Агиография
Агиогра́фия (от греч. άγιος – святой и γράφω – пишу), междисциплинарная отрасль гуманитарной науки, изучающая тексты, посвящённые христианским святым, а также жанр христианской литературы. Иногда называется богословской дисциплиной, однако в современной теологии собственно богословские аспекты святости рассматривает и изучает другая дисциплина – агиология. В русской традиции 19 в. слово «агиология» употреблялось как синоним «агиографии». Несмотря на преобладание в агиографии филологических и исторических методов, от исследователя требуются также и богословские знания, поскольку в текстах встречаются и играют важную роль различные аспекты христианского богословия (например, учения о спасении, обожении и т. п.).
В качестве филологической дисциплины агиография изучает корпус христианской литературы, объединяющий жизнеописания христианских подвижников (жития и мученичества), а также тексты, посвящённые их прижизненным и посмертным чудесам, виде́ниям, похвальные слова, проповеди, сказания об обретении и о перенесении мощей, апокрифические деяния и патериковые рассказы. Таким образом, внутри общего жанра «агиографии» одновременно существуют несколько других жанров, границы которых не всегда чёткие.
Агиография как жанр
Как новый литературный жанр агиография возникла во время эпохи гонений на христиан в Римской империи (1–4 вв.); соответственно, первые агиографические тексты представляли собой повествования о мучениках. Наиболее древний из сохранившихся текстов такого рода – «Мученичество» (лат. Passio, греч. Μαρτύριο) священномученика Поликарпа Смирнского (ум. между 155 и 167), написанное в форме послания (Евсевий Кесарийский. Церковная история. IV. 15). Наиболее древние и достоверные мученичества часто создавались на основе официальных протоколов допросов судебных заседаний (т. н. акты мучеников). Перечни кратких записей, состоящих из имени мученика и дня его поминовения (казни), впоследствии были объединены в мартирологи – собрания кратких сказаний, составленных по календарному принципу.
Сокращение числа мучеников после издания Миланского эдикта в 313 г. и прекращение гонений на христиан после смерти императора Юлиана Отступника в 363 г. привели к тому, что в центре агиографического внимания оказались не мученики, а подвижники-аскеты (монахи). В связи с этим фактором возникла новая структура агиографического текста – житие (лат. Vita, греч. Вίος καί πολιτείa). Житие могло быть кратким или пространным; от мученичества оно отличалось тем, что автор сосредоточивался не на мученической смерти святого, а на его добродетельной подвижнической жизни, что, в свою очередь, повлекло за собой изменение в построении текста. В отличие от мученичества, которое в своё время было новым жанром, житие формировалось под влиянием античной литературы (жизнеописания Плутарха, произведения Ксенофонта и др.). Начиная с 4 в. жанр жития начал интенсивно развиваться и со временем стал основным типом агиографической литературы и важнейшим жанром средневековой письменности. В частности, иногда термин «житийная литература» служит синонимом «агиографии». Помимо собственно жизнеописания (биографии святого), житие может включать в себя похвальное слово – энкомий (греч. Έγκώμιον) и сказания о прижизненных и посмертных чудесах. Эти тексты могут бытовать и отдельно от жития – энкомий (и схожие по жанру с похвальным словом проповеди, или гомилии) в этом случае будет представлять собой текст, основанный не столько на биографических фактах, сколько на принципах общехристианской морали и добродетели, примером которых является конкретный святой. Описания чудес также могли составлять отдельные сборники (например, чудеса великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского); они часто объединены одним или несколькими аспектами почитания святого (например, спасение из плена, изгнание бесов, помощь в путешествии и т. п.). На первоначальном этапе формирования канона агиографические произведения могли представлять собой надгробное слово, как «Надгробное слово Василию Великому» Григория Богослова (4 в.), послание, как «Житие преподобной Макрины» Григория Нисского (4 в.), и даже роман или повесть, как «Повесть об убиении монахов на горе Синайской монаха» Нила Анкирского (начало 5 в.).
