Вергилий
Верги́лий, Публий Вергилий (Виргилий) Марон [Publius Vergilius (по́зднее написание – Virgilius, Maro] (15.10.70 до н. э., близ Мантуи – 21.9.19 до н. э., Брундизий, ныне Бриндизи), римский поэт.
Родился в семье мелкого землевладельца. Учился в Кремоне, Медиолануме (Милане). В 54 г. до н. э. переехал в Рим, обучался риторике в школе Эпидия, где готовились адвокаты. Политическая карьера его никогда не занимала, возможно, по причине чрезвычайной застенчивости или же сознательного выбора стиля жизни – на лоне природы в окружении друзей, в духе популярного тогда эпикуреизма. В 45 г. до н. э. поселился неподалёку от Неаполя. Увлекался медициной, философией (был слушателем в школе философа-эпикурейца Сирона), математикой, но окончательный выбор сделал в пользу поэзии, интерес к которой появился ещё во время пребывания в Риме, где он вошёл в круг поэтов-неотериков («новаторов»), практиковавших изысканную поэзию малых форм.
К юношеским опытам Вергилия, возможно, относятся поэмы «Комар» («Culex»), «Скопа» («Ciris»), поэтические зарисовки «Трактирщица» («Copa») и «Завтрак» («Moretum»), цикл мелких стихотворений в духе Катулла «Смесь» («Catalepton») и др., однако его авторство в отношении этих произведений оспаривается. Первое крупное сочинение Вергилия – «Буколики» («Bucolica», буквально – «Пастушеские песни», 42–38), собрание из 10 написанных гекзаметром эклог («избранных стихотворений»), часть которых – в диалогической форме, часть – в повествовательной. Следуя древнегреческому поэту Феокриту, Вергилий воспевал мирную жизнь идеализированных пастухов Аркадии; основные темы – любовь (чаще безответная), поэзия (описание пастушеских состязаний в пении), природа и сельский быт. Наибольшую известность получила 4-я эклога, посвящённая покровителю Вергилия, консулу Гаю Азинию Поллиону; в ней повествуется о грядущем «золотом веке», который придёт на смену «железному» после скорого появления на свет божественного мальчика. Если современники Вергилия в младенце видели наследника Октаивана Августа или сына Гая Азиния Поллиона, то средневековые толкователи часто отождествляли его с Иисусом Христом, представляя автора пророком грядущего рождения Спасителя. «Буколики» прославили Вергилия, сделав его главной фигурой литературного кружка, объединившегося под покровительством Гая Цильния Мецената.
В дидактической поэме «Георгики» («Земледельческие стихи» – «Georgica», 36–29) Вергилий, ориентируясь на земледельческую поэму «Труды и дни» Гесиода и философскую поэму «О природе вещей» Лукреция, воспел мирный деревенский труд, традиционный уклад жизни и вместе с тем прославил Октавиана Августа. Четыре книги поэмы посвящены отдельным сельским ремёслам – земледелию (1-я книга), плодоводству и виноградарству (2-я книга), скотоводству (3-я книга), пчеловодству (4-я книга); однако описания сельского труда у Вергилия служат выражению философских идей – единения человека с природой, круговорота вещей как чередования смерти и возрождения. «Георгики» – вершинное по мастерству композиции и совершенству поэтического языка и стиля творение Вергилия: поэт заменил гигантские периоды с нагромождением придаточных предложений короткими ритмичными фразами, продолжив начатую неотериками реформу латинского стиха, благодаря чему он приобрёл исключительную музыкальность и красоту.
Последние 10 лет жизни работал над поэмой «Энеида» («Aeneis», в 12 книгах, закончена лишь вчерне, издана посмертно) о судьбе Рима, главным персонажем которой был Эней – троянский герой, легендарный предок римлян. Центральная идея поэмы, ставшей национальным эпосом римлян: римское господство над миром предопределено судьбой, равно как и величие потомков Энея, к которым причислял себя Август. Используя в качестве образца поэмы Гомера, Вергилий создал новый тип эпоса – полный драматизма и движения, чуждый пространных статичных описаний, а также всякого комизма. Из отдельных эпизодов поэмы наиболее известны: гибель Трои (книга 2), история трагической любви карфагенской царицы Дидоны к Энею (книга 4), рассказ о нисхождении Энея в царство мёртвых (книга 6).
Отправившись путешествовать по Малой Азии и Греции с целью увидеть те места, которые описаны у Гомера, Вергилий во время плавания серьёзно заболел и скончался; впоследствии его прах был погребён близ Неаполя.
Произведения Вергилия пользовались огромной популярностью в Античности (неоднократно комментировались, в том числе Сервием, 4 в. н. э.) и в Средние века (это подтверждается большим количеством списков, в которых дошли его труды; среди них выделяется «Codex Vergilius Vaticanus», 5 в.). Они оказали исключительное влияние на средневековую латинскую поэзию. Вергилий считался носителем священного знания: его произведения, подобно Библии, подвергались аллегорическим толкованиям; Данте в своей «Божественной комедии» избрал Вергилия проводником по аду и чистилищу; Вергилий изображён на фреске Благовещенского собора Московского Кремля.
Первое печатное издание трудов Вергилия появилось в 1469 г. в Риме, за ним последовали другие, спровоцировавшие новый виток к нему интереса, который вылился в традицию новоевропейских эпосов (П. де Ронсар, Т. Тассо и др.), пасторалей, а также комических бурлескных поэм, «перелицовывающих» «Энеиду» (П. Скаррон, И. П. Котляревский, Н. П. Осипов и др.).
В России первые переводы Вергилия появились во 2-й половине 18 в.; среди переводчиков – А. А. Фет, В. Я. Брюсов.