Натурализм (в литературе и искусстве)
Натурали́зм (лат. naturalis – природный, естественный, от natura – природа), направление в литературе и искусстве последней трети 19 в. в Европе и США, декларировавшее стремление к максимально точному и беспристрастному отображению действительности.
Становление натурализма связано с успехами естествознания (в том числе с распространением эволюционной теории Ч. Дарвина) и с утверждением идей позитивизма. Художественная программа натурализма последовательно противопоставлялась нормативной эстетике классицизма, «идеализму» романтической культуры, а также «ограниченному» реализму. Пути обновления искусства сторонники натурализма усматривали в заимствовании методов естественных наук (прежде всего научного эксперимента) как единственно достоверного знания о мире и человеке.
Натурализм в литературе
Как направление в литературе натурализм зародился во Франции. Его эстетической основой стало предисловие к «Истории английской литературы» («Histoire de la littérature anglaise», 1863) И. Тэна. Наивысшего расцвета натурализм достиг в творчестве писателей меданской группы (Э. Золя, Г. де Мопассан, Ж. К. Гюисманс и др.); принципы направления разделяли братья Гонкур, А. Доде, О. Мирбо, Л. Декав и др.
Самым значительным теоретиком натурализма стал Э. Золя, опиравшийся на художественный опыт О. де Бальзака, Г. Флобера, Стендаля, а также труды философов и естествоиспытателей О. Конта, Г. Спенсера, К. Бернара и др.: предисловие к роману «Тереза Ракен» («Thérèse Raquin», 1867), сборники статей «Экспериментальный роман» («Le roman experimental», 1880), «Романисты-натуралисты» («Les romanciers naturalistes», 1881) и др.
Согласно установкам натуралистов, стоявших на позициях детерминизма, судьба человека фатально предопределена, с одной стороны, его физиологической природой (прежде всего наследственностью), с другой – средой его существования. Писатель не наблюдает жизнь и не выносит о ней какого-либо морального суждения, но, подобно учёному, ставит эксперимент: он подвергает человека воздействию внешних факторов и следит за механизмами его адаптации к условиям жизни. Чтобы избежать искажающего воздействия воображения, натуралисты отказывались от типизации и обобщений, перегружая произведения специфическими подробностями. Например, Э. Золя специально изучал условия труда шахтёров и железнодорожных рабочих при создании романов «Жерминаль» («Germinal», 1885) и «Человек-зверь» («La bête humaine», 1890); братья Гонкур на основании медицинских изысканий скрупулёзно описали обстоятельства смерти главной героини в «Жермини Ласерте» («Germinie Lacerteux», 1865) – первом «научном» романе. Таким образом, художественное произведение должно было стать собранием «человеческих документов», результатом проведённого писателем опыта.
Наиболее последовательно воплотившись в прозе, натурализм нашёл отражение и в драматургии: пьесы А. Стриндберга («Отец», «Fadren», 1887, и др.) в Швеции, Г. Гауптмана («Перед восходом солнца», «Vor Sonnenaufgang», 1889; «Ткачи», «Die Weber», 1892, и др.), А. Хольца («Семейство Зелике», «Die Familie Selicke», 1890, совместно с И. Шлафом) в Германии, Б. Шоу («Профессия миссис Уоррен», «Mrs Warren’s profession», 1894) в Великобритании. Принципы натуралистической драмы теоретически осмыслены в статьях ставившего свои романы на сцене Э. Золя (сборник «Натурализм в театре», «Naturalisme au théâtre», 1881), в предисловии к пьесе «Фрёкен Жюли» («Fröken Julie», 1888) А. Стриндберга, в статье «Квинтэссенция ибсенизма» («The quintessence of Ibsenism», 1891) Б. Шоу.
Натурализм проявился также в творчестве Ф. Норриса, Т. Драйзера, С. Крейна в США, Дж. Р. Гиссинга, Дж. Мередита, Дж. Мура в Великобритании, К. Лемонье в Бельгии, Э. Пардо Басан, А. Паласио Вальдеса в Испании, Ж. М. Эса ди Кейроша в Португалии. В Италии аналогичным натурализму литературным направлением стал веризм. В России натуралистические тенденции обнаружились в творчестве П. Д. Боборыкина, активного пропагандиста «золаизма» (курс лекций «Реальный роман во Франции», 1876, и др.), Д. Н. Мамина-Сибиряка и др.
Несмотря на то что натурализм часто подвергался ожесточённой критике как популяризирующий бездуховность (Ф. Брюнетьер, Ж. К. Гюисманс, П. Бурже, А. Бергсон и др.), его эстетические установки (в частности, требование неизбирательного отображения реальности – «куска жизни», ведущее к ослаблению сюжетности, а также отстранённая, «протокольная» манера повествования) существенно расширили тематические и стилистические возможности литературы, обогатили её новыми приёмами и средствами изображения.
С 1880-х гг. натурализм, утрачивая чёткость теоретических принципов, сближался с импрессионизмом, символизмом, с литературой декаданса.
