» ребёнку неожиданные «морали». Иронический итог детской литературы Великобритании 19 в. и присущего ей романтического культа детства – пьеса Дж. М. Барри о Питере Пэне (1904). В 1900–1920-х гг. «королева детской литературы» Э. Несбит (1858–1924) издала более 60 произведений, в которых реалистичные персонажи путешествуют в фантастические миры; её метод использовали позднее П. Л. Трэверс (1899–1996), Диана Уинн Джонс (1934–2011), Дж. Роулинг.
Литература 1-й половины 20 в.
В начале 20 в. в литературе Великобритании, как и в других европейских странах, произошёл постепенный переход от традиционного реализма к модернизму, в основе которого – антиантропоцентричная философия и новое, нелинейное представление о времени. Начало массовой литературе положили произведения Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе, ставшем архетипом сыщика для последующего британского детектива (творчество Э. У. Хорнунга, 1866–1921; Э. Брама, 1868–1942; и др.). Его «дедуктивный метод» использует и герой Г. К. Честертона – расследующий преступления католический священник Браун.
Основателем жанра литературного триллера стал Эдгар Уоллес (1875–1932). На рубеже 19–20 вв. в атмосфере политического противостояния и шпиономании периода формирования Британской империи возникли метафора «Большой игры» и шпионский роман: «Ким» («Kim», 1901) Р. Киплинга, «Тайный агент» («The Secret Agent», 1907) Дж. Конрада, рассказы цикла «Эшенден, или Британский агент» («Ashenden, or The British Agent», 1928) С. Моэма. В основе шпионского романа, в отличие от детектива, – политическая интрига: ради служения британской короне агент уезжает в далёкие страны и вмешивается в их политику. Так в шпионском романе реализовывался миф о благородной «миссии белого человека», впоследствии развенчанный Дж. Конрадом.
А. Беннетт (1867–1931), Г. Уэллс в реалистических романах, Дж. Голсуорси (Нобелевская премия, 1932) и другие писатели 1900-х гг. стремились к постижению психологии человека, механизмов сознания, но традиционно уделяли внимание преимущественно социальным факторам, таким образом, их творчество оказалось промежуточным этапом между викторианской литературой и модернизмом. Серия рассказов и романов Голсуорси «Сага о Форсайтах» («The Forsyte Saga», 1906–1921) была любима читателями за изображённый в ней образ традиционной процветающей Великобритании, однако сам писатель считал, что присущие ему викторианские понятия долга и пристойности помешали его творческому развитию.
Начало 20 в. ознаменовано в литературе Великобритании возникновением разнообразных литературных группировок: георгианцев, вортицистов, имажистов, Блумсбери. Все они стремились к пересмотру викторианских эстетических канонов, обновлению форм художественного выражения в поэзии и прозе.
Среди поэтов-георгианцев 1910-х гг.: Э. Бланден (1896–1974), Р. Брук (1887–1915), Р. Грейвс, У. де ла Мар (1873–1956), Э. Г. Марш (1872–1953), Дж. Мейсфилд, А. Розенберг (1890–1918), З. Сассун (1886–1967). Они поэтизировали мир «старой доброй Англии», деревенскую жизнь, природу, детство.
События Первой мировой войны 1914–1918 гг. нашли отражение в творчестве Т. Харди, Р. Киплинга, Дж. Мейсфилда, которые приветствовали эту войну как «справедливую». Георгианцы дали английской поэзии наиболее видных «окопных поэтов», или «поэтов-солдат» – Р. Грейвса, А. Розенберга; Р. Брука, автора военных сонетов; З. Сассуна, в стихотворениях-репортажах развенчивавшего мифы британской пропаганды о войне. По стопам последнего пошёл У. Оуэн (1893–1918), достоверно изобразивший военные реалии, ужасы газовых атак. Изменение мироощущения требовало от «окопных поэтов» изменения форм поэтической выразительности, но они оставались в рамках поэтики, разработанной в основном романтиками. Р. Олдингтон, в 1910-х гг. связанный с имажистами, а позднее служивший на Западном фронте (1916–1918), в сборнике стихов «Образы войны» («Images of War», 1919) и автобиографическом романе «Смерть героя» («Death of a Hero», 1929) создал трагический «надгробный плач» по «потерянному поколению» и злую сатиру на всеобщее ханжество; в отличие от романов Э. Хемингуэя и Э. М. Ремарка на аналогичную тему, герой Олдингтона, лишённый опоры в товариществе и любви, утратил волю к жизни и погиб.
