Марло Кристофер
Ма́рло Кри́стофер (Christopher Marlowe) (крещён 26.2.1564, Кентербери – 30.5.1593, Дептфорд), английский драматург.
Сын башмачника. Учился в Королевской школе в Кентербери, с 1580 г. – в колледже Тела Христова Кембриджского университета. В 1584 г. получил степень бакалавра искусств, в 1587 г. – степень магистра. К кембриджскому периоду относятся переводы Марло из Овидия, Лукана, а также (вероятно) его первая пьеса «Дидона, царица Карфагенская» («Dido, queen of Carthage», опубликована в 1594; совместно с Т. Нэшем) на сюжет из «Энеиды» Вергилия. В 1587 г. переехал в Лондон. Входил в аристократический кружок религиозного вольнодумца сэра У. Рэли. Убит в трактирной драке.
Крупный представитель елизаветинской драмы, К. Марло принадлежал к т. н. университетским умам – плеяде английских драматургов, сочетавших в своём творчестве гуманистическую учёность с традициями английского народного театра. Драматургическое наследие Марло невелико; датировка большинства пьес затруднительна. В 1587 г. были поставлены, а в 1590 г. – опубликованы (анонимно) две части трагедии «Тамерлан Великий» («Tamburlaine the Great»), ставшей единственным произведением Марло, изданным при его жизни. В центре пьесы – титанический образ восточного полководца 14–15 вв. Тимура, одержимого идеей завоевания мира. Стремление овладеть миром, но уже с помощью знания, движет и героем пьесы «Трагическая история доктора Фауста» («The tragical history of doctor Faustus», 1588–1589 или 1592, опубликована в двух версиях: 1604 и 1616) – первой сценической версии легенды о Фаусте, написанной на основе немецкой народной книги «История о докторе Фаусте» (1587). Очевидна связь трагедии с традициями английского средневекового театра, что яснее всего проявилось в комических сценах, а также в системе персонажей, многие из которых восходят к средневековым олицетворениям пороков и добродетелей. Черты личности, охваченной всепоглощающей страстью, присущи ростовщику Варраве [трагедия «Мальтийский еврей» («The jew of Malta», около 1588, опубликована в 1633)], стремящемуся к богатству как источнику власти и не знающему ни жалости, ни сострадания. Характерная черта Марло-драматурга – амбивалентность в трактовке героев, которые вызывают и восхищение дерзостью своих притязаний, и ужас своим аморализмом.
Особое место в творчестве К. Марло занимает историческая хроника «Эдуард II» («Edward the Second», 1593, опубликована в 1594): в ней отсутствуют титанические герои, её персонажи – живые люди, развитие характеров которых обусловливается последовательным развитием событий. Действие исторической хроники «Парижская резня» («The massacre at Paris», 1593, не завершена) охватывает около 20 лет – от избиения гугенотов в Варфоломеевскую ночь до убийства французского короля Генриха III. Пьеса написана в «чёрно-белых тонах»: католики изображены коварными, лицемерными и вероломными убийцами, а протестанты – благородными и святыми мучениками. Тем не менее очевидна некоторая симпатия автора к Гизам.
Среди лирических произведений Марло – стихотворение «Страстный пастух – своей возлюбленной» («The passionate shepherd to his love», опубликовано в 1599, рус. пер. 1961). Неоконченной осталась поэма Марло на мифологический сюжет «Геро и Леандр» (завершена Дж. Чапменом, опубликована в 1598); строку из неё цитирует У. Шекспир в написанной в 1599 г. комедии «Как вам это понравится» (III, 3).
С творчеством К. Марло связано начало ренессансного этапа в развитии жанра трагедии в английской литературе. Хаотичности «кровавой трагедии» (Т. Кид, Т. Мидлтон), в духе Сенеки, представлявшей собой нагромождение убийств, Марло противопоставил чёткую композицию, строящуюся вокруг фигуры главного героя – волевой, свободной в своих помыслах и начинаниях личности. Марло преобразовал драматический белый стих: устранив традиционную цезуру, он сделал 5-стопный ямб гибким средством выражения поэтической мысли. Трагедии Марло подготовили драму Шекспира: шекспировские образы Шейлока, Ричарда II, Ричарда III перекликаются с персонажами трагедий Марло; ему также приписывалось соавторство в ранних пьесах Шекспира («Генрих VI», «Тит Андроник»).