Термины

Тоталитаризм

Тоталитари́зм (от ср.-век. лат. totalitas – цельность, полнота), тип идеологизированного политического режима с полным (тотальным) контролем властных структур над всей жизнью общества.

Термин «тоталитаризм», употреблённый в 1919 г. немецким журналистом А. Пакетом («революционный тоталитаризм» Ленина), получил хождение в итальянской политической публицистике 1920-х гг. применительно к фашистскому режиму – вначале у его либеральных критиков [«тоталитарная система», стремящаяся к «абсолютному и неконтролируемому господству» (Дж. Амендола, 1923), фашистский «тоталитаризм» как «антигосударство» (Л. Бассо, 1925)], а затем в позитивном смысле и у его идеологов [«тоталитарная программа нашей революции» (Р. Фариначчи, 1925), «фашистский режим» как «тоталитарный режим» (Муссолини, 1927)]. Сформулированное понятие «тотального государства», объемлющего собой все аспекты общественной и духовной жизни, было воспринято в Германии и рядом представителей (Э. Форстхофф, «Тотальное государство», 1933, и др.), однако редко употреблялось нацистами.

Итальянский католический социолог Л. Стурцо, называвший большевизм «левым фашизмом», а фашизм «правым большевизмом», опубликовал в 1935 г. в эмиграции сочинение «Тотальное государство» (El estado totalitario), где рассматривал тоталитаризм, представленный фашистской Италией, и большевистской Россией, как специфическое явление современного .

Дискуссия о тоталитаризме, развернувшаяся в 1930-х гг. в кругах немецкой эмиграции, привела к появлению целого ряда сочинений о различных аспектах тоталитаризма (, Ф. Боркенау, В. Гуриан, , З. Нойманн, , Э. Френкель, К. Й. Фридрих и др.). На проведённом симпозиуме «Тоталитарное государство» (1939) отмечались специфические отличия тоталитаризма от иных форм авторитарного правления и тирании. Наиболее влиятельными в истолковании тоталитаризма стали появившиеся после работы Х. Арендт «Истоки тоталитаризма» (The origins of totalitarianism, 1951, русский перевод 1996) и К. Й. Фридриха и «Тоталитарная диктатура и автократия» (Totalitarian dictatorship and autocracy, 1956).

Большинство исследователей тоталитаризма рассматривали его прежде всего как специфическую систему , выделяя такие черты, как предельная политическая и административная централизация, монополизация управления в руках диктатора и возглавляемой им единственной партии, иерархически организованной и тесно сплетённой с государственным аппаратом; ликвидация и парламентской демократии; государственный контроль над экономикой; упразднение всех гражданских свобод, обязательная для всех членов общества идеология квазирелигиозного характера («») и связанный с этим культ харизматического вождя; жёсткий контроль над средствами массовой коммуникации – орудием государственной и индоктринизации населения; вторжение государства в частную жизнь и монополия на воспитание молодёжи; террор, осуществляемый с помощью карательных органов, в том числе тайной полиции, выявляющей и устраняющей не только реальных, но и потенциальных противников режима; милитаризация общества.

Критики концепции тоталитаризма исходили из различия социально-экономического устройства стран, объединяемых в понятии «тоталитаризм»: если в Германии и Италии капитализм оставался, несмотря на жёсткий контроль над производством и движением капитала, господствующей экономической системой, а мало отличалась от структур в странах с либеральными политическими системами, то в СССР с конца 1920-х гг. произошло практически полное огосударствление народного хозяйства, а структура общества радикально изменилась. Различия также касались содержания идеологий, однако общей их функцией было установление принудительного массового единомыслия.

Х. Арендт усматривала предпосылки возникновения тоталитаризма в социальной , характерной для массового общества в ситуации кризиса национального государства и распада классовой системы после . Она считала террор решающим признаком тоталитаризма, к которому в строгом смысле относила только нацистский режим и сталинский период в истории СССР.

В ряде работ обсуждалась связь тоталитаризма с феноменом т. н. догоняющей , осу ществляемой государством с предельной концентрацией и мобилизацией всех своих ресурсов.

В многочисленных последующих дискуссиях о тоталитаризме, акцентировавших эвристическое значение этого модельного понятия () при характеристике всеобъемлющей репрессивной политической системы, отмечалось вместе с тем, что оно не может охватывать всей многообразной и противоречивой реальности конкретного общества.

Отдельное употребление получило понятие «тоталитарное искусство» как условное наименование феномена взаимодействия в 20 в. культуры (архитектуры, изобразительного искусства, кино, театра, отчасти музыки, также литературы и художественной критики) с политическим режимом тоталитаризма, рассматривавшим искусство в качестве одного из главных инструментов идеологической пропаганды.

  • Философия (раздел)
  • Политические концепции
  • Философские термины и понятия
  • Современные философские дискуссии