Робин Гуд
Ро́бин Гуд (Robin Hood), персонаж английских средневековых баллад, благородный разбойник, защитник бедных и обиженных; один из вечных образов мировой литературы.
Возможные исторические прототипы
Образ благородного разбойника Робин Гуда возник в 13 в. или в 1-й половине 14 в. Имя Робин – уменьшительная форма имени Роберт, одного из наиболее распространённых в средневековой Англии. Прозвище (или фамилия) Гуд, также широко встречающееся в источниках (Hod, Hodde, Hoode, Houd и др.), происходит от среднеанглийского слова hod – капюшон (современное – hood). Во 2-й половине 13 в. прозвищем Робин Гуд (также Robehod, Robynhod и др.) могли называть любого преступника, объявленного вне закона.
Возникновение прозвища, предположительно, связано с Робертом из Уэзерби, разбойником, который был пойман и казнён в Йоркшире в 1225 г. (возможно, то же лицо, что и некий Роберт Год, объявленный вне закона за невыплаченный долг и упоминаемый в документах как Robert Hod и Hobbehod) (Crook. 2020). Возможными прототипами Робин Гуда в разное время также называли: предводителей английского сопротивления королю Вильгельму I Завоевателю Хереварда Зоркого и Эадрика Лесного; участника мятежей против короля Иоанна Безземельного рыцаря Фулька Фицварина (ум. 1258); участника восстаний против короля Генриха III разбойника Роджера Годберда (ум. 1276).
Шотландские хронисты 1-й половины 15 в. Эндрю Уинтонский и Уолтер Бауэр считали Робин Гуда реальным лицом и связывали его деятельность с Барнсдейлским лесом на юге Йоркшира: Эндрю Уинтонский упомянул о нём в связи с восстаниями в Уэльсе 1283–1285 гг.; У. Бауэр изобразил его сторонником графа Симона V де Монфора, который лишился своих земель за участие в мятеже против Генриха III. Оба хрониста отмечали популярность произведений, посвящённых Робин Гуду и его товарищам.
Робин Гуд в литературе
В английской литературе
Первое упоминание народных песен о Робин Гуде содержится в поэме У. Ленгленда «Видение о Петре Пахаре» («Vision of Piers the Ploughman», около 1370 – 1386). Известно и четверостишие на нортумбрийском (северном) диалекте, посвящённое Робин Гуду (1-я четверть 15 в.):
Robyn hod in scherewod stod,
hodud and hathud and hosut and schod
Four and thuynti arowus
he bar in hits hondus.
[Буквально: Стоял Робин Гуд в Шервуде, в капюшоне, шляпе, чулках и башмаках, и в руках он держал двадцать четыре стрелы.]
В более или менее полном виде ранние баллады о Робин Гуде, написанные на среднеанглийском языке, дошли до нас в рукописях середины 15 в., хотя, вероятно, были сочинены и бытовали раньше. Самыми ранними из них, исходя из языка и стиля, считаются «Робин Гуд и монах» («Robin Hood and the Monk»), «Робин Гуд и горшечник» («Robin Hood and the Potter»), «Робин Гуд и Гай Гисборн» («Robin Hood and Guy of Gisborne») и «Смерть Робин Гуда» («Robin Hood’s Death»). В них Робин Гуд – йомен по происхождению, разбойник, объявленный вне закона и живущий в лесу. Он отличается благочестием (особенно чтит Богоматерь), верен королю, не выносит лжи, враждует с шерифом и епископом, меряется силами с теми, кто проезжает через лес, и помогает друзьям, попавшим в беду. Действует Робин Гуд в Барнсдейлском или, реже, Шервудском лесу (графство Ноттингемшир). «Зелёный лес» – место, где царят справедливость, свобода, а ход жизни подчинён естественному порядку природы. Из ранних баллад известны имена ближайших сподвижников Робин Гуда: Маленький Джо, Виль Скейтлок и Мач, сын мельника. «Малая жеста о Робин Гуде» («A Lyttell Geste of Robyn Hode», известна по двум печатным версиям: одна вышла в Антверпене между 1510 и 1515, другая – в Лондоне между 1492 и 1534) представляет собой пространное произведение с аллюзиями на рыцарские романы, в котором Робин Гуд изображён современником короля Эдуарда (возможно, Эдуарда III). Сохранились также небольшой фрагмент пьесы (условное название «Робин Гуд и шериф Ноттингемский», «Robyn Hod and the Shryff off Notyngham»), записанный около 1475 г., и два драматических отрывка «Робин Гуд и монах, а также Робин Гуд и горшечник» («Robin Hood and the Friar and Robin Hood and the Potter»), приложенные к изданию «Малой жесты» около 1560 г.
