Пинтер Гарольд
Пи́нтер Га́рольд (Харолд Пинтер, Harold Pinter) (10.10.1930, Лондон – 24.12.2008, там же), английский писатель, сценарист, режиссёр, актёр, общественный деятель.
Родился в еврейской семье, сын портного. В 1948 г. поступил в Королевскую академию драматического искусства, откуда был отчислен за политическую неблагонадёжность. В 1950–1951 гг. учился в Центральной школе речи и драмы Лондонского университета. С 1950 по 1959 гг. – профессиональный актёр провинциальных театров.
Дебютировал как поэт (1950). Пьесы «Комната» (The room, 1957), «День рождения» (The birthday party, 1958, русский перевод 2006), «Сторож» (The caretaker, 1960, экранизация по сценарию Пинтера, 1963, режиссёр К. Доннер; русский перевод 1968), в которых элементы театра абсурда и экзистенциалистской драмы причудливо сочетались с художественными открытиями британских драматургов «новой волны» (Дж. Осборн и др.), принесли Пинтеру славу одного из ведущих английских драматургов нового поколения. Немотивированное насилие, на которое были способны его герои, воспринималось как форма антибуржуазного протеста. Лучшие пьесы 1960–1980-х гг. отмечены углублённым психологизмом, неожиданными поворотами сюжета, разговорной лексикой, широким использованием в диалогах пауз и недоговорённостей, порождающих эффект некой скрытой тайны, а также оригинальной интерпретацией сценического пространства: «Возвращение домой» (The homecoming, 1965, русский перевод 2006), «Былые времена» (Old time, 1971, русский перевод 1971), «Предательство» (Betrayal, 1978, русский перевод 1988), «Горский язык» (Mountain language, 1988, русский перевод 2006) и др. Выставляя в комическом свете условности и мораль буржуазного мира, Пинтер даёт остроироническую интерпретацию современности с её человеческой разобщённостью и взаимным непониманием.
С 1970-х гг. принимал активное участие в движении за права человека: выступал против политики Турции в отношении курдов, действий США в Никарагуа, Афганистане и Ираке и др. Гротескное изображение реалий политической жизни и социальная острота присущи пьесам 1990-х – начала 2000-х гг.: «Новый мировой порядок» (The new world order, 1991), «Прах к праху» (Ashes to аshes, 1996), «Воспоминания о прошлом» (Remembrance of Things Past, 2000) и др. Политическая тематика определила характер поэтического сборника «Война» (War, 2003).
Автор киносценариев: трилогия режиссёра Дж. Лоузи «Слуга» (1963), «Несчастный случай» (1967), «Посредник» (1970); «Последний магнат» (1976, по роману Ф. С. Фицджеральда; режиссёр Э. Казан), «Женщина французского лейтенанта» (1981, по роману Дж. Фаулза; режиссёр К. Райш), «История служанки» (1990, по роману М. Этвуд; режиссёр Ф. Шлёндорф), «Процесс» (1996, по роману Ф. Кафки; режиссёр Д. Джонс) и др.; снимался в кино. Среди других произведений: рассказы, радиопьесы; политическая публицистика.
Нобелевская премия по литературе (2005). Награждён орденом Британской империи (1966), орденом Почётного легиона (2007).