Как в восточной, так и западной традиции агиографические произведения – один из самых формализованных жанров, организованных по особому канону, что проявляется равно в структуре и в содержании текста. Пространные жития строятся по определённой схеме, складывавшейся на протяжении столетий. Текст начинается с предисловия, включающего ряд типичных формул (обоснование написания жития, самоуничижение автора, декларирующего неспособность описать всю полноту добродетелей святого и т. п.). Затем следует основная часть – жизнеописание, также составленное по определённому трафарету: рассказ о благочестивых родителях святого и/или о его выдающихся способностях, а также стремлении с детских лет посвятить себя Богу. Содержание основной части напрямую зависит от лика (чина), в котором прославлен святой, поскольку чин святости непосредственно связан с сутью его подвига – равноапостольный, преподобный, святитель, праведный, юродивый, благоверный и т. д. В мученичествах, также построенных по строгому канону, присутствуют содержательные отличия от собственно житий: так, родителями святого часто являются нечестивые язычники, а сам святой мог в начале жизненного пути быть язычником и даже гонителем христиан. Для основной части житий и мученичеств характерно большое количество топосов (общих мест), таких как знамения, предвещающие рождение или смерть подвижника, явления ангелов (которые, например, могут приносить пищу аскетам, подвизающимся в пустыне, или являться мученику в темнице), противостояние бесам, их изгнание из людей и животных и т. п. В заключении следует рассказ о блаженной кончине святого (или казни мученика), а также молитвенное обращение к подвижнику и краткая или пространная похвала (может бытовать в качестве отдельного произведения). Иногда к житию или мученичеству присоединён корпус посмертных чудес.
Отдельный вид повествования о святых представляют собой т. н. патериковые рассказы, т. е. истории, объединённые в сборники особого жанра – патерики. К собраниям такого рода относятся, в частности, «Лавсаик» Палладия Еленопольского (5 в.), «Луг Духовный» Иоанна Мосха (конец 6 – 7 вв.) и многие другие. От житий данные рассказы отличает отсутствие риторических украшений и минимум или полное отсутствие биографических сведений о святом, поскольку задача автора – описать лишь один или несколько эпизодов, когда наиболее ярко и назидательно проявляется благодать, дарованная подвижнику.
Самый распространённый тип житий – жития преподобных, т. е. прославленных в лике святых монахов, суть подвига которых заключалась в отказе от мирских соблазнов и уподоблении ангелам. Общей спецификой всех агиографических произведений является отсутствие цели воссоздать достоверные исторические сведения при общей биографической канве текстов; целью агиографа служит демонстрация особенности подвига героя, его духовного пути. Поэтому в агиографических текстах часто используются клише, приёмы архаизации, нередки хронологические и фактические неточности, однако агиограф всегда стремится наделить святого индивидуальными чертами для поддержания достоверности повествования и для того, чтобы у читателя возникло благочестивое желание следовать примеру подвижника на физическом или духовном уровне.
Агиографическая литература существовала и продолжает существовать на языках всех христианских народов, не только в православной (греческая, грузинская, румынская, восточно- и южнославянская агиографии), но и в других христианских традициях: католической (западная агиография), нехалкидонской (армянская, коптская, эфиопская агиографии). Кроме того, сирийская и арабская агиографии отражают одновременно 4 традиции: мелькитскую, традиции Сирийской яковитской церкви, Ассирийской церкви Востока и маронитскую.
