Ритуально-мифологическая критика
Ритуа́льно-мифологи́ческая кри́тика (мифологическая критика; англ. myth criticism), направление в западном литературоведении 20 в. и смежных с ним областях гуманитарного знания (фольклористика, история культуры, искусствознание и др.), в котором миф и связанные с ним ритуалы трактуются как основные структуро- и жанрообразующие элементы словесности от древнейших её форм до современных.
Ритуально-мифологическая критика формировалась в начале 20 в. в результате переноса в историко-литературные исследования подходов и методов английских антропологов, занимавшихся изучением роли мифа и ритуала в первобытных сообществах (Э. Б. Тайлор, Э. Лэнг и др.). Особая роль в становлении нового направления принадлежит Дж. Дж. Фрэзеру, исследование которого «Золотая ветвь» («The golden bough», 1890, русский перевод 1928) позволило расширить проблемное поле ритуально-мифологической критики; в работах его последователей – английских учёных Ф. М. Корнфорда, Г. Марри, Дж. Э. Харрисон, Э. К. Чемберса и других, был использован материал литератур Древнего Востока, античной драмы, средневекового европейского героического эпоса и романа.
Дальнейшее развитие ритуально-мифологической критики связано с обращением к проблемам подсознательного, с интересом к теории архетипов К. Г. Юнга и частично к теории символических форм Э. Кассирера. Интерпретация мифа и ритуала как особых форм проявления бессознательного позволила исследователям представить миф как универсальную глубинную основу не только любого литературного произведения, но и творческого воображения в целом. Важную роль в усилении влияния ритуально-мифологической критики сыграли в Великобритании М. Бодкин, Р. Грейвс, в США – Л. Фидлер, Н. Фрай, М. Элиаде и др.
К концу 20 в. ритуально-мифологическая критика отходит на периферию западного литературоведения, однако отдельные её приёмы и подходы продолжают сохранять своё значение в гендерных и «культуральных» исследованиях (cultural studies).
Ритуально-мифологическая критика оказала определённое воздействие на отечественную филологию 1920–1930-х гг. (Н. Я. Марр, И. Г. Франк-Каменецкий, О. М. Фрейденберг) и 1960–1980-х гг. (Вяч. Вс. Иванов, Е. М. Мелетинский, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский и др.).