С 16 в. Робин Гуда представляли современником Ричарда I Львиное Сердце и Иоанна Безземельного [впервые – в сочинении шотландского историка Джона Мейджора (1467–1550) «Historia Majoris Britanniae», 1521]. С 15–16 вв. с его именем связывали народные празднества (в том числе с состязаниями в стрельбе из лука), проводившиеся в начале мая. Моралисты, авторы назидательных трактатов и стихотворений 15–16 вв., осуждали истории и песни о Робин Гуде; их беспокоило, что простые люди восхваляют разбойника и даже устраивают празднества в его честь. Пуритане в конце 16 – начале 17 вв. безуспешно пытались запретить праздники и представления, посвящённые Робин Гуду.
В эпоху Реформации, с отделением Англии от Римской церкви, стала особенно актуальной тема вражды Робин Гуда со священнослужителями. Если в ранних балладах герой грабил алчных аббатов, монахов и епископов, но при этом оставался благочестивым католиком, то в балладах 16–17 вв. антиклерикализм становится одной из ведущих тем.
С распространением книгопечатания и активным развитием «низовой» литературы (с 16 в.) баллады о Робин Гуде издавались в виде общедоступных «листков» (единичных текстов) и «венков» (собраний, хронологически излагающих биографию героя). Кроме того, разыгрывались незатейливые драматические сценки с участием Робин Гуда и его «весёлых молодцов», представляющие собой диалоги, перемежаемые поединками и танцами. Эти народные пьесы пользовались огромной популярностью: даже богатые горожане и представители городской администрации запасались реквизитом и шили из зелёного сукна сценические костюмы.
Оставаясь маргинальным сюжетом в «высокой» литературе, приключения Робин Гуда играли заметную роль в придворных развлечениях, что было связано с формированием концепции «весёлой Англии» («старой доброй Англии», old merry England), которая в 16–17 вв. вошла в блок идеологических понятий, формирующих устойчивый образ Англии. Робин-гудовскую тему в аристократический обиход ввёл, в частности, Генрих VIII, при дворе которого неоднократно разыгрывались костюмированные представления с участием персонажей баллад. Легендарный стрелок и его соратники привнесли в Англию эпохи пост-Реформации необходимое для национальной самоидентификации культурное наследие, которое не ассоциировалось с культами местночтимых святых и церковными праздниками. Робин-гудовские сюжеты стали наполняться элегической тоской по «былым временам», золотому веку Англии (неоконченная пастораль Б. Джонсона «Печальный пастух», «The Sad Shepherd», около 1637). Весёлый лес, где безбедно живут изгнанники, противопоставляется обществу, полному запретов и ханжества. Как символ «старой доброй Англии» Робин Гуд упоминается и у У. Шекспира (комедия «Как вам это понравится», «As You Like It», опубликована в 1623).
В 16–18 вв., очевидно в связи с коммерческим успехом историй о Робин Гуде и желанием заполнить лакуны в его жизнеописании, возникли новые баллады, повествующие о рождении героя, причинах его ухода в лес, знакомстве с будущими сподвижниками (Маленьким Джоном, Вилем Скарлетом, менестрелем Аланом-э-Дейлом), лесных стычках с новыми противниками (коробейниками, лесничими, мясником, скорняком, нищим и т. д.). В 17 в. в балладах появилась романтическая линия: сложился образ возлюбленной Робин Гуда, девы Мэриан – персонажа, ранее фигурировавшего в народных майских празднествах.
Известно 7 посвящённых Робин Гуду авторских пьес, написанных между 1588 и 1601 гг. (сохранились 5). В двух из них – «Падение Роберта, графа Хантингтона» («The Downfall of Robert Earl of Huntington») и «Смерть Роберта, графа Хантингтона» («The Death of Robert, Earl of Huntington») английского драматурга Энтони Мандея (около 1560 – 1633) Робин Гуд впервые изображён знатным бароном, несправедливо лишённым титула и имения. Образ дворянина, ушедшего в изгнание из-за политических разногласий или несправедливой обиды, вплоть до 20 в. оказывал влияние на формирование легенды о Робин Гуде.