Византийская агиография
На формирование восточной агиографической традиции оказала значительное влияние хронологически самая ранняя византийская (греческая) агиография. После окончания эпохи гонений и формирования канона мученичества в 4 в. сформировался канон жития преподобного. Образцом жанра в данном случае можно считать житие одного из основателей монашества, преподобного Антония Великого, написанное патриархом Александрийским Афанасием Великим. Окончательное формирование агиографии как жанра, особенностью которого является определённый канон, а также расцвет византийской агиографии относится к 6 – середине 7 вв. На этот период приходится деятельность ряда выдающихся агиографов, создавших множество памятников высокого литературного достоинства, таких как Кирилл Скифопольский (житие преподобного Саввы Освящённого и многие другие), Георгий Сикеот (житие преподобного Феодора Сикеота) и Леонтий Неапольский (жития преподобного Симеона Юродивого и святителя Иоанна Милостивого).
Во 2-й половине 7 – 8 вв. в связи с тяжёлым внешне- и внутриполитическим кризисом в Византийской империи происходит упадок культурной жизни, в частности резко сокращается число агиографических памятников. Несмотря на это, к данному времени относится создание обширных корпусов посмертных чудес, связанных с местным почитанием святых великомучеников Димитрия Солунского и Артемия Константинопольского. Возрождение греческой агиографии пришлось на начало 9 в. в связи с борьбой против иконоборчества. Гонения на монахов в этот период привели к возобновлению почитания мучеников (в лице новомучеников) и исповедников. Среди самых значительных памятников этого времени – житие преподобномученика Стефана Нового [Bibliotheca Hagiographica Graeca (BHG), N 1666], житие преподобного Никиты Мидикийского (BHG, N 1341) и др. Огромную роль в возрождении агиографии сыграла деятельность Мефодия Константинопольского, который был автором многих пространных житий исповедников-иконопочитателей, а также составил первое житие святителя Николая Мирликийского. Видным агиографом был Игнатий Диакон, написавший, в частности, жития патриархов Константинопольских святителей Тарасия и Никифора.
Во 2-й половине 10 в. впервые происходит систематизация и упорядочивание агиографических текстов. Агиографии посвятил свою литературную деятельность столичный чиновник преподобный Симеон Метафраст. Наряду с переработкой древних текстов в соответствии с современными ему литературными вкусами (около 140 текстов) Метафраст собрал и распределил памятники по календарному принципу, составив т. н. Четьи-Минеи. В 10–11 вв. продолжают появляться выдающиеся агиографические памятники, в основном жития преподобных: житие преподобных Константина Синадского, что из иудеев, Афанасия Афонского и Луки Фокидского (Элладского). В это же время в Константинополе на основе агиографических канонов создаётся ряд памятников, посвящённых, однако, легендарным или вымышленным персонажам: жития Андрея Юродивого, святителя Феодора Эдесского, преподобных Василия Нового и Нифонта, епископа Констанции Кипрской; таким образом, можно отметить тенденцию использования устойчивой агиографической формы в художественной литературе.
В 12 – начале 13 вв. вновь следует культурный упадок в связи с тяжёлым положением Византийской империи после 1204 г. (захват Константинополя крестоносцами и возникновение Латинской империи), но в конце 13 в. на волне палеологовского возрождения наблюдается последний подъём византийской агиографии, связанный прежде всего с интеллектуальным кружком Феодоры Раулены, бывшей, по-видимому, первой женщиной-агиографом. В более позднее время агиография получает новый импульс развития в связи с исихастским движением. К этому времени относится деятельность святителя патриарха Константинопольского Филофея Коккина (ум. 1379), автора жития святителя Григория Паламы и многих других. Падение Константинополя в 1453 г. является хронологическим рубежом прекращения развития византийской агиографии.
