Феминизм
Фемини́зм (от лат. femina – женщина), общественное и интеллектуальное движение, направленное на достижение равных гражданских, политических, социальных и личных прав для женщин, включая равные возможности в области профессионального продвижения, оплаты труда и образования. Современные сторонники феминизма выдвигают также требования равных прав в браке, справедливого распределения семейных обязанностей, защиты от сексуальных домогательств и домашнего насилия, поддерживают право женщин самостоятельно распоряжаться своей жизнью, включая принятие решений, касающихся семейной жизни, сексуальности и деторождения. Европейский феминизм как идеология возник в конце 18 в. в контексте дискуссий о всеобщем равенстве и правах человека, стимулированных Великой французской революцией. Исследователи феминизма выделяют несколько волн – исторических этапов развития феминизма, различающихся по своему содержанию и политическим требованиям. Современный феминизм как общественное движение связан в значительной степени с онлайновым активизмом и проведением международных политических кампаний, направленных, в частности, против сексуальных домогательств, в поддержку бодипозитивности и т. п., а также оказывает сильное влияние на культуру – литературу, кинематограф, перформативные искусства.
Ключевую роль в происхождении феминизма сыграли промышленная революция в Европе и индустриализация (приведшая к отделению рабочего места от дома и впервые создавшая для женщин дилемму между работой для экономического выживания и домашними обязанностями), а также идеи Просвещения и Французской революции 18 в. о неотъемлемых правах личности, включая гражданское равенство. Хотя на заре капитализма женский труд плохо оплачивался, а женщины среднего класса и вовсе оказались запертыми в рамках семьи, промышленная революция создала потенциальный базис для материальной независимости женщин – источник заработка, независимый от семьи, что сразу изменило конфигурацию гендерных отношений. Основы власти мужчины (по крайней мере, в рабочих семьях) оказались подорваны, а женщины получили возможность объединяться в борьбе за свои права как работницы и гражданки.
Условной датой возникновения европейского феминизма как идеологии принято считать публикацию книги английской писательницы М. Уолстонкрафт «В защиту прав женщин» (1792), в которой в полемике с Ж.-Ж. Руссо отстаивается право женщин на образование. Термин «феминизм» введён Ш. Фурье в 1837 г. Выделяют несколько волн феминизма.
Первая волна
Первая волна феминизма (середина 19 – начало 20 вв.) была направлена на борьбу за избирательные и другие гражданские и юридические права женщин, за их эмансипацию – освобождение от правовых и социальных ограничений и массовое вовлечение в публичную сферу. Феминисток первой волны часто называли суфражистками. После того как в большинстве стран Европы и Северной Америки женщины в течение конца 19 – 1-й половины 20 вв. получили избирательные права, феминистское движение пошло на спад.
Вторая волна
Вторая волна феминизма – западное интеллектуальное и общественно-политическое женское движение конца 1960-х – 1980-х гг., главным направлением которого стала борьба с дискриминацией по признаку пола и утверждение женской автономии, в том числе в области частной жизни (лозунг «Личное есть политическое», выдвинутый авторами сборника «Хроника второго года: освобождение женщин», 1970). Сильное влияние на идеологию феминизма этой волны оказала работа С. де Бовуар «Второй пол» (1949) с её тезисом «женщиной не рождаются, ею становятся», поставившим под сомнение биологическую предопределённость женской судьбы: телесность, сексуальность, репродуктивные способности, экономическое положение рассматривались причинами представления женщины как объекта, скованного границами своей природы (тела) и ситуации. Важной темой этого периода стало разоблачение мифа о «счастливой домохозяйке» как естественном предназначении женщины, продвигавшегося в средствах массовой информации. В программной книге Б. Фридан (США) «Загадка женственности» (рус. перевод 1994) описывалось, как замкнутые в своём «уютном концлагере» женщины среднего класса страдали от невозможности нормальной самореализации, ставшей источником многочисленных неврозов. В феминизме второй волны выделяют либеральное, социалистическое (марксистское), радикальное и психоаналитическое направления, которые по-разному объясняли происхождение гендерного неравенства, но разделяли общее представление о том, что современное общество является обществом патриархата. В отличие от феминизма первой волны, делавшего акцент на сходстве мужчин и женщин и на этом основании требовавшего для них равных прав, феминизм второй волны развивался как феминизм различий, настаивая на признании особой роли женщин в обществе. Активное продвижение идеологии феминизма в 1970–1980-х гг. привело в ряде стран к внесению антидискриминационных поправок в законодательство, появлению гендерных исследований как академической дисциплины (наряду с гендерной антропологией, гендерной социологией, гендерной психологией), разработке программ, направленных на поддержку женщин, во многих международных организациях, включая ООН. Однако политическая программа второй волны подверглась критике со стороны феминисток, не принадлежавших к белой расе и среднему классу и утверждавших, что их проблемы фактически не были восприняты и осмыслены в феминистском движении.