Черты «благородного разбойника», раздающего награбленные деньги беднякам, впервые появились в «Правдивой истории Робин Гуда» («A True Tale of Robin Hood», 1632) английского писателя Мартина Паркера (около 1600 – около 1656) и в поэме «Поли-Альбион» («Poly-Olbion», 1622) английского поэта Майкла Дрейтона (1563–1631). Хотя ни в одной из ранних баллад не шло речи о том, что Робин Гуд грабил богатых, чтобы оделять бедных, эта деталь стала неотъемлемой частью легенды о знаменитом стрелке. Кроме того, в 17 в. Робин Гуд начал превращаться в борца с политической системой. После 1660 г., когда сын О. Кромвеля подал в отставку и королём был провозглашён Карл II Стюарт, возникло множество новых произведений, посвящённых Робин Гуду. В некоторых из них похождения главного героя недвусмысленно сопоставлялись с бунтами и мятежами минувших десятилетий. На первый план вышли новые актуальные темы: Средневековье как золотой век патриархальной Англии, гармоничное единство народа и власти, верность королю.
В 17–18 вв. писатели использовали образ Робин Гуда, чтобы донести до широкой аудитории злободневные политические идеи: в популярной сатирической балладе «Робин Гуд и герцог Ланкастерский» («Robin Hood and the Duke of Lancaster», 1727) под именем Робин Гуда в карикатурном виде изображён Р. Уолпол. В политической атмосфере 18 в. Робин Гуд стал находкой для памфлетистов. Эзоповым языком баллады, повествующей якобы о событиях 13 в., критически настроенные к правительству литераторы наводили читателей на мысль, что современные политики ничуть не лучше жестоких средневековых лордов.
В 1795 г. антиквар и историк Джозеф Ритсон (1752–1803) опубликовал сборник «Робин Гуд: собрание всех старинных стихов, песен и баллад, ныне существующих и имеющих отношение к этому знаменитому изгнаннику» («Robin Hood: A Collection of All the Ancient Poems, Songs, and Ballads, now Extant, Relative to that Celebrated English Outlaw»), имевший огромный успех. Сборник сопровождался биографией Робин Гуда и пространным комментарием. Ритсон, разделявший идеи французских якобинцев, изобразил лесного изгнанника борцом за свободу против королевской тирании, отразив антимонархический и антиклерикальный пафос эпохи Просвещения. Книга регулярно переиздавалась, и после смерти Ритсона редакторы продолжали пополнять её новыми текстами о Робин Гуде.
В 19 в. оригинальное балладное творчество в Англии практически прекратилось (хотя в сельской местности баллады продолжали исполняться). «Венки» и «листки» издавались, пока не сменились серийными приключенческими романами, в том числе повествовавшими о похождениях знаменитых разбойников. Но если в популярной, «низовой» литературе история Робин Гуда справлялась с развлекательными задачами, то в области «высокой» литературы её старались избегать по политическим соображениям: вражда знаменитого лучника с шерифом и королевскими чиновниками отсылала к движению чартистов и борьбе за независимость в колониях. Кроме того, в викторианскую эпоху было сложно изобразить в положительном ключе нарушителя порядка и посягателя на священную частную собственность.
Тоска викторианских писателей по традиционным устоям и деревенскому укладу старинной земельной знати, практически уничтоженным в индустриальную эпоху, сделала Робин Гуда, обитателя зелёного леса, идеальной темой для творчества поэтов-романтиков. В 1818 г. английский поэт Джон Гамильтон Рейнольдс (1794–1852) написал два сонета, адресованных своему другу, романтику Дж. Китсу. В сонетах Рейнольдса герои легенды оживают – Робин Гуд «с верным луком из крепкого тиса» и «нежная дева» Мэриан. Ответом Китса стало знаменитое стихотворение «Робин Гуд. Другу» («Robin Hood. To a Friend», написано в 1818, опубликовано в 1820). В контексте романтизма Средние века представали таинственным самобытным миром, полным ярких красок и сильных чувств. Основными интонациями романтиков и неоромантиков (вплоть до А. Теннисона) в описании Средневековья стали идиллия и элегия, полная сожалений о гармоничной эпохе, когда люди соприкасались с душой природы и не были принуждены трудиться на фабриках за грошовое жалованье. Средневековый лесной мир Робин Гуда, в противоположность нездоровым, дымным городам викторианской Англии, воплощал естественную свободу и независимость.