В традиционалистской культуре Великобритании 1910-х гг., склонной к консерватизму, не было почвы для авангардизма и, в частности, футуризма. Однако создатель и теоретик футуризма Ф. Т. Маринетти, часто приезжавший в страну с 1910 г., дал импульс возникновению вортицизма. Его инициаторы (прежде всего П. У. Льюис, 1882–1957), как и футуристы, видели цель художника в выражении энергии машинного века, требующей нового, адекватного времени языка, но, в отличие от футуризма, не претендовали на то, чтобы перекроить мир и кардинально изменить традиционную эстетическую систему. Вортицисты ставили себе задачи национального масштаба, были «умеренными авангардистами» и не отказывались от прошлого, от традиции, основываясь на синтезе культур и времён и уделяя особое внимание «примитивному» и восточному, в частности китайскому искусству. В раннем творчестве близким вортицистам был поэт-символист У. Б. Йейтс, крупнейший представитель Ирландского возрождения.
П. У. Льюису был близок неоклассицизм как философская основа эстетики британской модернистской поэзии. Его идеолог – Т. Э. Хьюм, одновременно консерватор и реформатор, отвергнувший антропоцентричную романтическую традицию как тип идеологии и искусства и создавший антиантропоцентричную теорию. Накануне 1-й мировой войны он осмыслил кризис гуманистического мировоззрения и на основе неоклассицизма разработал теоретическую программу имажизма. Он призывал отказаться от наивной романтической веры в природу, в поэзии обращаться к зрению читателя и создавать абстрактные геометрические формы, выражающие суть явлений; романтической субъективистской эстетике он противопоставил культ мастерства, для преодоления инерции традиционной ритмики предлагал использовать свободный стих. За Хьюмом последовали Э. Паунд, Т. С. Элиот (Нобелевская премия, 1948), Ф. С. Флинт (1885–1960) и др. Неоклассицисты снижали «возвышенный образ поэта», идущий от романтизма, прозаизировали его, выступая как представители не «храма», а «цеха» поэтов, возвращали «поэтичную поэзию» 1900–1910-х гг. к «прозе», к обычной речи. Т. С. Элиот привёл поэтический язык в соответствие с урбанистическим мироощущением человека, пережившего катастрофу войны. Его поэма «Бесплодная земля» («The Waste Land», 1922) повествует об агонии современной цивилизации и трагедии человека, чья жизнь лишена смысла и красоты. Для поэмы характерен сложный метафорический язык, мозаичная техника, система аллюзий и подтекстов. Элиот внёс «теорию» в широком смысле слова в эмпирическую эстетическую и литературно-критическую мысль Великобритании. Наряду с А. Ричардсом и У. Эмпсоном он стал основоположником новой критики – формального метода в англоязычном литературоведении.
Миф как призма восприятия мира и способ придания формы и смысла необъятной панораме анархичной истории стал основой, как и у Т. С. Элиота в «Бесплодной земле», романа Дж. Джойса «Улисс» («Ulysse», 1922). В использовании британскими модернистами философии и поэтики мифа сыграла роль получившая международное признание британская ритуально-мифологическая критика – антропологические исследования мифов и ритуалов, проведённые учёными «кембриджской школы»: Дж. Дж. Фрэзером («Золотая ветвь: Исследование магии и религии»), Дж. Уэстон (1850–1928), Дж. Харрисон (1850–1928), Г. Мюрреем (1866–1957) и др., а также М. Бодкин (1875–1967). Изучениями мифов занимались поэты С. Дей-Льюис (1904–1972) и У. Х. Оден.
1910–1920-е гг. – время «русского бума» в культуре Великобритании. Русская литература (И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов) дала мощный творческий импульс модернистам, сравнимый по значению для британской культуры лишь с открытием литературы итальянского Возрождения в 16 в. К высшим достижениям британского модернизма относится творчество В. Вулф, Дж. Джойса, развивавших в произведениях технику потока сознания; радикального критика цивилизации, иррационалиста, проповедовавшего раскрепощение природных инстинктов человека Д. Г. Лоуренса, Э. М. Форстера, Р. Грейвса, а также У. Джехарди (1895–1977), который отверг традиционный тип сюжета и органично сочетал английскую гротескно-комическую манеру повествования, идущую от карикатуры, У. Хогарта и Ч. Диккенса, с чеховской традицией – способностью передать глубинный трагикомизм повседневной жизни.
