Элиот Томас Стернз
Э́лиот То́мас Сте́рнз, Томас Стирнз Элиот (Thomas Stearns Eliot) (26.9.1888, Сент-Луис, штат Миссури – 4.1.1965, Лондон; похоронен в Сомерсете), американский и британский поэт, драматург, критик, издатель. Один из величайших поэтов 20 в., представитель модернизма.
Биографические сведения
Отец, торговец и промышленник Генри Уэр Элиот, происходил из семьи новоанглийских пионеров. Дед, проповедник унитарианской церкви Уильям Гринлиф Элиот, переехал с семьёй из Бостона в Сент-Луис, где основал Университет Вашингтона и способствовал появлению художественного музея, ряда школ и больниц. Его биографию в 1904 г. выпустила мать поэта, в девичестве Шарлотта Чeмп Стернз (1843–1929), которая преподавала в школе и писала религиозные стихи (поэтический сборник «Пасхальные песни», «Easter Songs», 1899). Т. С. Элиот был младшим из семерых детей. В 1898–1905 гг. учился в школе в Сент-Луисе, лето проводил в Глостере (штат Массачусетс). Описание речных пейзажей Сент-Луиса и побережья Новой Англии занимают важное место в его поэзии.
В 1909 г. окончил бакалавриат (аналог современного сравнительного литературоведения), в 1910 г. магистратуру (литература на английском языке) в Гарварде. С октября 1910 г. жил в Париже, изучал французский язык и литературу, сблизился с Аленом-Фурнье, в начале 1911 г. слушал в Сорбонне лекции А. Бергсона. В 1911–1913 гг. в Гарварде занимался индийской философией и санскритом, затем увлёкся философией Ф. Г. Брэдли. В 1914 г. в качестве будущего преподавателя Гарварда получил Шелдонскую стипендию, чтобы изучать Аристотеля в Мертон-колледже Оксфорда. Там продолжил работу над диссертацией «Переживание объектов познания в философии Ф. Г. Брэдли» (завершена в 1916, опубликована в 1964).
С началом Первой мировой войны 1914–1918 гг. остался в Великобритании. В 1915 г. женился на британке Вивиан Хейвуд. На протяжении 10 лет был вынужден разными способами содержать семью: преподавал в школах, на вечерних курсах, писал книжные рецензии для журналов. В 1917–1925 гг. Элиот служил в банке Lloyds.
В 1927 г. перешёл из унитарианства в англиканство. В том же году принял британское подданство. Когда в 1932 г. Элиот приехал с лекциями в США, пресса назвала его «британским львом».
Издательская деятельность
С 1925 г. сотрудник, затем директор издательства Faber and Faber (до 1929 – Faber and Gwyer), полностью посвятил себя литературной деятельности. Пользовался высоким авторитетом в литературных кругах. Репутация мэтра модернизма отчасти связана с его деятельностью по упрочению позиций этого течения в литературе: публиковал в издательстве модернистских поэтов, с 1917 г. помогал издавать литературный журнал The Egoist («Эгоист»), с 1921 г. зарубежный корреспондент американского журнала The Dial, в 1922–1939 гг. выпускал модернистский журнал The Criterion (в 1926–1927 – The New Criterion; в 1927–1928 – The Monthly Criterion), в котором публиковал новейшие литературные и философские работы авторов со всей Европы, стремясь объединить её интеллектуальные и творческие силы.
Литературная критика
В качестве критика Элиот оценивал литературу разных эпох в журнальных статьях и книгах «Священный лес» («The Sacred Wood», 1920), «Избранные статьи» («Selected Essays», 1932) и др., формируя литературный канон и стимулируя развитие модернистской поэзии. Ряд критических работ Элиота носит статус авторитетных деклараций модернизма. Его статьи стали важным источником идей новой критики.