В 19 в. фигуру Робин Гуда связывали с идеей противостояния англосаксов захватчикам-норманнам после Нормандского завоевания Англии 1066 г. Роман В. Скотта «Айвенго» («Ivanhoe», 1819) заново открыл историю о лесном изгнаннике, придав вполне достоверный вид исторически спорной концепции нормандско-саксонского конфликта. В. Скотт задал важную для робин-гудовского легендариума тему: залог общественного преуспеяния – не в революционном перевороте, а в гармоническом слиянии; плохи не представители той или иной нации, а та рознь, которую они сеют. Робин Гуд и его люди (особенно брат Тук – «священник из Компенхерста») являются в произведении второстепенными героями. Робин Гуд изображён типичным йоменом «старых добрых времён»: он храбр, благоразумен, верен, обладает чувством собственного достоинства, знает своё место и относится к вышестоящим с уважением, но без подобострастия. В финале романа именно он побуждает короля Ричарда обратить внимание на состояние Англии. Простой человек, преисполненный чувствами справедливости и долга, становится двигателем истории и может служить примером для общества 19 в.
В романе английского писателя Томаса Миллера (1807–1874) «Ройстон Гауэр, или Времена короля Иоанна» («Royston Gower, or, The Days of King John», 1838) Робин Гуд представлен как сторонник радикальных политических реформ, близкий к чартистам. Главная проблема английского общества времён короля Иоанна, в изображении Миллера, заключалась в развращённости и безнаказанности «элиты».
Роман английского писателя Пирса Игана-младшего (1814–1880) «Робин Гуд и Маленький Джон, или Весёлые молодцы из Шервудского леса» («Robin Hood and Little John; or, the Merrie Men of Sherwood Forest», 1840), сначала печатавшийся отдельными выпусками, имел огромный успех, его тираж достиг нескольких сотен тысяч экземпляров. В произведении присутствовали все классические приметы авантюрного романа: ужасные битвы, жестокие убийства, любовные приключения, похищения, сырые темницы, зловещие привидения. У Игана Робин Гуд – граф Хантингтон, незаконно лишённый наследства. Однако, несмотря на происхождение главного героя, его враги – это аристократы (в основном нормандцы). В 1870 г. роман был адаптирован для юных читателей и, по сути, положил начало индустрии книг о Робин Гуде.
С конца 1860-х гг. появился целый ряд «серийных» романов о Робин Гуде, которые постепенно проникли и в подростковые приключенческие журналы. В 1870–1880-х гг. легенда о Робин Гуде прочно вошла в область юношеской литературы, для начала – бульварной, «низовой». Как правило, в журнальных романах Робин Гуд – изгнанник-граф, который противостоит жестоким нормандским баронам, защищает угнетённых бедняков, освобождает из плена друзей и заступается за женщин. Колоритные кровавые сцены, бурные страсти, опасные приключения, страшные злодейства – обязательные приметы «бульварного» Робин Гуда.
Параллельно Робин Гуд становится героем детских книг более высокого уровня. Классикой детской литературы о легендарном стрелке стали «Весёлые приключения знаменитого Робин Гуда в Ноттингемшире» («The Merry Adventures of Robin Hood of Great Renown in Nottinghamshire», 1883) американского писателя Говарда Пайла (1853–1911), во многом построенные на сюжетах известных средневековых баллад. Детские повести английских писателей конца 19 – начала 20 вв. о Робин Гуде нередко преследовали педагогические цели: лесной стрелок в них представал воплощением ценностей закрытой частной школы, через которую проходило много юных англичан из высшего и среднего класса. Лесное братство в изображении детских писателей рубежа веков также нередко напоминало британскую школу с её жёсткой иерархией и самоорганизацией. В «школьных повестях» Робин Гуд безоговорочно верен королю и готов отстаивать честь своей страны; его основные качества – патриотизм, чувство долга, любовь к честным состязаниям, физическая сила и неизменное присутствие духа. Попытки обратиться к легенде о Робин Гуде в респектабельной детской литературе конца 19 – начала 20 вв. отражают расстановку морально-нравственных акцентов и подчёркнутое отделение от «низовой» приключенческой литературы.
