Маринетти Филиппо Томмазо
Марине́тти Фили́ппо Томма́зо (Filippo Tommaso Marinetti) (22.12.1876, Александрия, Египет – 2.12.1944, Белладжо; похоронен на Монументальном кладбище в Милане), итальянский писатель, основоположник футуризма, член Итальянской академии (1929).
Писал на итальянском и французском языках. Сын адвоката. Получил степень бакалавра в Сорбонне (1894); окончил Генуэзский университет (1899). Первые сочинения Маринетти выдержаны в русле символизма: поэтический цикл «Покорение звёзд» («La conquête des étoiles», 1902), трагифарс «Король Кутёж» («Le roi Bombance», 1905), сборник верлибров «Моноплан Папы» («Le monoplan du Pape», 1912). В 1905–1909 гг. возглавлял миланский журнал Poesia; в 1910 г. учредил одноимённое издательство, печатавшее сочинения символистов и футуристов.
Значительную часть наследия Маринетти составляют манифесты футуризма. Первый из них – «Манифест футуризма» («Le manifeste du futurisme»), опубликованный 20 февраля 1909 г. в парижской газете Le Figaro, считается программным документом европейского авангардизма. В манифестах, написанных Маринетти или при его участии и охватывающих не только все виды искусства, но и быт, воспеты сила и скорость, воплощённые в прямом агрессивном действии (кровопролитной схватке, анархическом бунте толпы, эпатажных публичных манифестациях и «интервенционистских» декларациях соратников-футуристов), в утопических проектах пересоздания человеческой природы ради сотворения «механического человека», а также в технических новинках начавшегося века (автомобиль, аэроплан, новейшие виды оружия, электрический свет и т. п.): «Убьём лунный свет!» («Tuons le clair de lune!», 1909), «Технический манифест футуристической литературы» («Manifesto tecnico della letteratura futurista», 1912), «Синтетический футуристический театр» («Teatro futurista sintetico», 1916), «Футуристическая кухня» («La cucina futurista», 1932), «Манифест аэроживописи» («Manifesto dell’aeropittura», 1932) и многие др.
Агрессивный эпатаж по сути провокационных речей Маринетти на футуристических вечерах в различных городах Италии и Европы [объединены в сборники «Футуризм» («Le futurisme», 1911) и «Война как единственная гигиена мира» («Guerra sola igiene del mondo», 1915)], а также статей и манифестов, вошедших в книги «Футуристическая демократия: политический динамизм» («Democrazia futurista: dinamismo politico», 1919) и «По ту сторону коммунизма» («Al di lá del communismo», 1920), в скором времени оттолкнули от футуризма многих соратников Маринетти как в Италии, так и в России. Во время визитов в Москву и Санкт-Петербург в 1913 и 1914 гг. Маринетти встретил холодный приём со стороны русских футуристов. Как военный корреспондент и интендант Маринетти участвовал в итало-турецкой войне 1911–1912 гг. и итало-ливийской кампании 1913 г.; в 1914 г. пошёл добровольцем на фронт. Политические амбиции побудили Маринетти учредить близкую к анархизму Футуристическую политическую партию (1918); в 1918–1919 гг. сблизился с Б. Муссолини (их знакомство состоялось в 1915) и принимал участие в создании профашистских футуристических ячеек. В 1920 г. Ф. Т. Маринетти вышел из блока с фашистами, но в 1925 г. подписал подготовленный Б. Муссолини и Дж. Джентиле «Манифест фашистских интеллектуалов» («Manifesto degli intellettuali fascisti»). Летом 1942 г. отправился добровольцем на русский фронт; по состоянию здоровья вскоре был комиссован.
Литературу Маринетти рассматривал как форму прямой и быстрой духовной перековки широкой аудитории (в первую очередь молодёжной). В первом романе Ф. Т. Маринетти «Мафарка-футурист» («Mafarka le futuriste», 1910, русский перевод 1916) заметно влияние Ф. Ницше. Военную тему Маринетти развивает в поэтическом сборнике «Битва у Триполи» («La bataille de Tripoli», 1911, русский перевод 1915) и в футуристическом романе «8 душ в одном снаряде» («8 anime in una bomba», 1919). В посвящённом сражению турок и болгар при Адрианополе (1913) поэтическом сборнике «Занг Тумб Тууум» («Zang Tumb Tuuum», 1914) Маринетти экспериментировал с «освобождёнными словами» и «цепями аналогий» (упразднение традиционного синтаксиса и пунктуации, симультанная передача авторских ощущений, звукопись, комбинация различных шрифтов и т. д.). В позднем автобиографическом творчестве Маринетти футуристические приёмы взаимодействуют с традиционным письмом: роман-аллегория «Непокорённые» («Gli indomabili», 1922), эссе «Очарование Египта» («Il fascino dell’Egitto», 1933), ритмизированная проза «Аэропоэма о заливе Специя» («Aeropoema del Golfo della Spezia», 1935) и др.
Ф. Т. Маринетти пробовал себя как художник (выполненный в технике коллажа «Автопортрет», 1914; графические портреты К. Карра и И. Ф. Стравинского; иллюстрации к собственным сочинениям).