«Видение о Петре Пахаре»
«Виде́ние о Петре́ Па́харе» («Vision of Piers the Ploughman»), английская средневековая аллегорическая поэма, написанная аллитерационным стихом около 1360–1386 гг. Её автором считается У. Ленгленд.
Произведение состоит из 8-ми видений. В прологе к ним рассказчик Уилл засыпает и видит башню Истины на холме и темницу в низине, между которыми находится огромное поле, полное людей разных сословий и занятий. Уилл встречает Святую Церковь, сообщающую ему, что недостаточно только исповедовать христианскую веру – надлежит также подтверждать её своим поведением. Рассказчик видит леди Мзду, которую собираются выдать замуж за Ложь; её везут к королевскому двору, где король предлагает ей выйти за рыцаря Совесть, однако тот с негодованием отказывается.
Во 2-м видении Разум обращается к людям с проповедью, и те решают покаяться и отправиться в паломничество к святой Истине, однако сбиваются с пути. Пётр Пахарь соглашается проводить их, если они помогут ему вспахать поле.
В 3-м видении Уилл отправляется на поиски существа по имени Поступай хорошо (Do Well) и по пути встречает разных аллегорических персонажей: Разум, Воображение, Человеческую Природу, Учёность, Священство и т. д.
В 4-м видении Уилл отправляется странствовать вместе с Совестью и Терпением, которые объясняют ему суть покаяния и преимущества бедности. Рассказчик видит древо Любви (или Милосердия), за которым ухаживает Пётр Пахарь; участвует в сцене грехопадения; перед ним проходит жизнь Христа (5-е видение). Герой узнаёт, как соединяются между собой человеческая и божественная история, и видит вхождение Христа (он же добрый самарянин и Пётр Пахарь) в Иерусалим. Уиллу рассказывают про Сошествие Святого Духа и о том, что есть благодать. Христиане под руководством Совести и основных добродетелей начинают возводить амбар – «единую церковь», – чтобы свозить урожай с поля Петра Пахаря, однако на постройку нападает Гордыня (видения 6–7). В последнем видении Уиллу снится Антихрист; Старость, Смерть и Чума сходят на землю, чтобы устрашить людей. Совесть отправляется в путь, чтобы отыскать Петра Пахаря и призвать его на помощь. На этом рассказчик просыпается, и поэма заканчивается.
Британский филолог и лексикограф У. У. Скит (Walter William Skeat, 1835–1912), издавший в 1887 г. прокомментированное «Видение о Петре Пахаре», утверждал, что существует не менее 10-ти вариантов текста поэмы, среди которых авторитетны только три – т. н. версии А (написана около 1367–1370), В (более длинная и заметно переработанная; около 1377–1379) и С (редакция текста В; 1380-е гг.). Вопрос о том, можно ли считать произведение завершённым, остаётся открытым.
Некоторые издатели и учёные 16–17 вв. считали «Видение о Петре Пахаре» анонимным и приписывали его автору ряд сочинений сходной тематики. Среди авторов указывались Дж. Уиклиф, Дж. Чосер и сам Пётр Пахарь. В настоящее время принадлежность поэмы У. Ленгленду считается установленным фактом.
Поэма написана на среднеанглийском языке с многочисленными латинскими вставками, которые, как правило, сразу переводятся или пересказываются на народном языке: цитаты из Библии, произведений ранних отцов Церкви, средневековых комментаторов и проповедников, классических учебников грамматики, представлявших типичный круг чтения средневекового книжника. «Видение», предположительно, было ориентировано не только на латински образованных книжников (клириков), но и на грамотных мирян, которых в 14 в. становилось всё больше (в том числе благодаря открытию городских школ при торговых и ремесленных гильдиях). Люди начали проявлять интерес к Священному Писанию и его толкованиям, выражали желание слушать проповеди на родном языке и иметь руководство для благочестивой жизни вне монастыря. С общим смыслом поэмы могли быть знакомы и представители низов: участники восстания Уота Тайлера 1381 г. использовали имена персонажей «Видения» в качестве псевдонимов (например, Will Long Will).
Дж. Болл, один из предводителей крестьянского восстания 1381 г., упоминал в своих воззваниях героев поэмы, в частности Петра Пахаря. Образ благочестивого труженика, противопоставленного гордым богачам, существовал в литературной, богословской и фольклорной традиции до Ленгленда. Поэтому Болл, как и английский поэт, мог обратиться к общему культурному источнику, либо заимствовать образы непосредственно из «Видения», чтобы использовать их для радикальной социальной критики, даже если между ним и Ленглендом не было идейного согласия.