В русской литературе
В России интерес к Робин Гуду резко возрос после Октябрьской революции 1917 г.; до тех пор этот персонаж был известен русскоязычному читателю только через посредство В. Скотта. В 1919 г. по инициативе М. Горького вышел сборник «Баллады о Робин Гуде». С рядом баллад отечественного читателя познакомили поэты и классики русской переводческой школы – Н. С. Гумилёв, М. И. Цветаева, С. Я. Маршак, И. М. Ивановский (1932–2016). М. О. Гершензон опубликовал повесть «Робин Гуд» (1940) по мотивам средневековых баллад.
В пересказе легенды для младших школьников, выполненном писательницей И. П. Токмаковой (1929–2018), Робин Гуд, изгнанный из родного дома за верность законному королю, объявляет войну жестокому шерифу и становится грозой богачей. Основная тема «фантазии для театра» «Большая любовь Робин Гуда» (1992) Л. А. Филатова – обретение благородным разбойником своей истинной любви. В 1995 г. вышла повесть «Тысячелетняя ночь» детской писательницы и переводчицы С. Б. Радзиевской (1892–1989). Появляются также и произведения в жанре фэнтези: в романе «Люс-А-Гард» (1995) Д. М. Трускиновской (род. 1951) в Шервудский лес времён Робин Гуда отправляется женщина из условного будущего; в романе «Друг и лейтенант Робин Гуда» (2003) А. Овчинниковой (род. 1972) студент-историк Иван Меньшов, случайно попавший в английское Средневековье, становится легендарным соратником Робин Гуда – Маленьким Джоном. Действует отважный и весёлый Робин Гуд и в романе «Меч и радуга» (1993) Е. В. Хаецкой (род. 1963).
В «Полное собрание баллад о Робин Гуде» (2015, составитель А. Кантор) вошли малоизвестные тексты. В 2018 г. в серии «Литературные памятники» вышел том, посвящённый Робин Гуду (издание подготовила В. С. Сергеева).
В массовой литературе
В 20–21 вв. образ Робин Гуда получил широкое распространение в массовой культуре (литература, кинематограф, телевидение, комиксы, компьютерные игры).
В литературе продолжает активно развиваться авантюрно-приключенческая традиция, создаются пересказы и переложения для детей. Кроме того, Робин Гуд остаётся рупором актуальных социальных и политических идей. В повести английского писателя Джеффри Триза (1909–1998) «Луки против баронов» («Bows Against the Barons», 1934) вооружённая борьба лесных изгнанников с феодалами за права простых людей показана сквозь призму восприятия подростка-сакса. Наряду с традиционными приключениями Робин Гуда, основанными на сюжетах баллад, появляются произведения, посвящённые второстепенным персонажам робин-гудовской легенды, например трилогия американского писателя Стивена Лоухеда (род. 1950) «Король Воронов» («King Raven»): «Робин Гуд» («Hood», 2006, русский перевод 2010), «Скарлет» («Scarlet», 2007), «Тук» («Tuck», 2009). В цикле романов английского писателя-фантаста Энгуса Дональда (род. 1965) «Хроники изгнанника» («The Outlaw Chronicles», 2009–2016) главным героем становится сподвижник Робин Гуда – Алан-э-Дейл. Неизменно популярным остаётся образ Робин Гуда как благородного борца с несправедливостью и угнетением, однако разрабатываются также и истории отрицательных персонажей, в частности ноттингемского шерифа и Гая Гисборна. В романе «Искатель следов» («A Finder of Trails», 2016) сценариста Ника Коллинза изображена дружба юного Робина и шерифа, а действие происходит в Америке. В цикле «Робин Гуд: проклятие демона» («Robin Hood: Demon’s Bane», 2015–2017) американских писателей Дэбби Вигье (род. 1973) и Джеймса Р. Така (род. 1970) герои вынуждены сражаться с тёмными силами, подвластными шерифу. Главной героиней целого ряда книг становится дева Мэриан; в их числе – «Девушка-сокол» («Hawksmaid», 2010, русский перевод 2012) американской писательницы Кэтрин Ласки (род. 1944) в жанре исторического фэнтези, где главным действующим лицом является Мэриан, понимающая язык птиц. Фэнтези в целом становится благодатной почвой для робин-гудовских сюжетов в современной литературе, помогая соединить исторический материал с фантастическими и мистическими элементами, а также ввести в произведение сюжетные линии и типажи, интересные для современного читателя, но невозможные в классическом историческом романе (женщины-воины, маги, персонажи со сверхспособностями и т. д.).