В 1910–1930-х гг. О. Хаксли, травмированный опытом 1-й мировой войны и пессимистически воспринимавший современную историю, воплотил трагикомическое видение мира посредством гротеска, шаржа, памфлета. Его антиутопия «О дивный новый мир» («Brave New World», 1932), задуманная как пародия на научно-фантастический роман Г. Уэллса «Люди как боги» («Men Like Gods», 1923) и отрицавшая технократическую цивилизацию, заложила традиции жанра в литературе Великобритании, продолженные в романах Дж. Оруэлла и др.
1920–1960-е гг. – время Шотландского возрождения не только в литературе, но и в музыке, танце, искусстве. Этот период отмечен расцветом шотландской поэзии на скотс: Хью Макдиармид, Вайолет Джейкоб (1863–1946) и др. В полемику с Макдиармидом, называвшим себя «шотландским националистом» и «англофобом», вступил шотландский поэт, романист, переводчик Э. Мьюир (1887–1959), остро ощущавший свою принадлежность к европейской культуре. В работе «Шотландец и Шотландия» («Scott and Scotland», 1936) он утверждал, что шотландцы могут создать национальную литературу только на английском (более того, он видел свою миссию в усилении интеграции английской литературы в общеевропейский контекст). Противостояние этих двух позиций в литературе сохраняется и поныне.
С 1920-х гг. переживает расцвет жанр рассказа: произведения Г. Уэллса, А. Беннетта, Г. Джеймса и Р. Киплинга. Главные отличительные черты модернистских, «прочеховских» рассказов К. Мэнсфилд (1888–1923) и Дж. Джойса – недосказанность, многозначность трактовок в сочетании с отточенным стилем. В 1920–1940-х гг. приобрела популярность новеллистика А. Э. Коппарда – бытописателя жизни «маленьких людей», автора историй ужасов и фантастических рассказов. Детская литература 1920–1930-х гг. представлена сказочными повестями и книгами стихотворений А. А. Милна о Винни-Пухе (1926–1928) и прозой П. Л. Трэверс о гувернантке-волшебнице Мэри Поппинс.
Важным явлением в драматургии конца 19 – 1-й половины 20 вв. стали интеллектуальные драмы Б. Шоу (Нобелевская премия, 1925), в которых конфликт строится на столкновении философских идей. Драматургия 1920–1940-х гг. представлена произведениями Дж. М. Барри, Дж. Б. Пристли, а также Н. Кауарда (1899–1973) и С. Моэма, продолжателей традиций «комедии нравов», заложенной драматургами эпохи Реставрации. Однако главный вклад Моэма в литературу Великобритании – новеллы и романы, пронизанные мудрой иронией и бесконечной терпимостью, в которых он, блестящий рассказчик и мастер естественного диалога, воспроизвёл «человеческую трагикомедию»: роман воспитания «Бремя страстей человеческих» («Of Human Bondage», 1915), трилогия о творцах искусства «Луна и грош» («The Moon and Sixpence», 1919), «Пироги и пиво» («Cakes and Ale», 1930), «Театр» («Theatre», 1937), книга «Подводя итоги» («The Summing Up», 1938), роман «Рождественские каникулы» («Christmas Holiday», 1939) и др.
«Оксфордские поэты» У. Х. Оден, С. Дей-Льюис, Л. Макнис (1907–1963), С. Спендер (1909–1995) и примыкавшие к ним К. Ишервуд (1904–1986) и Дж. Леман (1907–1987) противопоставили элитарности модернизма 1920-х гг. активное воздействие на массового читателя, требовали от лирики репортажной достоверности и политической ангажированности. «Оксфордцы», критиковавшие западную цивилизацию, исповедовали левополитические взгляды; кульминация их активизма – участие Одена и Спендера в качестве репортёров в Гражданской войне в Испании 1936–1939 гг. Поражение республиканцев и начало Второй мировой войны 1939–1945 гг. дали импульс процессу распада группы, завершившемуся в 1939 г., когда Оден и Ишервуд эмигрировали в США.
