Метафизическая школа
Метафизи́ческая шко́ла (англ. metaphysical school; метафизические поэты, англ. metaphysical poets), направление в английской поэзии 1-й половины – середины 17 в.
Главным представителем метафизической школы считается Дж. Донн; к ней принадлежат также Дж. Херберт, Г. Воэн, Р. Крэшо, Э. Марвелл, Дж. Кливленд, А. Каули. Поэтов метафизической школы характеризует пристрастие к основанным на неожиданном сближении далёких идей метафорам – кончетто, типичное в целом для поэзии барокко (в этом смысле метафизическая школа соотносится с такими явлениями, как маринизм в Италии или консептизм в Испании). Изощрённый интеллектуализм, использование в переносном смысле научных понятий и терминов (заимствованных из астрономии, географии, геометрии и т. п.) парадоксально сочетаются в произведениях метафизической школы с непосредственностью подчёркнуто личностного, «автобиографического» высказывания, живостью языка, нередко близкого разговорному.
С конца 17 в. поэзия метафизической школы стала восприниматься как чрезмерно усложнённая, рассудочная; именно тогда к ней начали применять в негативном смысле эпитет «метафизическая» (одним из первых – Дж. Драйден). Окончательно название направления закрепилось благодаря С. Джонсону, который произвёл переоценку центрального для творчества метафизической школы принципа «остроумия» (воспетого в «Оде остроумию» А. Каули, опубликована в 1656), осудив его как насильственное соединение разнородных понятий.
В 20 в. поэтов-метафизиков заново открыл Т. С. Элиот, нашедший в их поэзии утраченное в современной литературе равновесие эмоционального и интеллектуального начал. Метафизическая школа оказала заметное влияние на английскую поэзию 1930–1940-х гг., в России – на И. А. Бродского.