Принципы модернистской эстетики обобщены Элиотом в понятиях: традиция, имперсональность творчества, «объективный коррелят» (objective correlative), «распад восприятия» (dissociation of sensibility). В статье «Традиция и творческая индивидуальность» («Tradition and the Individual Talent», 1919) традиция подаётся как неизбежная составляющая поэзии, хотя и обретаемая посредством упорного труда. Поэт должен чувствовать, что «вся литература Европы со времён Гомера, а внутри неё вся литература его собственной страны существует одновременно и составляет единовременный порядок». Ни один поэт не может быть оценён вне «контраста и сопоставления с ушедшими». Понятие традиции, по Элиоту, предполагает культ новизны, бесконечное перестраивание канона, восприятие прошлого с точки зрения его актуальности для настоящего, так как «весь существующий порядок должен… измениться» с явлением нового произведения, «отношения, пропорции, значимость каждого произведения искусства перестраиваются» (Eliot. 1998. Р. 28; здесь и далее цитаты в переводе О. И. Половинкиной).
В то же время, по мысли Элиота, «максимум индивидуального выражения» достижим только в рамках традиции и парадоксальным образом означает «постоянное самопожертвование» чему-то, более ценному, нежели сиюминутные состояния сознания (Eliot. 1998. P. 30). Сознание художника должно «переваривать и преобразовывать страсти», которые являются материалом искусства. Художник – «медиум», транслирующий общезначимое в ту или иную эпоху, выражаемая им эмоция «живёт в стихотворении, а не в истории жизни поэта» (Eliot. 1998. P. 30–32). Вывел формулу имперсональности: «поэзия – это не высвобождение эмоции, а бегство от эмоции, не выражение личных свойств, а бегство от них» (Eliot. 1998. P. 33).
«Объективный коррелят» – понятие, сформулированное в статье «Гамлет и его проблемы» («Hamlet and His Problems», 1919), – как и имперсональность, выражает стремление модернизма к объективизации безнадёжно субъективного, фиксации мгновенно уходящего и ускользающего от понимания. Художественная ситуация представлена Элиотом как способ коммуникации в пространстве интерсубъективности: «Единственный способ выразить эмоцию в форме искусства – это найти некий "объективный коррелят", иными словами, набор предметов, ситуацию, цепь событий, которые будут формулой именно этой эмоции…» (Eliot. 1998. P. 58).
Характерное для модернизма желание выйти за пределы субъективности запечатлено в понятии «распад восприятия», которым Элиот оперировал в работах о поэтах-метафизиках: статья-рецензия «Метафизические поэты» («The Metaphysical Poets», 1921) и др. Современным сознанием телесный опыт воспринимается как отделённый от опыта интеллектуального и эмоционального, что приводит к упадку поэтического языка. Модернизм призван возродить «механизм артистического восприятия, который способен поглотить любой вид опыта», соединить мысль, эмоцию и ощущение (Eliot. 1998. P. 127).
Поэзия
Свои поэтические произведения Элиот собрал в книге «Избранные стихотворения» («Collected Poems», 1963). В сборник не вошла ранняя поэзия, включающая подражания французским символистам, религиозные и непристойные стихотворения: цикл «Старый Опоссум, или Практическое котоведение» («Old Possums’s Book of Practical Cats», 1939; премия «Тони» за стихотворения, использованные в мюзикле, 1983, посмертно), положенный в основу мюзикла «Кошки» Э. Ллойд Уэббера; публиковавшиеся для узкого круга «Студенческие стихотворения Т. С. Элиота» («Undergraduate Poems of T. S. Eliot», 1949) и «Стихотворения, написанные в ранней юности» («Poems Written in Early Youth», 1950); стихотворения из записной книжки Элиота, которую он передал в 1922 г. нью-йоркскому юристу и покровителю искусств Дж. Куинну (британский литературовед, специалист по модернизму К. Рикс издал их под заголовком «Инвенции мартовского зайца», «Inventions of the March Hair», 1996).