«Видение о Петре Пахаре» – богатый источник сведений по насущным богословским проблемам 14 в., в том числе – как именно надлежит проявлять милосердие и любовь к ближнему (ср. «возлюби Господа Бога твоего... и ближнего твоего как самого себя», Лк 10:27). Во времена неурожаев и эпидемий, когда количество нищих и бродяг возрастало многократно, этот вопрос становился особенно актуальным. Среди основных тем поэмы – деятельная любовь и милосердие, а одной из ключевых сцен оказывается крестный путь Христа, пожертвовавшего Собой из любви к Своим людям. Богачи, устраивающие роскошные пиры и не обращающие внимания на голодных бедняков; нечестные торговцы; рыцари, занятые увеселениями; священники, больше думающие о доходах, чем о пастве; работники, пренебрегающие честным трудом, – все они, по словам поэта, расточают, вместо того чтобы приобретать, и увеличивают количество горя и зла в мире. Гордыня и сребролюбие – основные преграды на пути к Богу, и Совести – одному из главных героев поэмы – не удаётся до конца их преодолеть.
Персонажи «Видения» размышляют и над другими вопросами: в чём проявляется истинная вера; можно ли жить полноценной жизнью, не греша; что лучше – праведно добытое богатство или терпеливая бедность; приближает ли образование к истинному познанию Бога; в чём состоит долг священнослужителей; что делает всех людей братьями и т. д. Помимо богословско-нравственной проблематики в поэме представлена бытовая жизнь англичан 14 в.: пышная процессия, направляющаяся к королевскому дворцу; пир при дворе знатного рыцаря; богословский диспут; полевые работы; сцена в трактире. Аллегорический и реальный пласты в произведении постоянно переплетаются: волы, на которых Пётр вспахивает поле, оказываются четырьмя евангелистами, подпорки под яблоней в саду – основными добродетелями, блюда, которые подают на пиру – выдержками из покаянных молитв, замок – человеческой душой и пр. Однако материальная жизнь в поэме не выглядит низменной: материя, как и всё остальное, создана Богом и освящена Его пребыванием. Низменность – не в быту, даже в предельно убогом, а в тех способах, которыми человек отрицает в себе образ Божий, отгораживаясь от Истины.
Поэма Ленгленда породила своеобразную традицию т. н. писаний пахаря – анонимных поэтических или прозаических произведений, отличающихся не столько богословской, сколько отчётливой социальной проблематикой. Тексты, основные мотивы которых – жалоба и сатира, зачастую резко порицают людей, облечённых властью, либо просят их милосерднее относиться к низшим. Зависимость «писаний пахаря» от поэмы Ленгленда выражается в выборе ключевых понятий, образов и сюжетных линий: в них представлен крестьянин, воплощающий подлинные христианские добродетели, в противоположность развращённым богачам. В стихотворении «Господи, благослови плуг» («God Spede the Plough») официальные лица – сборщик десятины, помощник шерифа, королевские констебли – требуют у пахарей свою долю урожая, в то время как те продолжают трудиться на благо всех сословий, не впадая в уныние. «Благословенно будь Христово солнце» («I-blessyd Be Cristes Sonde») прославляет труд земледельцев и просит Бога даровать им изобилие. «Песня пахаря» («Song of the Husbandman») полна горьких сетований на тех, кто грабит честных тружеников и ходит в дорогих нарядах, в то время как бедняки носят лохмотья и голодают.
В 16 в. писатели упоминали Петра Пахаря как выразителя антикатолических идей и предвестника разгрома монастырей в эпоху Генриха VIII. Роберт Кроули (около 1517 – 1588), издатель Ленгленда и противник католицизма, в предисловии к одному из изданий поэмы (1550) отнёс её к эпохе правления Эдуарда III, когда многие были вынуждены «подавать голос и вопиять против дел тьмы, как делал Дж. Уиклиф» (Цит. по: The Oxford English literary history. 2. Oxford, 2002. P. 332). Издания Кроули и заданный им тон имели влияние и на читателей последующих эпох: поэма воспринималась в пророческом и сатирическом ключе как правдивое, имеющее историческую ценность изображение Англии до Реформации. В конце 19 в. начался новый этап издания и изучения «Видения о Петре Пахаре», позволивший увидеть аллегорическую поэму Ленгленда во всей её сложности и многоплановости.