Натурализм в театре
Натурализм в театре явился продуктом эволюции миметической эстетики, восходящей в своих основных положениях к «Поэтике» Аристотеля и театру барокко (культ сценической иллюзии). Исторически натурализм с его принципом создания единой пространственной среды для всех персонажей стал первой эстетикой режиссёрского театра, пришедшего на смену традиционному актёрскому театру. Первой версией сценического натурализма стал «археологический натурализм» постановок Ч. Кина в 1850–1859 гг.
Эстетика театрального натурализма получила обоснование в работах Э. Золя («Экспериментальный роман», 1880; «Натурализм в театре» и «Наши драматурги», 1881), А. Стриндберга («О современной драме и современном театре», 1889), Ж. Жюльена («Живой театр», 1892).
Программные постановки натуралистического театра осуществили А. Антуан, О. Брам, а также деятели Мейнингенского театра. В эстетике натурализма творил ранний М. Рейнхардт. Гастроли Мейнингенского театра в России (1890) оказали влияние на молодого К. С. Станиславского, сформулировавшего впоследствии ключевой для натуралистического театра принцип «четвёртой стены». Осмысление натурализма с точки зрения театральной практики предпринял Антуан в статье «Беседа о режиссуре» (1903).
Стремление к исторической, этнографической и бытовой достоверности, к детальному воссозданию объективной действительности обусловило использование в декорационном оформлении предметов повседневного обихода: окровавленные бычьи туши в «Мясниках» Антуана (1888) и т. п. Но, хотя натуралистический театр пытается скрыть всё, что могло бы напомнить зрителю об условности происходящего на сцене, маскируя даже линию рампы, искомый им эффект реальности достигается за счёт усиления сценической иллюзии. Исповедуя принцип жизнеподобия, натурализм в действительности ориентирован на создание тотальной сценической иллюзии.
Для натурализма как стиля актёрской игры характерны видимое тождество актёра и персонажа, отказ от патетики и декламации, воспроизведение речевых оборотов и интонаций повседневной разговорной речи с сохранением её синтаксических и диалектальных особенностей, выстраивание внешнего облика, речи и поведения персонажа исходя из его социального статуса. На смену традиционной для актёрского театра системе амплуа в натуралистическом театре пришли индивидуализированные характеры, разрабатываемые даже для статистов, занятых в массовых сценах (которые сами по себе также были нововведением натурализма).
Как исторически локальное явление сценический натурализм исчерпал себя в начале 20 в. Его тенденции были подхвачены т. н. театром повседневности 1970-х гг. в его разнообразных проявлениях – от документального репортажа до исповедальных, лирических форм острой социальной критики. В театре конца 20 – начала 21 вв. к эстетике натурализма обращались многие режиссёры, получили развитие различные формы документального театра.
В нестрогом значении натурализм связывается также с детальным изображением в произведениях искусства отталкивающих сторон жизни, разного рода патологий, извращений, сцен насилия.
Натурализм в изобразительном искусстве
Понимание термина «натурализм» в изобразительном искусстве многозначно. В теории искусства термин использовался для обозначения стилистической тенденции в развитии той или иной художественной эпохи, свойственной определённым её периодам и противопоставленной иным, сменявшим натуралистические, стилевым этапам. Характерно использование бинарных категорий, например, представителями венской школы искусствознания. Так, согласно А. Риглю, в истории искусства зависящие от т. н. художественной воли (нем. Kunstwollen) периоды тяготения к натурализму чередуются с периодами абстрактного формального мышления; М. Дворжак использовал термин «готический натурализм», сосуществующий в готике с идеализмом (Дворжак М. Идеализм и натурализм в готической скульптуре и живописи // Дворжак М. История искусства как история духа. Санкт-Петербург, 2001). И. В. Гёте в отношении изобразительного искусства также противопоставлял натурализм идеализму, причём древнегреческую классическую скульптуру рассматривал как примирение, слияние противоречий.
В истории искусства в общепринятом смысле под натурализмом понимается определённая визуальная тенденция, выражающая стремление к точной, детальной, подчас фотографической фиксации действительности вне субъективного и эмоционального отношения к ней художника. В подобном понимании термин «натурализм» близок по значению к веризму и обозначает скорее натуралистический способ изображения. В таком случае он должен рассматриваться как творческий метод или художественный приём, проявлявший себя в различных исторических направлениях, стилях, школах (древнеримский скульптурный портрет эпохи Республики, отдельные явления в живописи и скульптуре поздней готики, Возрождения, барокко, академизма, салонного искусства и пр.).
Натурализм не выступает как стиль или отдельное направление в истории искусства в «чистом виде», как правило, внедряясь или образуя синтез с другими стилистическими течениями. Однако заимствованный из литературы термин «натурализм» иногда распространяется на изобразительное искусство реализма 19 в., подразумевающего обращение к действительности как идеологическую, а не формально-стилистическую визуальную основу (Г. Курбе, О. Домье, передвижники и др.).
Натурализм как явление и как художественный метод обнаруживает себя в ряде направлений и течений в искусстве 20–21 вв.: либо с опорой на идеологию он претендует на анализ реальности (новая вещественность, магический реализм), либо он намеренно отстраняется от неё (приём квазиотстранения), копируя фрагмент действительности и нарочито уходя от открытой художественной интерпретации (дадаизм, сюрреализм, фотореализм и др.).