Пастораль
Пастора́ль (от лат. pastoralis – пастушеский), разножанровые произведения литературы, музыки, изобразительного искусства 14–18 вв., связанные с пастушеской тематикой.
В литературе
Пасторальная топика восходит к античной буколике; непосредственная предшественница пасторали – пастурель 12–13 вв. Изначально заложенная в буколике возможность выражения смысла, превышающего её непосредственное тематическое содержание (уже для Феокрита значимо противопоставление природы и культуры; ещё очевиднее тенденция к иносказательности у Вергилия, эклоги которого оказали решающее воздействие на формирование пасторального канона), становится одной из наиболее характерных примет пасторали.
Исполнена намёков и аллегорий пастораль эпохи Возрождения: «Этот род сочинения, – писал Ф. Петрарка, объясняя первую эклогу своих "Буколических песен", – невозможно понять без разъяснений самого сочинителя» (Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. Москва, 1982. С. 109). Условность пасторального топоса достигает своей кульминации в литературе 17 в. с её подчёркнуто противостоящими «грубой» реальности аристократически-утончёнными пастухами в камзолах и пастушками в кружевах. Свидетельство кризиса пасторали – полемика о перспективах развития жанра, развернувшаяся во 2-й половине 17 – 1-й половине 18 вв. (среди участников – Р. Рапен, Б. Фонтенель, И. К. Готшед). Проблему решил С. Геснер: дальнейшей судьбой литературы, связанной с пасторальной топикой, и её более распространённым обозначением становится идиллия.
Основные жанровые формы пасторали – эклога, драма, роман, а также элегия и поэма. Одним из первых к наследию античной буколики обратился Данте, затем – Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо, следовавшие в своих латинских эклогах Вергилию, но значительно углубившие иносказательность жанра. В Испании к пасторальной эклоге обращались Х. дель Энсина и Г. де ла Вега, в Португалии – Л. ди Камоэнс, во Франции – К. Маро, П. де Ронсар и Р. Белло. Английская пасторальная эклога представлена «Пастушеским календарём» Э. Спенсера (1579), «Пасторалями» А. Филипса (1706), А. Поупа (1709) и др.
Особое место в истории пасторальной эклоги занимает её христианская разновидность, имеющая свои истоки как в 4-й эклоге Вергилия, где, вопреки пасторальной традиции, золотой век помещён не в прошлое, а в будущее и связан с рождением дивного ребёнка, так и в пасторальных мотивах евангельских повествований о рождении Христа и притче о добром пастыре. Пасторально-эмблематичен и жертвенный образ Агнца Божия, кровью своей искупающего грехи человечества. Самой распространённой формой христианской пасторали становится рождественская эклога. Намёк на пасторальную интерпретацию Рождества содержится в написанной на латинском языке 11-й эклоге Боккаччо, однако первой полноценной разработкой темы и образцом для подражаний явилась латинская эклога «Рождение Христа» Ф. Патрици (1460). Автор 114 латинских эклог на сюжеты Ветхого и Нового Завета – нидерландский поэт Р. Обризиус (около 1540 – около 1584–1594). В Англии к христианской эклоге обращался Дж. Мильтон; в Германии – Ф. Шпее (1591–1635), автор «Эклоги, в которой пастухи рано утром славят Господа», «Пастушеской песни о Христе и воскресении Христа»; во Франции «Священные эклоги» создал Р. Рапен (1659).
Традиция пасторальной элегии-плача об умершем восходит к 1-й идиллии Феокрита, с её песней о смерти мифического пастушеского божества Дафниса, а также к «Плачу об Адонисе» Биона (2 в. до н. э.), анонимному «Плачу о Бионе» и 5-й эклоге Вергилия. Дань жанру в Италии отдал Б. Кастильоне, во Франции – К. Маро, в Англии – Э. Спенсер, Дж. Мильтон, Дж. Гей, П. Б. Шелли.
Пасторальная драма зародилась в Италии: «Сказание об Орфее» А. Полициано (1480), «Эгле» Дж. Чинцио (1545), «Жертвоприношение» А. де Бекари (1554), «Аминта» Т. Тассо (1573), «Верный пастух» Дж. Б. Гварини (1580–1583). Во Франции к пасторальной драме обращались О. де Ракан («Пастушеские сцены», 1625), в Англии – Дж. Лили («Галатея», 1584), Дж. Флетчер («Верная пастушка», 1606). Значительное место пасторальные мотивы занимают в английской придворной пьесе (маске), а также в драматургии У. Шекспира («Два веронца», «Бесплодные усилия любви», обе 1594; «Как вам это понравится», 1599–1600).
Пасторальный роман, восходящий к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (2–3 вв.) и предвосхищённый прозиметрической пасторалью «Амето» (создана в 1341–1342) Боккаччо (автора также пасторальной поэмы «Фьезоланские нимфы», 1344–1346), расцветает в творчестве Я. Саннадзаро («Аркадия», 1504). В Испании пасторальный роман создают Х. де Монтемайор («Диана», 1558–1559), М. де Сервантес («Галатея», 1585) и Лопе де Вега («Аркадия», 1598); во Франции – О. д’Юрфе («Астрея», 1607–1618); пародию на пасторальный роман пишет Ш. Сорель («Сумасбродный пастух», 1627–1628). Самый значительный английский пасторальный роман – «Аркадия» («Старая Аркадия», около 1580; «Новая Аркадия», 1590) Ф. Сидни. Немецкий пасторальный роман представлен анонимными «Аменой и Амандом» (1632) и «Леориандром и Перелиной» (1642), а также «Адриатической Роземундой» Ф. фон Цезена (1645).