В поствизантийский период деятельность агиографов была направлена на систематизацию сведений и перевод древнегреческих текстов на народный язык. В 17 в. Агапий Ланд (Ландос) (ум. после 1664) осуществил перевод житий, составленных преподобным Симеоном Метафрастом, и издал их в нескольких книгах под названием «Новый Рай» («Νέος Παράδεισος»). Эпоха османского владычества и сопротивления турецкому игу вызвала появление большого числа греческих новомучеников. В конце 18 – 19 вв. начался сбор и создание житий этих святых, чему посвятили свою деятельность многие выдающиеся греческие филологи и церковные историки: преподобный Никодим Святогорец, составитель «Нового Мартиролога» (Венеция, 1799), святитель Макарий Нотара, митрополит Коринфский, преподобный Афанасий Паросский, иеромонах Никифор (Хиосский) – при их участии был составлен сборник житий «Новый луг» (Венеция, 1819). Важным этапом в развитии новогреческой агиографии стало составление преподобным Никодимом Святогорцем свода под названием «Синаксарист», включившего, помимо основного корпуса житий, небольшие сказания о новых греческих, болгарских и сербских святых (Венеция, 1819). В конце 19 в. была возобновлена работа по составлению агиографических сводов. Наиболее значительным стал труд греческого агиографа и издателя монаха Константина Дукакиса – 13-томный «Великий Синаксарист» (Афины, 1889–1896). В конце 20 в. иеромонахом Макарием Симонопетритом было составлено многотомное собрание житий святых, вышедшее первоначально на французском языке (Macaire Simonopetrites. 1987–1996), затем появилось переработанное издание на греческом (2001–2007, 12 томов) и русский перевод (Жития святых Православной Церкви. 2011).
Параллельно с византийской агиография начиная с 4 в. развивалась и в других христианских традициях, первоначально использовавших заимствованные византийские памятники, переведённые с греческого языка. Одними из самых ранних восточных агиографических традиций, несмотря на влияние византийской агиографии приобретших впоследствии уникальные самобытные черты, стали сирийская, армянская, коптская, грузинская и эфиопская. В 8–9 вв. появились первые оригинальные агиографические произведения на арабском языке, возникшие в среде православного палестинского монашества.
Западная агиография
Западная, или латинская, агиография возникла параллельно греческой. Первыми её памятниками также стали мученичества, самыми ранними из которых являются мученичества Сциллийских мучеников (ум. 180) (повествование имеет форму протокола допроса) и мучениц Перпетуи и Фелицитаты (ум. 203); этот последний текст основан на автобиографических записях мучеников, которые они вели в тюрьме. В дальнейшем имело место развитие жанра, появились выдающиеся агиографы, которые занимались как написанием новых текстов (Сульпиций Север, Иероним Стридонский и др.), так и систематизацией уже имеющейся информации о святых и мучениках – составлением мартирологов. В каролингскую эпоху появляются т. н. исторические мартирологи, наибольшее количество которых приходится на 9 в. Первый такой мартиролог составил учёный англосакс, монах Беда Достопочтенный (ум. в 735). Его труд оказал влияние на последующих многочисленных составителей мартирологов, которые перерабатывали сочинения предшественников и дополняли свои труды новыми памятями святых. Вершиной развития жанра и систематизации стал Римский мартиролог (окончательный вариант опубликован в 1589) кардинала Цезаря Барония, чьими основными источниками были Мартиролог Узуарда с дополнениями из «Диалогов» Григория I Великого и других агиографических сочинений, в том числе на греческом языке.
В середине 6 в. в латинской агиографии начали складываться региональные агиографические школы, среди которых можно выделить 3 главных направления: итало-византийская, испано-вестготская и франко-германская. Житийная литература этих школ во многом описывает историю святых – уроженцев соответствующих территорий. Также к 6 в. относится возникновение в Риме свода жизнеописаний римских епископов (пап), начиная с апостола Петра, получившего название «Liber Pontificalis» – совершенно самобытное произведение, не имевшее аналогов на византийской почве. В 13 в. получил широкое распространение один из самых известных латинских житийных сборников – «Золотая легенда» («Legenda Aurea»), составленный монахом-доминиканцем Иаковом из Варацце (ум. в 1298). В 17 в. наблюдался упадок латинской агиографии как жанра; поздние жития святых представляют собой беллетризированные биографии, не связанные с традициями и канонами агиографии. Справочником по латинской агиографии служит каталог «Bibliotheca Hagiographica Latina» (BHL; 1-е издание 1898–1901, дополненное 1911).
