Комедия характеров
Коме́дия хара́ктеров (комедия нравов), драматургический жанр, в котором источником комизма является гипертрофированная односторонность человеческих качеств, характеров, нравов. В Англии комедия характеров развивалась на основе моралите. Герои комедий характеров воплощают какую-либо одну страсть или порок: «Все в дураках» (1605) Дж. Чапмена, «Вольпоне, или Лиса» (1607), «Эписин, или Молчаливая женщина» (1609), «Варфоломеевская ярмарка» (1614) Б. Джонсона, «Она смиряется, чтобы победить» (1773) О. Голдсмита. Жанр получил широкое распространение в Италии: Н. Макиавелли высмеивает ханжество монаха и глупость учёного («Мандрагоре», 1518) , П. Аретино – лицемерие («Лицемер», 1542). В португальской литературе начало комедии характеров положил А. Феррейра (1528–1569) комедиями «Бристу» (1553) и «Ревнивец» (1554–1558). В испанской – Х. Руис де Аларкон комедиями «Сомнительная правда» (около 1619), высмеивающей лжеца, и «И стены имеют уши» (1622), направленной против злоязычия. Жанр окончательно утвердился в творчестве Мольера («Тартюф», 1664, «Мнимый больной», 1673), Ж.-Ф. Реньяра, А.-Р. Лесажа, Детуша, а также П. де Мариво, который усложнил жанр психологизмом. Опираясь на традиции Мольера и итальянской комедии масок, Л. Хольберг создал комедию характеров, высмеивающую стяжательство («11-е июня», 1723) и хвастовство («Якоб фон Тобие», 1723).