В России пастораль развивалась в форме эклоги и представлена в творчестве А. П. Сумарокова (сборник «Еклоги», 1774), а также М. М. Хераскова, А. А. Ржевского, И. Ф. Богдановича, В. В. Капниста.
В музыке
Пасторальная тематика культивировалась в итальянском и английском мадригале 16 в., в ранней опере (с самых первых образцов). Излюбленные сюжеты пасторальных опер – мифы о Дафне (итальянские композиторы Я. Пери, М. да Гальяно и др.), об Орфее и Эвридике (Пери, Дж. Каччини, К. Монтеверди, К. В. Глюк). Во французском музыкальном театре в конце 17 в. сформировался жанр героической пасторали, близкий музыкальной трагедии, но меньших масштабов, в 3 актах (вместо обычных 5) с прологом («Муки и радости любви» Р. Камбера, «Ацис и Галатея» Ж.-Б. Люлли и др.). Определение «героический» в названии жанра указывает не на героику как тип образности, а на драматическую действенность пасторали и на мифологических героев в качестве главных персонажей. Образцы французской пасторали в 18 в.: «Уловки Амура» А. К. Детуша (1726), «Диана и Эндимион» Ф. Колена де Бламона (1731), «Заис» (1748) и «Наис» (1749) Ж.-Ф. Рамо, «Тифон и Аврора» Ж. Ж. де Мондонвиля (1753). Оперы-пасторали писали также Г. Ф. Гендель («Ацис и Галатея», 1732), В. А. Моцарт («Царь-пастух», 1775) и др. Стилизация пасторали в 19 в. – интермедия «Искренность пастушки» (эклога П. М. Карабанова, первоначальное название «Сердца приобретаются искренностью», 1786) в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Пасторальные мотивы возродились в музыкальном искусстве 20 в. (опера «Дафна» Р. Штрауса, балет «Дафнис и Хлоя» М. Равеля и др.).
В инструментальной музыке пасторальность проявилась в цикле концертов «Времена года» А. Вивальди и др. Пьесы с названием «пастораль» для клавесина, органа, скрипки создавали Д. Скарлатти, Ф. Куперен, Дж. Фрескобальди, И. С. Бах. Основные черты инструментальной пасторали: плавное движение мелодии, зачастую параллельными терциями, ритм сицилианы, бурдон в сопровождении. В симфонической музыке пастораль встречается как отдельная часть циклического произведения (например, «Сцена в полях» из «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза), а также как целый симфонический цикл [6-я («Пасторальная») симфония Л. ван Бетховена].
В изобразительном искусстве
Пастораль – разновидность жанровой сцены, изображение мирной сельской жизни на фоне идеального ландшафта. Буколические мотивы присутствуют в эллинистическо-римском искусстве: Витрувий указывал на устоявшийся обычай в определённом месте жилища изображать «рощи, cтада и пастухов». Встречаются они также в эллинистических рельефах и настенной живописи Древнего Рима. В 1-й трети 16 в. под влиянием литературы в венецианском искусстве возрождается интерес к пасторальной тематике. Происходит расширение тематического репертуара пасторали: наряду с традиционными образами пастухов (картины Я. Пальмы Старшего, Дж. Савольдо и др.) пасторальный характер приобретают сцены с нимфами, фавнами и сатирами, мифологические и литературные сюжеты (анонимные гравюры к «Гипнеротомахии Полифила», 1499), жанровые сцены («Гроза» Джорджоне, около 1506–1507, Галерея Академии, Венеция; «Астролог» итальянского гравёра Дж. Кампаньолы, 1509; «Сельский концерт» Джорджоне или Тициана, Лувр, Париж) и аллегории. Всех их объединяет мотив слияния человека с природой и идеализированный образ этой мирной, приятной природы. Пасторальным духом проникнуты и религиозные сцены венецианских художников этого времени (Я. Бассано и Ф. Бассано Младший и др.).
В дальнейшем пасторальные мотивы объединяются с темой золотого века, элегическими мотивами утраченного рая, молодости, любви, жизни, сближающими пастораль с ванитас [картины «Et in Arcadia ego» Гверчино (1622, Национальная галерея старого искусства, Рим) и Н. Пуссена (1637–1638, Лувр)]. Влияние пасторального пейзажа чувствуется в видах Кампании К. Лоррена, сценах народных празднеств у фламандских художников (Д. Тенирса Младшего и П. П. Рубенса). В голландской живописи оно ощутимо в итальянских пейзажах Н. Берхема, в картинах Я. А. Баккера и К. Кастелейнса.
В живописи французского рококо пастораль трансформировалась в жанр «галантных празднеств» (f ̂etes galantes), представляющий изысканное общество на природе: картины А. Ватто, Ж.-Б. Патера, Н. Ланкре, Ф. Буше, Ж.-О. Фрагонара и др.; иллюстрации к пасторальной литературе А. Куапеля и Ш. Куапеля; также фарфоровые статуэтки пастушков Майсенской (И. И. Кендлер) и Севрской (Э.-М. Фальконе) мануфактур. Пасторальные мотивы в той или иной форме (иногда в ироническом переосмыслении) присутствуют во многих стилях и направлениях искусства 19–20 вв., от сентиментализма и романтизма до наших дней.
Пасторальная (буколическая) тема раскрывается и в садово-парковой архитектуре конца 18 в.: «Деревня» Марии Антуанетты в Версальском парке (1783–1786, архитектор Р. Мик, художник Ю. Робер), Берёзовый домик в Гатчине (1780-е гг.), «Молочня» императрицы Марии Фёдоровны в Павловском парке (1782, по проекту Ч. Камерона).