«Брекзит»
«Бре́кзит» («Brexit»; от англ. Britain – Британия и exit – выход), добровольный выход Великобритании из Европейского союза (ЕС) вместе с прекращением членства во всех структурах этой организации.
Великобритания и европейская интеграция
Теоретические основы европейской интеграции были сформулированы ещё в 1920-х гг. После окончания Второй мировой войны 1939–1945 гг. ряд влиятельных западноевропейских политиков (У. Черчилль, Р. Шуман, К. Аденауэр и А. де Гаспери) вернулись к концепции объединения Европы, определив практические шаги для достижения этой цели. Вслед за созданием десятью государствами Совета Европы в 1949 г. Европейского объединения угля и стали были образованы Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии. Решающим событием стало подписание Бельгией, ФРГ, Италией, Люксембургом, Нидерландами и Францией Римского договора 1957 г., открывшего дальнейшие перспективы европейской интеграции.
Великобритания не участвовала в послевоенном объединительном процессе. Отказ от подписания Римского договора объяснялся островным географическим положением государства, длительной традицией политически дистанцироваться от континентальной Европы, а также стремлением сохранить независимость в решении вопросов внутренней и внешней политики, прежде всего в отношении стран Содружества и США. Тем не менее в русле интеграционной динамики 2-й половины 1950-х гг. Лондоном было инициировано формирование в 1960 г. альтернативной ЕЭС организации – Европейской ассоциации свободной торговли. В организацию вошли страны, имевшие наиболее развитые экономические отношения с Великобританией.
Экономические успехи ЕЭС заставили Великобританию пересмотреть свою позицию. В 1961 г. Великобритания подала заявку на вступление в ЕЭС, которая в 1963 г. была заблокирована Францией (также вето было наложено на заявку в 1967). После ухода с поста президента Франции Ш. де Голля Великобритания снова подала заявку и в 1973 г. стала членом Европейских сообществ (с 1993 ЕС, после вступления в силу Маастрихтского договора). Процесс евроинтеграции был воспринят в Великобритании неоднозначно, настроения евроскептицизма сохранялись в общественном мнении на протяжении всей последней четверти 20 в., усиливаясь в кризисные моменты. Британское правительство противодействовало углублению европейской интеграции в конце 1980-х – начале 1990-х гг., на рубеже 20–21 вв. отказалось от введения единой валюты, в 2005 г. отложило голосование по Конституции ЕС. Инициированная в 2011 г. британскими парламентариями кампания по проведению референдума о выходе из ЕС получила поддержку более 100 тыс. британцев (в октябре 2011 парламент большинством голосов отверг эту идею). Предложенные правительствами Германии и Франции в 2012 г. шаги по созданию единого экономического пространства также столкнулись с решительным вето Лондона. На фоне недовольства принципами членства страны в ЕС значительно усилились позиции членов Партии независимости Соединённого Королевства (основана в 1993). На протяжении трёх последних десятилетий партия последовательно увеличивала своё влияние на избирателей, получив 26,77% голосов на выборах в Европарламент 2014 г.
Выход из ЕС
Развернув беспрецедентную пропагандистскую кампанию за выход из ЕС, его сторонники указывали на негативные аспекты утраты парламентского суверенитета; необходимость финансировать европейские наднациональные управленческие структуры на отчисления британских налогоплательщиков; неспособность руководства ЕС урегулировать кризис вокруг потоков афро-азиатских беженцев, стремившихся получить постоянное место жительства в Соединённом Королевстве. Результатом давления евроскептиков стало внесение 28 мая 2015 г. правительством консерваторов под руководством премьер-министра Д. Кэмерона в парламент законопроекта о проведении референдума. Несмотря на сопротивление большинства консерваторов (с сентября по декабрь 2015), законопроект был принят парламентариями, 1 февраля 2016 г. он вступил в силу. Решение специального саммита ЕС (февраль 2016), позволившее Лондону получить дополнительные преференции пребывания в этой организации, не смогло изменить ситуацию. 23 июня 2016 г. 51,89% проголосовавших поддержали выход Великобритании из ЕС (при общей явке имеющих право участвовать в референдуме 72,21%). При этом большинство жителей Шотландии и Северной Ирландии высказались против (Results and turnout at the EU referendum // The Electoral Commission).