Рационализму и «классицизму» У. Х. Одена и других «оксфордцев» противостояла поэтическая группа «Новый апокалипсис» (The New Apocalypse), возникшая в 1939 г. и объединившая молодых неоромантиков: Н. Мура (1918–1986), Г. Триса (1911–1966), шотландцев Н. Маккейга (1910–1996), Дж. С. Фрэзера (1915–1980), Дж. Ф. Хендри (1912–1986); к группе были близки В. Уоткинс (1906–1967), Дж. Баркер (1913–1991). Своим идеологом они считали философа, теоретика искусства, апологета неоромантизма Г. Рида, близким себе писателем – Д. Г. Лоуренса, неформальным лидером своего поколения – «оптимистического пантеиста» Д. Томаса, творчество которого вернуло британскую поэзию к теме Природы. Реальными лидерами группы были Трис и Хендри – редакторы трёх «апокалиптических» антологий (1939, 1941, 1944). Катастрофические события конца 1930-х – начала 1940-х гг. привели поэтов к выводу о конце «механистической» цивилизации, отказе от идеалов западной демократии. Называя себя «антирационалистами» и анархистами, в поэзии они пытались создать панорамные, мифологические (тоталитарным мифам они противопоставляли «миф личностный»), апокалиптические комментарии к событиям 2-й мировой войны, используя сюрреалистическую образность. Продолжая традиции У. Блейка и П. Б. Шелли, они предвидели, что за распадом общества последует его возрождение в обновлённом виде. К концу 1940-х гг. неоромантизм в поэзии Великобритании исчерпал себя.
1910–1930-е гг. – золотой век детектива Великобритании: «домашний» детектив А. Кристи и Д. Л. Сейерс, иронический детектив Э. К. Бентли (1875–1956), Э. Беркли (1893–1971) и др. В 1930 г. в Лондоне был основан существующий и поныне Детективный клуб (Detection Club), первый президент – Г. К. Честертон. Позднее в жанре детектива работали, в частности, Ч. П. Сноу, С. Дей-Льюис (под псевдонимом Николас Блейк).
В 1930–1940-х гг. существенную роль в литературной жизни Великобритании сыграли «Инклинги» (Inklings) – оксфордские литераторы и преподаватели, собиравшиеся для чтения и обсуждения своих произведений. Ядро клуба – Дж. Р. Р. Толкин и К. С. Льюис, писатели Ч. У. С. Уильямс (1886–1945), О. Барфилд (1898–1997), критик Д. Сесил (1902–1986); к ним был близок и Дж. К. Поуис. Модернизму, рационалистической «новой критике» они противопоставляли культ средневековой традиции («Беовульф», артуровский роман, древнеисландские саги: название группы отсылало к Инглингам, описанным в «Саге об инглингах» древнеисландского «Круга Земного» Снорри Стурлусона), мифотворчество, религиозный традиционализм, интерес к чудесному. В контексте инклинговской эстетики написаны поэтический цикл о короле Артуре Уильямса, «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса, а также вершина творчества группы и предшественник современной литературы фэнтези – романический эпический цикл «Властелин колец» («The Lord of the Rings», 1954–1955; многократно переиздан, в том числе в 1991) и эпическая поэма «Сильмариллион» («The Silmarillion», издана в 1977) Толкина, действие которых вместе с его повестью-сказкой «Хоббит» («Hobbit», 1937) происходит в вымышленном мире Средиземья.
