Овидий
Ови́дий, Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (20.3.43 до н. э., Сульмон, ныне Сульмона, Италия – 17 или начало 18 н. э., Томы, ныне Констанца, Румыния), римский поэт.
Биографические сведения об Овидии, в том числе точная дата рождения, в основном почерпнуты из его стихотворения в сборнике «Скорбные элегии» («Tristia». IV. 10). Родился в аристократической семье; получил риторское образование в Риме. Первое публичное поэтическое выступление Овидия (25 до н. э.) принесло ему известность. Пользовался покровительством Марка Валерия Мессалы Корвина; среди друзей Овидия – поэты Секст Проперций, Эмилий Макр, Басс и Понтик. В 8 г. н. э. отправлен императором Октавианом Августом в ссылку в г. Томы, откуда вплоть до самой смерти неоднократно и безуспешно посылал прошения о возвращении. Формальным поводом для ссылки послужила поэма Овидия «Наука любви» («Ars amatoria», 2 н. э.), истинная причина доподлинно неизвестна.
Первый поэтический сборник «Любовные элегии» («Amores», в 5 книгах, опубликован около 15 до н. э.; сохранилась 2-я редакция из 3 книг, 8–3 до н. э.) – лишённое автобиографической достоверности описание взаимоотношений с красавицей Коринной – развивает традиции Тибулла и Секста Проперция. В тот же период или чуть позднее написаны и опубликованы «Героиды» («Heroides») – собрание писем от лица мифологических героинь (Пенелопы, Дидоны, Федры, Ариадны, Медеи и др.) к покинувшим их возлюбленным – образец искусного применения правил риторики. Позднее к 15 письмам были присоединены 3 парных послания – письмо мифологического героя к своей возлюбленной и её ответ (Парис и Елена, Леандр и Геро, Аконтий и Кидиппа). Ко 2 г. н. э. Овидий написал и опубликовал стихотворное переложение собрания косметических рецептов – дидактическую поэму «Средства для лица» («Medicamina faciei»; сохранился небольшой фрагмент), а также пародийную дидактическую поэму «Наука любви» (в 3 книгах): первые 2 книги содержат рекомендации мужчинам, где и каким образом можно познакомиться с красавицами и как завоевать их расположение; из 3-й книги женщины узнают, как привлекать и обманывать мужчин. Одновременно написал поэму «Лекарство от любви» («Remedia amoris») – советы, как избавиться от несчастной любви. Во 2–8 гг. н. э. Овидий создал 2 крупные поэмы в духе «учёной» александрийской поэзии.
Поэма «Метаморфозы» («Metamorphoses», в 15 книгах) – наиболее значительное сочинение Овидия – написана гекзаметром (в отличие от других поэм Овидия, в которых использован элегический дистих) и объединяет около 250 греческих и римских мифологических и фольклорных сюжетов (в том числе малоизвестных) о превращениях людей в животных, растения, созвездия, камни: от Сотворения мира, как первого превращения хаоса в космос, до смерти Гая Юлия Цезаря, его обожествления и превращения в звезду. Поэма «Фасты» («Fasti»; написано 6 книг из 12) представляет собой обработку римского календаря (по месяцам и дням) и содержит сведения об исторических событиях, происхождении праздников, культов, обрядов.
В ссылке созданы 2 поэтических сборника – «Скорбные элегии» (9–12 н. э., в 5 книгах) и «Письма с Понта» («Epistulae ex Ponto», 13–16 н. э., в 4 книгах), проникнутые чувством тоски, содержащие жалобы на суровый жребий, просьбы о помиловании, воспоминания; инвектива «Ибис» («Ibis»), а также дидактическая поэма «Наука рыболовства» («Helieutica»; сохранилась небольшая часть с описанием черноморских рыб). Трагедия «Медея» («Medea») на мифологический сюжет, написанная Овидием ещё до ссылки, не сохранилась.
Характерное для эллинистической поэзии стремление к снижению субъективности и личной эмоциональной вовлечённости у Овидия в любовных элегиях ещё более усилено; поэт играл традиционными жанровыми условностями, изобретал новые мотивы; его тексты отличает бо́льшая по сравнению с жанровой традицией откровенность и эротичность. Особняком стоят элегии, написанные в изгнании: в них в поэзию Овидия входят реальные личные переживания поэта. Стилю Овидия присуща изысканность метрики; риторское образование нередко даёт о себе знать в построении фраз, умелых переходах от одной темы к другой, неожиданных сюжетных поворотах.
Овидий – один из наиболее читаемых римских авторов на протяжении истории. В период поздней Античности ему подражали Марк Анней Лукан и Публий Папиний Стаций; в Средние века на его любовную лирику ориентировались трубадуры, миннезингеры и ваганты. Интерес к поэзии Овидия резко возрос с конца 11 в., в период «Овидианского возрождения». С 14 в. создавались «морализованные» версии текстов Овидия на латинском и национальных языках: мифологические сюжеты в них трактовались на основе христианской аллегории. Овидий оказал существенное влияние на Франческо Петрарку и Дж. Боккаччо; из поэмы «Метаморфозы» черпали сюжеты У. Шекспир, Л. де Гонгора-и-Арготе, Дж. Мильтон, И. В. Гёте и др. Мотивы сочинений Овидия, в особенности «Метаморфоз», широко использовали художники (С. Боттичелли, Тициан, Г. Рени, П. П. Рубенс, Рембрандт, П. Пикассо, С. Дали и др.), скульпторы (Дж. Л. Бернини и др.), композиторы (В. А. Моцарт, К. В. Глюк, P. Штраус, Б. Бриттен, М. О. Штейнберг), кинорежиссёры (Жан Кокто и др.). К образу ссыльного поэта неоднократно обращался А. С. Пушкин (стихотворения «В стране, где Юлией венчанный...», «К Овидию»; поэма «Цыганы»); О. Э. Мандельштам озаглавил один из своих поэтических сборников «Tristia»; творчество Овидия было близко И. А. Бродскому (стихотворение «Ex Ponto. Последнее письмо Овидия в Рим»).
Сочинения Овидия дошли до нашего времени в рукописях 9–12 вв. Первое печатное издание («Opera omnia») вышло в Болонье (1471) и отличалось исключительно высоким уровнем полиграфического исполнения; первое полное собрание сочинений на русском языке издано в 1874 г. В 20 в. стихотворения Овидия на русский язык переводили М. Л. Гаспаров, Ф. А. Петровский, С. А. Ошеров, С. В. Шервинский и др.