Своя агиографическая традиция существовала во многих странах Европы, например в Англии – на латинском, древне- и среднеанглийском языках, в Ирландии [самый ранний памятник на латинском языке – «Исповедь святого Патрикия» (Патрика)]. Самый древний памятник французской агиографии был создан около 880 г. Немецкая агиография первоначально представляла собой т. н. духовные песни на народном языке (запись древнейшего памятника – 9 в.). Формирование скандинавской агиографии относится к периоду христианизации региона в 11 в. В Италии и Испании агиография на народных языках появилась лишь в 13 в. Агиографические традиции существовали также в Португалии, Венгрии, Польше и Чехии, где жития составляли основной корпус оригинальных славянских текстов, свидетельствующих о большом влиянии кирилло-мефодиевской традиции.
Славянская и русская агиография
В результате появления славянской письменности начинает развиваться болгарская агиография. Древнейшими произведениями славянской агиографии являются жития равноапостольных Кирилла и Мефодия. Житие равноапостольного Кирилла было создано в Великой Моравии до 882 г. В научной традиции автором (или, возможно, соавтором вместе с Мефодием) жития считается Климент Охридский. Житие Мефодия, по предположению ряда учёных, было создано уже в Болгарии вскоре после его смерти. Также в болгарской агиографии присутствовали переводные житийные тексты. В эпоху владычества Османской империи появились новомученики, память о которых долгое время сохранялась в народных преданиях, а позже, в 16 в., на болгарском языке начали создаваться и мученичества.
Жития составляют основную часть корпуса сербской средневековой литературы. Особенностью сербской агиографии является то, что она представлена почти исключительно житиями святых правителей и церковных иерархов (святителей), а жития преподобных (монахов) немногочисленны. В Молдавии и Румынии агиографические тексты первоначально бытовали на церковнославянском и греческом языках. Первые жития святых на румынском языке появились лишь в 17 в.
Восточнославянская (русская) агиография складывалась параллельно с формированием, переводом и редактированием агиографических сборников разного вида: Миней Четьих, минейных торжественников, месяцесловов и прологов (славянский аналог Синаксаря). Большое количество оригинальных текстов было посвящено первым канонизированным русским святым – страстотерпцам Борису и Глебу. Особую традицию представляют собой тексты, посвящённые святым Киево-Печерской лавры. В состав Пролога также вошли такие оригинальные памятники, как житие равноапостольной княгини Ольги, равноапостольного князя Владимира, мучеников Феодора Варяга и его сына Иоанна и многих других. Наряду с Киевом свои агиографические традиции зарождаются в других регионах: в Смоленске, в Ростове Великом, в Полоцке, Вологде, Твери (где появляется новое явление в агиографии – сборники текстов, посвящённые одному святому), в Новгороде Великом (где помимо житий святителей, наиболее характерных для всех вышеперечисленных традиций, возникают жития преподобных и юродивых), а также в Москве (где в 14–16 вв. создаётся группа святительских житий; самым ранним из них было житие святителя Петра, митрополита Киевского, канонизированного в Константинополе в 1339). Новый период в истории русской агиографии связан с деятельностью Епифания Премудрого, автора житий преподобных Стефана Пермского и Сергия Радонежского; в своём творчестве Епифаний Премудрый сформировал новый эмоционально-экспрессивный стиль, который сам обозначил как «плетение словес» («Слово плетущи...» // Святитель Стефан Пермский. 1995. С. 250).