Военная поэзия 2-й мировой войны оказалась в тени поэзии «Великой войны» (так в Великобритании называют 1-ю мировую войну). Поэты встретили объявление войны молчанием: «поэт должен быть устами, а не мегафоном» (MacNeice L. The Poet in England Today // The New Republic.1940. Vol. 102, no. 13. P. 413). Военная поэзия 1940-х гг. менее публична, чем в 1910-е гг., более медитативна и созерцательна, ей присуще ощущение абсурда бытия. После публикации сборников стихов «Середина войны» («The Middle of a War», 1942) и «Потерянный год» («A Lost Season», 1944), содержавших хронику катастрофы и лирический дневник событий, известность приобрёл Р. Фуллер (1912–1991), во 2-й половине 1930-х гг. связанный с «оксфордцами» и левым движением в целом. К. Дуглас (1920–1944), наиболее талантливый из военных поэтов, писал о трагизме войны сухо, жёстко, иронично; ему свойственны отказ от эмоций и надежд, ощущение неизбежности смерти. Война дала импульс новому расцвету готики. М. Пик (1911–1968), сразу после войны по распоряжению правительства побывавший в концлагере Берген-Бельзен, в неоготической фантастической трилогии «Горменгаст» («Gormenghast», 1946–1959) интегрировал традиционные для готики образы в современный социально-психологический контекст, чтобы передать ужас утраты человеком индивидуальности и кошмар всеобщей унификации. Эти темы были раскрыты и Дж. Оруэллом, представителем политико-философского направления в литературе Великобритании, в аллегорической повести «Скотный двор» («Animal Farm», 1945) и романе-антиутопии «1984» (1949).
Современная английская литература: с 1950 г.
Послевоенный процесс распада Британской колониальной империи был осмыслен в романе «Раджийский квартет» («The Raj Quartet», 1966–1974) и «Остаться до конца» («Staying On», 1977; Букеровская премия, 1977) П. Скотта (1920–1978), в романической «Имперской трилогии» («Empire trilogy», 1970–1978) Дж. Г. Фаррелла. В творчестве Э. Уилсона раньше других проявилась тяга к постмодернистскому эксперименту в сочетании с жанром традиционного английского социального романа. Яркую, самобытную прозу создал Л. Даррелл, автор «великих метаповествований» о цивилизации, основанных на эксперименте с мифом и философских размышлениях о Западе и Востоке, – «Александрийский квартет» («The Alexandria quartet», 1957–1960) и др.
В 1950-х – начале 1960-х гг. в культуре Великобритании (кино, театре, теледраме и т. д.) появилась «новая волна», или «школа кухонной раковины». В литературе её представляла группа «Рассерженных молодых людей»: Дж. Брейн (1922–1986), Дж. Осборн, Дж. Уэйн (1925–1994), К. Эмис и др. Пьеса Осборна «Оглянись во гневе» («Look Back in Anger», 1956) ознаменовала собой появление новой драмы (Дж. Арден, Р. Болт, Ш. Дилени, Б. Копс, А. Уэскер); её герой – изгой, который не желает вписываться в регламентированные социальные рамки и отрицает идеал карьерного благополучия. Неприятие ценностей этого мира обычно выражается у героя в эксцентрических жестах, вносящих комедийное и даже фарсовое начало в драму. В то же время на литературную авансцену вышли «рабочие романисты»: С. Барстоу (1928–2011), А. Силлитоу, Д. Стори (1933–2017), Р. Уильямс, К. Уотерхаус (1929–2009), С. Чаплин (1916–1986). Основная тема их произведений – судьба молодого человека из рабочей среды в контексте формирования «государства всеобщего благосостояния». Вслед за Д. Г. Лоуренсом писатели направления показали выходца из рабочей среды не как социально детерминированную единицу, а как человека полноценного – многомерную личность.
В поэзии 1950-х гг. возникла отвергавшая идеологию и поэтику «Нового апокалипсиса» неоклассицистская группа «Движение» (The Movement): Т. Ганн (1929–2004), Д. Дейви (1922–1995), Р. Конквест (1917–2015), Ф. Ларкин (1922–1985), Дж. Уэйн, К. Эмис, Д. Дж. Энрайт (1920–2002) и др. «Тёмному стилю», метафоричной насыщенности поэзии неоромантиков они противопоставили рационализм, дисциплину чувств, сопряжённость поэзии с историей, иронию, ясность изложения; чётко прослеживается их связь с национальной традицией – елизаветинцами, поэтами 18 в., Т. Харди, У. Эмпсоном, отчасти Т. С. Элиотом.
1950–1960-е гг. – время литературных объединений, расцвета поп-культуры, размывания границ между поэзией и различными видами искусства, свободы поэтического самовыражения. Поэты «Группы» во главе с Ф. Хобсбаумом (с 1955; 1932–2005), а затем Э. Люси-Смитом (с 1959; род. 1933) выступили за эстетический плюрализм, синтез поэзии с другими видами искусства. Небывалым успехом пользовались музыка и поэзия группы Beatles; «ливерпульские поэты» (Б. Паттен, А. Генри, Р. Макгаф) представили творчество молодёжного андерграунда, мир контркультуры. Обрела известность полная чёрного юмора поэзия Стиви Смит (1902–1971) о трагикомичности и абсурде бытия человека; она автор популярного стихотворения «Не махал руками, а тонул» («Not Waving but Drowning», 1957).