Реакция руководства ЕС и мировых финансовых рынков на результаты голосований отразила состояние шока, в котором пребывали политики и общественность большинства европейских стран. Во многом неожиданный итог референдума вызвал долгосрочный политический кризис в Великобритании, сопровождавшийся отставкой Кэмерона и приходом к власти 13 июля 2016 г. Т. Мэй, а также перестановками в составе правительства. Новый глава кабинета министров создала два новых министерских поста – по выходу из ЕС и по международной торговле, назначив главой Министерства иностранных дел и международного развития бывшего столичного мэра Б. Джонсона. 3 ноября 2016 г. Высокий суд Лондона постановил, что для удаления страны из ЕС необходимо специальное решение парламента. В феврале 2017 г. консервативное большинство одобрило политику правительства, а 16 марта соответствующий закон был подписан королевой Елизаветой II, положив начало обсуждению процедуры «брекзита». Политическая нестабильность привела к снижению курса британского фунта стерлингов по отношению к американскому доллару почти на 20 % – с 1,48 (2016) до 1,21 (2019) [Pound volatile in further Brexit turmoil // BBC News. URL: https://www.bbc.com/news/business-49562307 (дата обращения: 20.09.2021)].
Основные дискуссии внутри Консервативной партии и парламента развернулись по вопросу о «мягком» и «жёстком» вариантах выхода страны из ЕС. 6 июля 2018 г. Т. Мэй представила т. н. план Чекерс, в котором были намечены основные направления сотрудничества между Великобританией и ЕС в период после «брекзита». 25 ноября того же года после длительных консультаций лидеры остальных 27 стран-членов утвердили проект соглашения с правительством Великобритании и политическую декларацию о будущих отношениях. Вступление в силу договора о «брекзите» было намечено на 29 марта 2019 г., однако парламент трижды отвергал документ. 24 июля из-за невозможности согласовать окончательные условия «брекзита» Мэй подала в отставку.
Сменившему Т. Мэй на посту премьер-министра Б. Джонсону потребовалось фактически заново формулировать схему поэтапных шагов к «брекзиту», который, по его мнению, должен был состояться при любых обстоятельствах. Основными проблемами, с которыми столкнулись стороны на переговорах, стали вопросы размера финансовой компенсации Лондона структурам ЕС за прекращение участия Великобритании в различных программах сотрудничества, права европейцев, проживающих на территории Соединённого Королевства, порядок регулирования рыболовства в его прибрежных водах, правила таможенного режима Северной Ирландии и пребывания граждан ЕС в Гибралтаре. 9 сентября парламент установил дату 31 января 2020 г. в качестве крайнего срока осуществления на практике итогов референдума 2016 г. Стремясь добиться скорейшего выхода Британии из ЕС, Джонсон пошёл на проведение внеочередных парламентских выборов, состоявшихся 12 декабря 2019 г. Они принесли устойчивое большинство голосов консерваторам (365 из 650 мест), что позволило получить одобрение законопроекта о «брекзите» в обеих палатах парламента. 23 января 2020 г. после подписания Елизаветой II законопроект вступил в силу, и в ночь с 31 января на 1 февраля Соединённое Королевство покинуло ЕС.
Соглашение о торговле и сотрудничестве с ЕС
Практическое осуществление «брекзита» не означало прекращения переговоров о сотрудничестве и торговле между Великобританией и ЕС. Они продолжались с перерывами в течение всего 2020 г., завершившись подписанием 30 декабря Соглашения о торговле и сотрудничестве между ЕС и Великобританией (The EU-UK Trade and Cooperation Agreement // European Commission), которое охватывает вопросы безопасности, торговли, рыболовства, туризма, транспорта и взаимодействия институтов обеих сторон, включая участие в совместных проектах (за исключением секторов финансов и услуг).
По условиям соглашения между ЕС и Великобританией, официально вступившего в силу 1 мая 2021 г., сохраняется беспошлинная торговля, при этом вводится пограничный контроль товаров и обложение их дополнительными налогами. Соглашение предусматривает взаимное нахождение граждан на территории Соединённого Королевства или ЕС в течение не более 90 дней с туристическими и иными целями; для учёбы, работы и ведения бизнеса необходимо получение визы соответствующей категории. Между странами прекращается автоматическое признание документов о профессиональной квалификации.
В сфере рыболовства предусмотрено постепенное снижение квоты на количество выловленной рыбы в территориальных водах Великобритании и государств – членов ЕС. В то же время стороны продолжат сотрудничество в сферах безопасности, борьбы с терроризмом, по вопросам науки и техники, проблемам изменения климата. Возможные конфликтные ситуации будут регулировать совместные группы независимых экспертов и арбитражных судей.
На территории Северной Ирландии, которая остаётся в юрисдикции Соединённого Королевства, частично сохранится действие ограниченного набора экономических правил общего рынка ЕС. Принято компромиссное решение в отношении режима трудовой миграции граждан ЕС на территорию Гибралтара (на Гибралтар будет распространяться действие Шенгенского соглашения).
Выход Соединённого Королевства из состава ЕС способен привести к изменению региональной конфигурации международных отношений и к внесению корректив во внешнюю политику как Великобритании, так и европейских государств. Сложившиеся условия требуют от Лондона осуществления ревизии приоритетов наряду с определением стратегии развития связей с отдельными регионами и странами, включая Российскую Федерацию.