Огромную роль в истории русской агиографии сыграло появление сборника Миней Четьих, первоначально представлявшего собой переводное греческое собрание житий. Немногочисленные русские жития в Минеях Четьих появились в 15–16 вв. Число русских житий значительно увеличилось в составе Великих Миней Четьих митрополита Московского и всея Руси Макария (16 в.). Процесс формирования Великих Миней Четьих занял около 25 лет. 17 в. можно охарактеризовать как эпоху расцвета региональной агиографии. Особенностью русской агиографии в это время стало появление большого числа сказаний, посвящённых чудотворениям от икон Божией Матери (образов «Знамение», «Одигитрия», «Умиление», Рождества и Успения Пресвятой Богородицы, многочисленных списков Владимирской, Казанской, Смоленской и Тихвинской икон). В 17 в. при содействии митрополита Киевского Петра Могилы особое внимание уделялось агиографии в украинско-белорусской литературе. В конце 17 – начале 18 вв. создана «Книга Житий святых» Димитрия Ростовского; за счёт её многочисленных переизданий сохранялась агиографическая традиция, хотя в 18 в. новые тексты практически не создавались. Некоторый подъём в агиографии произошёл в 19 – начале 20 вв., когда были написаны жития новых русских святых, например святителя Митрофана Воронежского (канонизирован в 1832) и преподобного Серафима Саровского (канонизирован в 1903). В 19 в. стали издаваться русские патерики. Выдающимся агиографом архиепископом Филаретом (Гумилевским) были составлены сборники житий, не вошедших в корпус Димитрия Ростовского [Филарет (Гумилевский). 1865; Филарет (Гумилевский). 1871].
Прерванная после Октябрьской революции 1917 г. агиографическая традиция начала восстанавливаться в 1990-е гг. благодаря общецерковной инициативе по созданию житий огромного числа новомучеников. Создателем научной методики комплексного изучения материалов, относящихся к мученическому и исповедническому подвигу святых в 20 в., стал игумен Дамаскин (Орловский). Основополагающим для развития русской агиографии на рубеже 20–21 вв. стал его труд «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ ст.: жизнеописания и материалы к ним» (Тверь, 1992–2002, в 7 книгах). В издание вошли более 900 житий и жизнеописаний. Справочным изданием по древней восточнославянской агиографии является работа К. Ивановой «Bibliotheca hagiographica balkano-slavica» (2008), а также издание Стишного Пролога, выполненное Г. Петковым и М. Спасовой в 2008–2011 гг.
Агиография как дисциплина
В качестве научной области, сочетающей методы нескольких дисциплин, агиография начала формироваться в Западной Европе в 17 в. Общая задача научной, или критической, агиографии состоит в исследовании структуры агиографического текста, а также в использовании методов, применяемых к агиографическим текстам как к историческим источникам. Использование данного подхода позволяет получать информацию для необозримого количества научных областей: политической и церковной истории, литургики, нумизматики, экономики, медицины, климатологии и др. Основоположником научной агиографии считается голландский учёный иезуит Х. Розвейде (ум. 1629), поставивший себе задачу издания полного корпуса житийных текстов, однако успевший издать лишь один свод – «Vitae Patrum» (1615). Продолжателем идеи Розвейде стал другой монах-иезуит – Ж. Болланд (ум. 1665). Он основал издание задуманного Розвейде корпуса текстов под названием «Acta Sanctorum» на латинском и греческом языках. Его единомышленники и последователи создали Общество болландистов, чья деятельность в основном была посвящена изданию «Acta Sanctorum» («Деяния святых»), которое началось в 1643 г. (1-й том) и завершилось в 1940 г. (68-й том). Впоследствии оно неоднократно переиздавалось; последнее переиздание, которое продолжается поныне, началось в 1969 г. В 1882 г. болландистами было основано ежегодное периодическое издание Analecta Bollandiana, которое и в начале 21 в. является авторитетным научным журналом международного уровня.
В 19 в. в Германии возникла параллельная болландистам школа критической агиографии, которую внутри своего религиоведческого научного проекта основал Г. Узенер (ум. 1905). Будучи протестантом и отвергая почитание святых, Узенер взял за основу изучения агиографических текстов метод, с помощью которого выявлял жития, не имеющие под собой исторической основы или же являющиеся заменой языческих культов (например, культ Тихона, епископа Афаунсткого как модификация культа античного божества Приапа).