Ощущение бессмысленности существования, бессилия перед обстоятельствами и одиночества человека выразил в 1950–1960-х гг. театр абсурда: С. Беккет, Г. Пинтер (Нобелевская премия, 2005) и Н. Ф. Симпсон (1919–2011), позднее – Т. Стоппард.
Философия экзистенциализма в значительной степени повлияла на прозу лауреатов Букеровской премии У. Голдинга (1980; Нобелевская премия, 1983) и А. Мёрдок (1978). Заметным явлением в литературе Великобритании 2-й половины 20 в. стала проза Дж. Фаулза, написавшего роман «Волхв» (в другом переводе – «Маг», «The Magus», 1965) в духе магического реализма и многое другое, и А. Картер, автор романа «Любовь» («Love», 1971). Сатира в сочетании с глубокими размышлениями о вере, добре и зле характерна для прозы писателей-католиков М. Спарк, Г. Грина и И. Во. Ностальгия по «великому прошлому», ориентация на викторианскую прозу отличают 11-томный цикл романов «Чужие и братья» («Strangers and Brothers», 1940–1970) Ч. П. Сноу, 12-томный цикл романов о британской аристократии 20 в. «Танец под музыку времени» («A Dance to the Music of Time», 1951–1975) Э. Пауэлла (1905–2000).
В прозе 2-й половины 20 в. важное место занимает критика технократической цивилизации, нашедшая отражение в романах-антиутопиях «Заводной апельсин» («Clockwork Orange», 1962) и «1985» (1978) Э. Бёрджесса, а также в произведениях «новой волны» научной фантастики – Дж. Балларда, Б. Олдисса (1925–2017) и др.; последние группировались вокруг журнала New Worlds («Новые миры», с 1936 и поныне, с 1970 нерегулярно), редактором которого в 1960-х гг. был писатель-фантаст и музыкант М. Муркок (род. 1939). Для них характерны внимание к тёмным сторонам личности и подробное описание насилия [«Автокатастрофа» («Crash», 1973) Балларда], обращение к готике и фэнтези [«Трилогия мечей» («The Swords Trilogy», 1971) Муркока]. В творчестве К. Уилсона (1931–2013) получил развитие жанр постапокалипсиса, представленный, в частности, в цикле «Мир пауков» («Spider-World», 1987–2003).
Один из крупнейших поэтов 2-й половины 20 в. Т. Хьюз воссоздал небывалого масштаба картину «последнего кризиса» современной цивилизации как результата жестокого, разрушительного противостояния человека Природе.
Драматургия 2-й половины 20 – начала 21 вв. тематически и жанрово разнообразна: Э. Бонд, Г. Брентон, Д. Хэйр, К. Черчилл и др. склонны к эксперименту, отказу от бытовой и психологической достоверности, изображению тёмных сторон реальности, политической и исторической сатире, гротеску. В творчестве драматургов (Л. Батлер, Д. Грейг, М. Карр, М. Макдона, М. Равенхилл, Д. Харроуэр) нередко сочетались жанры психологической драмы, чёрной комедии, философско-поэтической притчи, философско-социальной утопии.
Во 2-й половине 20 в. возник «новый детектив», чьё действие происходит в криминогенной среде мегаполиса (Дж. Г. Саймонс) и часто завершается печальным или открытым финалом (Ф. Д. Джеймс и др.). В годы «холодной войны» особую популярность приобрели приключенческие шпионские романы о Джеймсе Бонде Я. Флеминга; жанр разрабатывался писателями – бывшими разведчиками Г. Грином, Джоном ле Карре, Ф. Форсайтом (род. 1938), вносившими в произведения исповедальность и хронику реальных исторических событий.