Робин Гуд в массовой культуре и кинематографе
Робин Гуд стал персонажем многочисленных кинофильмов, среди которых наиболее успешными считаются американский чёрно-белый немой фильм «Робин Гуд» («Robin Hood», 1922, режиссёр А. Дуон, продюсер, автор сценария и исполнитель заглавной роли – Д. Фэрбенкс) и цветной фильм «Приключения Робин Гуда» («The Adventures of Robin Hood», 1938, режиссёры М. Кертиц, У. Кили; премия «Оскар» в трёх номинациях, 1939).
В советском фильме «Стрелы Робин Гуда» (1975, режиссёр С. С. Тарасов) роль знаменитого разбойника исполнил Б. А. Хмельницкий. «Звёздным» составом отличается фильм «Робин и Мэриан» («Robin and Marian», 1976, режиссёр Ричард Лестер), в главных ролях – Ш. Коннери и О. Хепбёрн. В 1991 г. вышли два фильма – «Робин Гуд: принц воров» («Robin Hood: Prince of Thieves», режиссёр Кевин Рейнолдс) с К. Костнером и «Робин Гуд» («Robin Hood», режиссёр Джон Ирвин), в котором сыграл ирландский актёр Патрик Бергин. В комедийном фильме «Робин Гуд: мужчины в трико» («Robin Hood: Men in Tights», 1993, режиссёр М. Брукс) главную роль исполнил английский актёр Кэри Элвес. Приключениям лесного разбойника посвящён фильм Р. Скотта («Robin Hood», 2010); в роли Робин Гуда – Р. Кроу, леди Мэриан – К. Бланшетт, принца Джона – О. Айзек. Фильм «Робин Гуд: Начало» («Robin Hood», 2018, режиссёр Отто Батхёрст) с британским актёром Тэроном Эджертоном в главной роли кинокритики и зрители приняли весьма холодно.
Персонажи популярного анимационного фильма «Робин Гуд» («Robin Hood», 1973, режиссёры Вольфганг Райтерман, Дэвид Хэнд) The Walt Disney Company – антропоморфные животные: Робин Гуд и его возлюбленная леди Мэриан – лисы, принц Джон и король Ричард – львы, а шериф Ноттингемский – волк. В отличие от серьёзных персонажей, которых сыграли К. Костнер и Р. Кроу, Робин-лис более харизматичный и хитрый. По мотивам истории Робин Гуда созданы телесериалы «Приключения Робин Гуда» («The Adventures of Robin Hood», 1955–1960), «Робин из Шервуда» («Robin of Sherwood», 1984–1986), «Новые приключения Робин Гуда» («The New Adventures of Robin Hood», 1997–1998), «Робин Гуд» («Robin Hood», 2006–2009) и анимационные телесериалы «Реактивный Робин Гуд» («Rocket Robin Hood», 1966–1969), в котором события и персонажи классического повествования перенесены в будущее, и «Молодой Робин Гуд» («Young Robin Hood», 1991–1992).
Робин Гуд стал частью вселенной комиксов DC Comics, дебютировав в январском номере 1938 г. В 1956–1958 гг. издательство Quality Comics, а впоследствии DC публиковали комиксы «Сказки Робин Гуда» («Robin Hood Tales»). Знаменитый лучник появляется в комиксах «Marvel Comics», «Сharlton Сomics», а также в отдельных графических новеллах.
С выходом видеоигры «Робин из леса» («Robin Of The Wood», 1985) популярность образа Робин Гуда выходит за пределы литературы и кинематографа. Одной из самых популярный игр стала однопользовательская компьютерная игра «Робин Гуд: легенда Шервуда» («Robin Hood: The Legend of Sherwood», 2002), среди управляемых персонажей которой был не только Робин Гуд, но и его команда: Малыш Джон, отец Тук, Уилл Скарлет и леди Мэриан. В 2003 г. вышла игра «Робин Гуд: На страже короны» – ремейк стратегии 1986 г. «Супер Робин Гуд» («Super Robin Hood»). В 2022 г. ожидается выход приключенческой ролевой игры с элементами градостроительства «Робин Гуд – строители Шервуда» («Robin Hood – Sherwood Builders»).
