Памфлет
Памфле́т (англ. pamphlet, от лат. Pamphilius – имя героя популярной комедии 12 в.), публицистический жанр; небольшое по объёму обличительное сочинение на актуальную социально-политическую тему. Его отличительные особенности: афористичность, резкая полемичность и тенденциозность, сочетание патетики с иронией, доходящей до сарказма (что сближает памфлет с сатирой). Сочинения подобного рода известны ещё в Античности (например, «Любитель лжи» Лукиана); как жанр памфлет сложился в эпоху Возрождения. Термин «памфлет» был впервые употреблён в 1344 г. в сочинении «Philobiblon» английского церковного деятеля Р. де Бери. Среди наиболее известных памфлетов: «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского (1509), «Ареопагитика» Дж. Мильтона (1644), «Письма к провинциалу» Б. Паскаля (1656–1657), «Чистокровный англичанин» Д. Дефо (1701), «Сказка бочки» Дж. Свифта (1704), «Русский в Париже» Вольтера (1760), «Жак-фаталист» Д. Дидро (1773), «Что такое третье сословие?» Э.-Ж. Сийеса (1789), «Памфлет памфлетов» П.-Л. Курье (1824), «Наполеон Малый» В. Гюго (1852), «Я обвиняю» Э. Золя (1898), «Ненависть» Г. Манна (1933). В России образцами памфлета стали «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева (1836), «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского (1847), «Не могу молчать» Л. Н. Толстого (1908). Памфлеты создавали М. Горький, М. Е. Кольцов, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов и др.
Черты памфлета могут быть присущи и остросатирическим произведениям других жанров, в которых художественная сторона подчинена идейно-политическим установкам автора: романы «Бесы» Ф. М. Достоевского (1871–1872), «Остров пингвинов» А. Франса (1908); пьеса «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта (1941), и др.
Памфлет, содержащий клеветнические сведения, – пасквиль.