В литературе конца 20 – начала 21 вв. наблюдается интерес к сюжетам из национальной истории: эпико-романтический роман «И пели птицы» («Birdsong», 1993) С. Фолкса – о любви на фоне 1-й мировой войны; историческая трилогия о Т. Кромвеле, состоящая из романов «Волчий зал» («Wolf Hall», 2009, Букеровская премия, 2009), «Внесите тела» («Bring Up the Bodies», 2012, Букеровская премия, 2012) и «Зеркало и свет» («The Mirror & the Light», 2020) Х. Мантел. Писатели-постмодернисты в исторической прозе тяготеют к иронии, нелинейному повествованию и монтажу (вводят заголовки газет, рекламу, репортажи и др.), смешению прошлого с настоящим и будущим: «Византия выстоит» («Byzantium Endures», 1981) и другие романы М. Муркока, «История мира в 10 ½ главах» («A History of the World in 10½ Chapters», 1989), «Шум времени» («The Noise of Time», 2016) о Д. Д. Шостаковиче и другие романы Дж. Барнса.
Британская литература постмодернизма отличается, помимо синкретизма жанров, умеренностью в использовании характерных для этого направления приёмов (языковая игра и др.), неприятием концепции морального релятивизма. В творчестве У. Бойда сатирико-юмористические традиции И. Во и Г. Грина сочетаются с остросюжетностью детектива – романы «Сердце любого человека» («Any Human Heart», 2002), «Неугомонная» («Restless», 2006). Иронией и постмодернистской игрой отмечены романы из жизни интеллектуальной элиты – «университетская проза» Д. Лоджа и М. Брэдбери (1932–2000). М. Эмис пишет об актуальных этических и политических проблемах современности и недавнем прошлом: жизненных ценностях современных «яппи» в романе «Деньги. Записка самоубийцы» («Money: A Suicide Note», 1984); тоталитаризме в романе «Дом свиданий» («House of Meetings», 2006) о режиме И. В. Сталина и ГУЛАГе. Проникнутую юмором и иронией хронику современной Великобритании создаёт Дж. Коу: в его романе «Срединная Англия» («Middle England», 2018) изображена жизнь в Великобритании с 1970-х гг. до «Брекзита». Творчество И. Макьюэна сюжетно и тематически разнообразно – от картин жизни английской усадьбы в духе Дж. Остин в романе «Искупление» («Atonement», 2001) до сатиры в традициях Ф. Кафки и Дж. Свифта, высмеивающей политику Бориса Джонсона и «Брекзита» – повесть «Таракан» («The Cockroach», 2019).
Одно из центральных явлений в современной литературе Великобритании – осмысление феномена британской идентичности: роман «Артур и Джордж» («Arthur & George», 2005) Дж. Барнса, романы П. Акройда (род. 1949) в жанре литературной биографии – «Завещание Оскара Уайлда» («The Last Testament of Oscar Wilde», 1983), «Чаттертон» («Chatterton», 1987) и др. С конца 20 в. британская литература развивается в русле мультикультурализма в произведениях таких литераторов, как индиец С. Рушди, японец Кадзуо Исигуро (Нобелевская премия, 2017), сын пакистанца и англичанки Ханиф Курейши (род. 1954), сын китайца и англичанки Т. Мо. Инициировал это направление писатель индийского происхождения В. С. Найпол (Нобелевская премия, 2001), представитель поколения мигрантов, отторгающих родную страну и нигде не чувствующих себя дома, в то время как для писателей следующего поколения (С. Рушди и др.) характерно тяготение к синтезу восточной культуры с европейской. В фокусе взглядов З. Смита, Бена Окри (род. 1959) и Курейши – жизнь в Британии маргиналов, людей сложного этнического происхождения.
В современной литературе сохраняется мощная женская традиция романа: К. Аткинсон (род. 1951), А. С. Байетт, Н. Баркер, Б. Бейнбридж, А. Брукнер, М. Дрэббл (род. 1939), Э. Теннант (1937–2017), Ф. Уэлдон (род. 1931), З. Хеллер (род. 1965), К. Чемберс (род. 1966) и др. Д. Лессинг (Нобелевская премия, 2007) и Дж. Уинтерсон (род. 1959) сочетают научную фантастику с социальной критикой цивилизации. Дж. Роулинг в цикле книг о Гарри Поттере возродила жанры фэнтези и волшебной сказки. Писательница известна и как автор детективов: по состоянию на 2022 г. вышло пять романов (2013–2020, под псевдонимом Роберт Гэлбрейт).