Робин Гуд в музыке
Баллады о Робин Гуде легли в основу многих музыкально-сценических произведений, созданных в Англии, а с конца 19 в. – также в США и других странах. Самое раннее из опубликованных сочинений – балладная опера «Робин Гуд» (издана в 1730; авторы неизвестны), созданная, вероятно, на волне популярности первого образца жанра – «Оперы нищего» (текст Дж. Гея, музыка аранжирована И. К. Пепушем; 1-я постановка в 1728). Опера включает множество комедийных сцен с участием сподвижников Робин Гуда, преимущественно любовной тематики. Судя по надписи на титульном листе издания («Robin Hood. An opera. As it is perform'd at Lee's and Harper's great theatrical booth in Bartholomew-Fair. With the musick prefix'd to each song»), она была поставлена в одном из самых популярных ярмарочных театров того времени на ежегодной Варфоломеевой ярмарке в Лондоне (проводилась с 12 до середины 19 вв.).
В балладной опере «Робин Гуд: новое музыкальное представление» («Robin Hood: A new musical entertainment», текст Мозеса Мендеса, музыка Ч. Бёрни; поставлена в театре «Друри-Лейн» в 1750) Робин Гуд выступает в роли посредника между юными влюблёнными. В комической опере-пастиччо «Робин Гуд, или Шервудский лес» [автор либретто – ирландский юрист и драматург Леонард Макнелли (1752–1820), композитор-аранжировщик – Уильям Шилд (1748–1829); поставлена в театре «Ковент-Гарден» в 1784] на первый план вышли пасторальные мотивы, а также были введены отсутствующие в народных балладах сюжетные линии, в которых образ Робин Гуда заметно облагораживается. Опера имела большую популярность и до конца столетия выдержала более 100 представлений, в том числе в городах США.
Среди ряда английских опер 19 в., сохраняющих преимущественно комическую и пасторальную направленность, выделяется трёхактная романтическая опера «Робин Гуд» Дж. А. Макфаррена на либретто Джона Оксенфорда (премьера в лондонском Театре Её Величества, 1860; впервые записана английской труппой Victorian Opera Northwest в 2010), получившая высокую оценку прессы того времени и считающаяся одной из лучших опер композитора.
Вероятно, первым музыкально-театральным произведением на сюжет о Робин Гуде, написанным за пределами Великобритании, стала романтическая опера немецкого композитора Альберта Дитриха (1829–1908), впервые поставленная во Франкфурте-на-Майне в 1879 г. (возобновлена в Эрфурте в 2011).
Большое значение для развития образа Робин Гуда в массовой культуре имела оперетта (light opera, буквально – лёгкая опера) «Робин Гуд» Реджинальда Де Ковена (1888–1889; либретто Гарри Б. Смита) – наиболее популярное произведение композитора и одна из первых успешных американских оперетт. Впервые поставленная в Чикагском оперном театре в 1890 г. оперной труппой «Бостонцы» (The Bostonians; существовала в 1879–1905, до 1887 под названием Boston Ideal Opera Company), она выдержала более ста представлений. В 1891 г. оперетта прошла в Нью-Йорке и (под названием «Дева Мэриан») в лондонском Театре принца Уэльского. В 1-й половине 20 в. неоднократно ставилась в театрах Бродвея; в 2004 г. поставлена и записана американской оперной труппой Ohio Light Opera.
По музыкальному языку (тематизм, оркестровка) оперетта Де Ковена во многом близка опере «Вильгельм Телль» Дж. Россини, хотя и включает определённые элементы пародии на стиль большой оперы. Элементы её сюжета (в частности, соперничество Робин Гуда и Гая Гисборна за Мэриан, отсутствующее в средневековых балладах и впервые появившееся в оперетте) затем перешли в американский кинематограф: немые фильмы «Робин Гуд» 1912 г. (производство американского подразделения парижской киностудии Eclair) и 1922 г., а также «Приключения Робин Гуда» (1938) и более поздние фильмы. Самый известный номер оперы – песню «О, обещай мне» («Oh Promise Me») из сцены свадьбы Робин Гуда и Мэриан в финальном, 3-м действии – Де Ковен написал в 1887 г. на стихи Клемента Скотта (1841–1904); песня до сих пор звучит на свадебных церемониях в США и Великобритании.