Третья волна
Третья волна (конец 1980-х – начало 1990-х гг.) связана с процессами глобализации и транснационализации и включает в себя постколониальный, конструктивистский, постмодернистский и другие направления феминизма. На этом этапе делается акцент на разном культурном и социальном содержании понятия «женственность» в разных обществах и признаётся разнообразие теоретических моделей феминизма. Третья волна феминизма отражала усложнение феминистского дискурса и концентрировала внимание на различных аспектах женского опыта.
Четвёртая волна
Начало четвёртой волны феминизма обычно датируется серединой 2000-х гг., однако её выделение пока что не является полностью общепринятым. Её центральным теоретическим направлением стал интерсекциональный феминизм, считающий гендерное неравенство лишь одной из разновидностей социального неравенства, тесно переплетённой с другими – классовым, расовым, связанным с возрастом (эйджизмом) и т. д., и рассматривающий все эти виды неравенства в их взаимосвязи. В качестве общественного движения феминизм стал в значительной степени онлайновым активизмом, организовавшим несколько успешных международных политических кампаний, направленных, в частности, против сексуальных домогательств, в поддержку бодипозитивности и др. На этой стадии в феминистское движение оказалось вовлечено немало известных публичных фигур, таких как актриса Э. Уотсон, общественная деятельница М. Юсуфзай и др.
Феминизм в России
В России женское движение зародилось во 2-й половине 19 в. Как и в странах Запада, у его истоков стояли жительницы столичных городов, представительницы обеспеченных слоёв. Пути обретения гражданских прав первые российские феминистки видели в образовании и свободном выборе профессии, в числе первоочередных задач стояла борьба за открытие женских образовательных курсов. Начиная с 1905 г. под влиянием революции 1905–1907 гг. происходит радикализация женского движения; созданный в 1905 г. всероссийский «Союз равноправия женщин» выдвинул требования уравнения женщин всех социальных слоёв с мужчинами в политических и гражданских правах, допущения женщин во все области общественной и служебной деятельности, совместного обучения женщин с мужчинами. 19 марта (1 апреля) 1917 г. перед резиденцией Временного правительства в Санкт-Петербурге состоялась 40-тысячная демонстрация женщин, требовавших предоставления им равных с мужчинами избирательных прав.
После Октябрьской революции 1917 г. равноправие женщин было закреплено законодательно, принят целый пакет законов, направленных на их эмансипацию в частной жизни и массовое привлечение к трудовой деятельности. Однако феминистские и женские организации оказались под контролем коммунистической партии и вскоре либо прекратили своё существование, либо их деятельность была сведена к чисто формальным функциям. В конце 1920-х гг. было объявлено об окончательном решении «женского вопроса» в России. Возрождение феминизма произошло лишь во 2-й половине 1970-х гг. в рамках правозащитного движения (подготовленный в 1979 самиздатовский альманах «Женщина и Россия», практически на выходе арестованный КГБ; несколько номеров журнала «Мария», вышедших в 1981–1982). Возникшие в конце 1980-х гг. независимые женские группы открыто поставили под сомнение «опыт решения женского вопроса в СССР», в марте 1991 г. в подмосковной Дубне состоялся Первый независимый женский форум, а в 1992 г. – Второй независимый женский форум, объединивший более 70 организаций. В 1990-х гг. основной целью феминистского движения в России было самоопределение движения в контексте гражданского общества. Ныне, однако, лишь небольшое число женских организаций в России в явной форме связывает себя с феминизмом.
В то же время в 2010-х гг. значительно выросла феминистская активность в социальных сетях, российские феминистки новых поколений инициируют резонансные общественные кампании против домашнего насилия, сексуальных домогательств (например, «Я не боюсь сказать»), сексизма в медиа и рекламе. Помимо дискуссий на различных интернет-площадках, они проводят просветительские мероприятия («ФемФест»), занимаются правозащитной деятельностью.