Как поэт Элиот приобрёл известность в 1915 г., когда с подачи Э. Паунда в июньском номере американского журнала Poetry. A Magazine of Verse было опубликовано стихотворение «Любовная песнь Дж. Алфреда Пруфрока» («The Love Song of J. Alfred Prufrock»; вошло в сборник «Пруфрок и другие наблюдения», «Prufrock and Other Observations», 1917; русский перевод А. Я. Сергеева, 1971). Элиот ориентировался в нём на поэта-символиста Ж. Лафорга, чьим творчеством увлекался со студенческих лет. У Лафорга он позаимствовал острое чувство современности, иронию, тип персонажа, для которого характерны меланхолия и несовпадение с собственным телом. Статус совершенно нового поэтического явления и репрезентативного модернистского текста «Любовной песни» обеспечили: подвижная ритмическая организация (рифмованные двустишия сочетаются со строками, написанными свободным и белым стихом; рифмы производят впечатление бессистемных и одновременно навязчивых); фрагментарность текста, провоцирующая нелинейное чтение, заставляя читателя возвращаться к прочитанному и заново выстраивать смысловые связи между фрагментами; высокая степень неопределённости поэтической ситуации (невозможно сказать, действительно ли герой стихотворения выходит ранним вечером из дома, приглашая с собой то ли читателя, то ли возлюбленную, то ли самого себя, или же речь идёт исключительно о погружении в «ад» внутреннего мира, как намекает эпиграф из Данте).
Меланхолическое состояние современного человека воспроизводится главным образом с помощью цитат и реминисценций из Библии, сочинений Данте, У. Шекспира, Э. Марвелла. Неспособность к действию, сопряжённая с мыслью о смерти, сближает героя стихотворения с Гамлетом. Пруфрок переводит смысл гамлетовского вопроса в комический бытовой план, иронически преувеличивая его, и трансформирует «Быть или не быть?» в робкое «Разве я посмею?» (нанести визит, съесть персик). Ирония даёт герою иллюзию свободы и выхода за пределы себя.
Лирический сюжет стихотворения развивается вокруг намерения Пруфрока высказаться перед некой дамой, но телесность, нерасторжимая с женским началом, пугает героя, поскольку ставит его перед фактом собственной неконтролируемой телесности. Мука существования, выраженная в меланхолии, иронии, несовпадении с собственным телом, осмысливается в стихотворении как сущность бытия современного человека.
Среди других поэтических сочинений: лирический сборник «Стихотворения» («Poems», 1919; в издании 1920 – «Ara Vos Prec»), лирические циклы «Стихотворения для брошюры "Стихи Ариэля"» («Ariel Poems», 1927–1954), «Упражнения для пяти пальцев» («Five-Finger Exercises», 1933), «Пейзажи» («Landscapes», 1934–1936).
«Бесплодная земля»
Громкий успех у критиков и читателей снискала поэма «Бесплодная земля» («The Waste Land», 1922; русский перевод 1982), воспринятая как метафора послевоенного мира. Поэма получила ряд интерпретаций, включая представленное самим Элиотом в примечаниях к поэме мифологического толкования, которое ориентировано на легенду о Святом Граале.
Близкие друзья Элиота, в том числе К. Эйкен, читали поэму как автобиографическое произведение. История её создания сопряжена с трудным периодом в жизни поэта (болезнь тестя, нестабильное психическое состояние жены, собственная депрессия). Значительная часть поэмы написана в 1-й половине 1920 г., завершена в конце года на курортах в Маргите и Лозанне, куда Элиот отправился, чтобы восстановить здоровье. По дороге в Швейцарию поэт встретился с Паундом и показал ему написанное. Паунд внёс правку, а в январе, когда Элиот по дороге домой привёз ему рукопись в Париж, сократил поэму наполовину, так она и была опубликована.
«Бесплодная земля» строится как монтаж звучащих голосов, не связанных явным образом между собой. В пяти частях поэмы голоса персонажей (ясновидящей мадам Созострис, Лил и её подруги, беседующих в пабе, рыбака, удящего в канале и т. д.) соединяются с мюзик-холльными песнями и цитатами, заимствованными из «Тристана и Изольды» Р. Вагнера, «Парцифаля» П. Верлена, «Исповеди» Аврелия Августина, «Божественной комедии» Данте, Упанишад и т. д. В «Бесплодной земле» читатель имеет дело с принципиальным отсутствием неизменного художественного объекта и должен достраивать не только смысл, но и структуру поэмы, в которой критики усматривают апелляцию как к традиционным религиозным формам словесного высказывания (проповедь, путь души, исповедь), так и к пёстрой череде мюзик-холльных номеров.