Однако истинным основателем критической, или научной, агиографии стал бельгийский монах, член Общества болландистов И. Делеэ (1859–1941). Делеэ разработал методы анализа агиографических текстов, а также агиографическую терминологию, принятую в современной науке поныне. Он впервые применил к агиографическим текстам понятие «жанр», уделив особое внимание литературной специфике агиографического памятника. Понимая под «мученичеством» наиболее древний вид агиографического текста, Делеэ распространил свою терминологию на всю агиографическую литературу и разделил мученичества на passions épiques (мученичества эпические, легендарные) и passions historiques (мученичества исторические). Помимо написания теоретических монографий и статей, Делеэ занимался изданием текстов. Одним из важнейших его издательских проектов стало издание Синаксаря Константинопольской церкви (архетип – середина 10 в.; Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae. 1902).
Ещё одним видным представителем болландистов 19–20 вв. был П. Петерс (ум. 1950), знаток восточных языков, начавший издавать восточные агиографические тексты. Одним из последних выдающихся представителей Общества болландистов и теоретиков агиографии стал священник-иезуит М. ван Эсбрук, историк христианства и византинист (1934–2003). Петерсу и ван Эсбруку принадлежит особый вклад в изучение восточной агиографии. Помимо теоретических работ, Петерс составил справочное издание «Bibliotheca Hagiographica Orientalis» (BHO; 1910, 1954). Несколько раньше болландист Ф. Алькен (ум. 1988) подготовил справочник по греческой агиографической литературе «Bibliotheca Hagiographica Graeca» (BHG. 1957), позднее существенно дополнив свой труд (1969 и 1984).
Вне Общества болландистов также велась научная работа по исследованию житий святых и систематизации полученной информации. В Риме в 1960-е гг. на итальянском языке большой коллектив авторов подготовил актуальное доныне алфавитное 12-томное издание научных статей, посвящённых святым, – энциклопедию под названием «Bibliotheca sanctorum». Современная европейская наука с большим вниманием относится к агиографии. Постоянно выходят в свет исследования и критические издания текстов. Среди современных агиографов (учёных, посвятивших свои труды агиографии) выделяются шведский исследователь Я. У. Рузенсвист, французская исследовательница М.-Ф. Озепи и американская – Э. М. Тэлбот.
Научная агиография в России
В России одним из первых учёных, обратившихся к агиографии в этом аспекте, стал В. О. Ключевский, чья магистерская диссертация называлась «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871). Выдающийся вклад в развитие научной агиографии сделал архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский) (ум. 1904), составивший 3-томный труд «Полный месяцеслов Востока». При работе над этим сводом архиепископ Сергий привлёк беспрецедентный объём источников, например 1500 славянских и большое количество греческих рукописей, труды болландистов («Acta Sanctorum») и другие достижения западных и греческих агиографов. «Полный месяцеслов Востока» доныне является наиболее полным систематическим собранием сведений о восточных святых.
В советский период с некоторыми перерывами также сохранялся научный интерес к житийной литературе. Важной вехой стала монография 1917 г. А. П. Рудакова «Очерки византийской культуры по данным агиографии» (1997). Русские жития святых исследовались и издавались на базе Отдела древнерусской литературы в Институте русской литературы РАН (Пушкинский дом). Интерес к византийским житиям возродил А. П. Каждан (1922–1997). В начале 21 в. большой вклад в научную агиографию (критические и научные издания текстов, комментарии, реконструкции, источниковедческие работы) внесли российские ученые-византинисты А. Ю. Виноградов и Д. Е. Афиногенов. Однако многие агиографические тексты, в том числе 3–4 вв., остаются неизданными или не имеют надлежащего критического издания.