Популярность оперетты Де Ковена, по всей вероятности, способствовала успеху идиллической комедии А. Теннисона «Робин Гуд и дева Марианна» («The foresters, Robin Hood and Maid Marian»), впервые поставленной в Нью-Йорке в 1892 г. с музыкальным сопровождением А. Салливена и затем прошедшей в нескольких городах США (в 1893, уже после смерти Теннисона, пьеса была поставлена в Лондоне, но музыкальные критики в большей степени оценили музыку Салливена).
С возрождением жанра балладной оперы в Великобритании 20 в. связана ранняя опера М. Типпетта «Робин Гуд» (1934). Композитор написал её во время работы в качестве музыкального руководителя программы «Кливлендские рабочие лагеря» (проводилась в 1932–1938), организованной для помощи в освоении других профессий жителям шахтёрских посёлков Северного Йоркшира, где в годы Великой депрессии были закрыты шахты; в программе, включившей в себя большое количество культурных мероприятий, приняли участие многие английские деятели искусства. К сюжету о Робин Гуде Типпетт обратился после того, как в первом сезоне своей работы (1932) поставил адаптированную «Оперу нищего» силами местных жителей и волонтёров. Либретто «Робин Гуда» написал сам композитор вместе с другими организаторами программы: поэтессой и драматургом Рут Пенниман (1893–1983) и журналистом Дэвидом Айерстом (Д. Эрст; 1904–1992); средневековый сюжет в нём был дополнен коммунистическими идеями и высвечивал современные проблемы нищеты и безработицы. Опера была поставлена в посёлке Бусбек в 1934 г. Несмотря на большой успех, по желанию композитора она более не исполнялась (фрагменты вошли в его более позднее произведение, Сюиту на рождение принца Чарльза, 1948, по заказу Би-Би-Си), однако в 2009 г. песни из оперы были спеты жителями Бусбека и прозвучали на радио Би-Би-Си.
В конце 20 – начале 21 вв. баллады о Робин Гуде легли в основу ряда мюзиклов и многих музыкально-театральных произведений для детей. В числе мюзиклов: «Twang!!» (одно из значений слова в английском языке – обозначение звука отпущенной тетивы; музыка и либретто Л. Барта, Лондон, 1965), «Мюзикл: Робин Гуд» (телевизионный; Бельгия, 2001, режиссёр Г. Верхюлст), «Робин Гуд: Не сдавайтесь никогда» [«Robin des Bois (Ne renoncez jamais)», музыка – коллектив авторов, текст П. Гирао и Л. Флоранса, режиссёр-постановщик М. Лаприз, Париж, 2013]. В 2020 г. поставлен российский мюзикл «Робин Гуд» (музыка Е. М. Загота, либретто О. П. Никифоровой; Марийский государственный академический театр оперы и балета имени Эрика Сапаева, режиссёр-постановщик Н. И. Репьева) и др. Поставлены два балета под названием «Робин Гуд»: финского композитора И. Куусисто (1985) и американского хореографа П. Вастерлинга (1998); последний создан для Балетной труппы Нэшвилла на музыку из нескольких произведений Э. В. Корнгольда – автора музыки к фильму «Приключения Робин Гуда» 1938 г. (в балете не использовалась).
Из музыки к кино- и мультипликационным фильмам особой популярностью пользуется песня «(Everything I Do) I Do It for You», написанная для фильма «Робин Гуд: принц воров» (авторы М. Кэймен, Р. Ланг и Б. Адамс, исполнена Адамсом; премия «Грэмми» за лучшую песню, написанную для визуальных медиа, 1991; номинация на премию «Оскар» за лучшую песню к фильму, 1992).
Интересные факты
В 1953 г. на волне «красной паники» маккартизма член Комиссии по учебникам штата Индиана Томас Дж. Уайт призвала исключить из школьной программы штата Индиана произведения о Робин Гуде за пропаганду коммунизма. В знак протеста 1 марта 1954 г. группа из пяти студентов Университета Индианы распространила по кампусу выкрашенные в зелёный цвет куриные перья, положив начало движению «Зелёное перо». В 1950-х гг. подобные студенческие группы появились во многих городах США.
В экономике под эффектом Робин Гуда понимается перераспределение богатства от более обеспеченных экономических агентов в пользу менее обеспеченных в целях снижения уровня неравенства богатства и доходов в обществе.