Пятичастное строение «Бесплодной земли» воспроизводится в поэме «Полые люди» («The Hollow Men», 1925; русский перевод 1937), выражающей состояние безверия, в котором пребывает современный мир, и в поэмах из цикла «Четыре квартета» («Four Quartets», 1943; русский перевод 1971).
С конца 1920-х гг. Элиот обращался в своей поэзии преимущественно к религиозной проблематике. Обретение веры в век утраты Бога – тема поэмы «Пепельная среда» («Ash-Wednesday», 1930; русский перевод 1971). Мотив духовного паломничества в «Четырёх квартетах» включает в себя поиск слова, наиболее точно выражающего мысль о Боге на языке современного опыта, и этот поиск аналогичен поиску Святого Грааля.
Поэтическая драма
С 1930-х гг. в творчестве Элиота всё больше места занимала поэтическая драма. Он осознавал, что современная поэзии со свойственной ей имперсональностью и развёртыванием сюжета в театре сознания в целом ориентирована на драму. Разрабатывал теорию жанра в статьях «"Риторика" и поэтическая драма» («"Rhetoric" and Poetic Drama», 1919), «Возможность поэтической драмы» («The Possibility of a Poetic Drama», 1921), «Четыре драматурга-елизаветинца» («Four Elizabethan Dramatists», 1924), «Диалог о драматической поэзии» («A Dialogue on Dramatic Poetry», 1928). По Элиоту, в поэтической драме драматургия (как основа театрального действа) и поэзия (как максимально точное словесное выражение) достигают своей вершины. Этот тип драмы обращается к тем явлением и эмоциям, которые можно выразить только средствами поэтического языка в «моменты его наибольшей интенсивности», когда в нём напряжённо соединяются возможности драматического и музыкального (суггестивного, гипнотического) воздействия (Eliot. 1950. P. 34). Другой причиной интереса к поэтической драме было желание расширить аудиторию и получить немедленный отклик: шекспировская драма, по Элиоту, «была обращена к публике, которая жаждала грубого развлечения, но могла вынести и изрядную дозу поэзии» (Eliot. 1998. P. 39). Элиот ориентировался на Шекспира и драматургов начала 17 в. как на сценичный образец драматической поэзии.
В основе самой известной поэтической драмы Элиота, «Убийство в соборе» («Murder in the Cathedral», 1935; русский перевод 1994; одноимённая опера И. Пиццетти, поставлена в 1958 в «Ла Скала»), – сюжет из истории 12 в. (возвращение Т. Бекета в Англию и его убийство), однако действие фактически разворачивается в сознании героя, авторское внимание фокусируется на смерти и мученичестве, а не на исторической проблематике. Пьеса ориентирована на англиканскую литургию, при том, что значительную роль в ней играет хор, заимствованный из древнегреческой трагедии; то и другое усиливает её ритуальное звучание. Хотя пьеса «Убийство в соборе» продолжает традицию религиозной драмы, восходящую к Софоклу, тема противостояния государству и мученичества за свою веру обладала в 1930-е гг. острой политической актуальностью.
Среди других драм Элиота: «фрагменты Аристофановой мелодрамы» «Суини-агонист» («Sweeney Agoniste», 1926–1927), «Камень» («The Rock», 1934), «Семейный праздник» («The Family Reunion», 1939), «Вечеринка с коктейлями» («The Cocktail Party», 1949; премия «Тони» за лучшую пьесу, 1983), «Доверенное лицо» («The Confidential Clerk», 1953), «Государственный деятель» («The Elder Statesman», 1958).
Почётный доктор 13 университетов (в том числе Кембриджа, Оксфорда, Сорбонны, Гарварда).
Нобелевская премия по литературе «за выдающийся, новаторский вклад в современную поэзию» (1948) (The Nobel Prize in Literature 1948 // The Nobel Prize).
Награждён орденом «За заслуги» (Великобритания, 1948), Президентской медалью Свободы (США, 1964). Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 1951), командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1960).