Монтень Мишель
Монте́нь Мише́ль, Мишель Экем де Монтень (Michel Eyquem de Montaigne) (28.2.1533, замок Монтень, Перигор – 13.9.1592, там же), французский писатель, философ-гуманист, государственный и общественный деятель.
Из аноблированной семьи зажиточных буржуа из Бордо (торговали рыбой, вином, краской из вайды). Получил домашнее гуманистическое воспитание; окончил Гюйенский коллеж в Бордо, изучал право (возможно, в Тулузском или Парижском университете) в 1546–1553 гг.
С 1554 г. советник Палаты сборов в Перигё, в 1557–1570 гг. советник парламента Бордо. Королевский камергер при дворе Карла IX (1573) и Генриха Наваррского (будущего Генриха IV). С 1571 г. рыцарь французского аристократического ордена Святого Михаила. В 1581–1586 гг. мэр Бордо.
С 1559 г. поддерживал близкие отношения с философом Э. де Ла Боэси, после кончины которого издал ряд его сочинений. В 1569 г. опубликовал свой вольный перевод трактата «Естественное богословие» («Theologia naturalis», 1436) каталонского философа Раймунда Сабундского.
В июне 1580 – ноябре 1581 г. совершил путешествие по Италии (побывал также в Швейцарии, Германии, Австрии). На основе дорожных впечатлений создал (частично на итальянском языке) «Путевой дневник» («Journal de voyage», издан посмертно в 1774, рус. пер. 2020), не предназначенный для печати.
Во время Религиозных войн во Франции выполнял важные дипломатические миссии (в том числе во время переговоров Генриха Наваррского с герцогом Г. де Гизом и королём Генрихом III). 10 июля 1588 г. арестован лигистами, провёл один день в Бастилии; отпущен благодаря вмешательству Екатерины Медичи.
В 1590 г. отклонил предложение Генриха IV (с которым ранее вёл переписку) стать его советником. С 1590 г. до кончины жил в родовом замке; умер во время мессы. 11 марта 1886 г. останки Монтеня перезахоронены в здании Университета Бордо.
Слава Монтеня связана с его книгой «Опыты» («Essais», работа над текстом началась около 1571; 1-е издание в 2 томах вышло в 1580, 2-е издание – в 1582, 4-е издание в 3 томах – в 1588). Дефинитивного текста не существует; имеются две традиции публикации «Опытов» – т. н. бордоский экземпляр (издание 1588 с многочисленными рукописными дополнениями и коррективами автора; впервые опубликовано в 1912, положено в основу русского перевода, книги 1–3, 1954–1960) и посмертное издание, подготовленное М. де Гурне (1595).
Название «Опыты» основано на распространённом в 16 в. выражении «coup d’essai» (по отношению к 1-й публикации автора) и вбирает в себя разнообразные оттенки смысла («проба», «попытка», «дегустация» [пищи для ума] и пр.).
В жанровом отношении «Опыты» носят новаторский характер (жанр эссе, названный так именно в связи с этой книгой Монтеня, не исчерпывает её специфики) и лишь в некоторой степени соприкасаются, с одной стороны, с исповедальными сочинениями Аврелия Августина, П. Абеляра, Ж.-Ж. Руссо, с другой – с компилятивными сборниками сентенций античных (Авл Геллий, Диоген Лаэртий, Иоанн Стобей) и ренессансных (Эразм Роттердамский, Антонио де Гевара) авторов.
Книга Монтеня создана на основе составлявшихся им с 1564 г. многочисленных маргиналий к сочинениям Плутарха, Сенеки, Лукреция и других мыслителей и представляет собой чрезвычайно прихотливый по течению авторской мысли, перемежающий выборочные автобиографические сведения с учёными выкладками текст (его внутренняя противоречивость и дезорганизованность, лишь отчасти связанные с отходом от первоначально задуманной структуры, позволяют связывать «Опыты» с маньеризмом).
Философия Монтеня эволюционирует от стоицизма в сторону скептицизма, проявляющегося в стремлении подвергать сомнению любые догмы, а также эпикурейского приятия земных радостей, идеала «естественного человека», живущего в согласии с природой.
Весьма неоднозначна позиция Монтеня (в быту – благочестивого католика) по отношению к религии; он обвиняет современных ему христиан в религиозном нечестии, противопоставляет религию и Церковь (последняя в 1676 внесла «Опыты» в «Индекс запрещённых книг»).
Обращаясь к рассмотрению экзистенциальных проблем (жизнь и смерть, воспитание, дружба, старость), Монтень делает внутренним сюжетом «Опытов» анализ своего собственного «я» (особенно в 3-м томе). Наследуя традиции ренессансного гуманизма, он в то же время ведёт критику антропоцентризма, которая достигает наивысшей точки в наиболее пространной и философской главе «Опытов» – написанной, видимо, по заказу Маргариты Валуа «Апологии Раймунда Сабундского» («Apologie de Raimond Sebond», сочинена между 1575–1580). В ней, начав с защиты попытки доказать положения христианской религии «с помощью … доводов человеческого разума», Монтень постепенно переходит к изобличению ограниченности разума и притязаний человека – «ничтожного и жалкого создания, которое не в силах даже управлять собой» (Монтень М. де. Опыты. Т. 1-2. Москва, 1979.С. 381, 390), – на владычество Вселенной.
Стиль «Опытов» отмечен простотой, живостью и ясностью слога, сочетанием лиризма и иронии.
Монтень оказал большое влияние на драматургию У. Шекспира и философию Ф. Бэкона, который в подражание ему выпустил книгу «Опыты» (1597); предвосхитил некоторые идеи критиковавшего его Р. Декарта, Ш. Л. Монтескьё и старательно не упоминавшего его имя Ж.-Ж. Руссо; заслужил высокую оценку Б. Паскаля, Ж. де Лабрюйера, Ж. де Лафонтена, П. Бейля, Вольтера.
В России творчеством Монтеня интересовались А. С. Пушкин, А. И. Герцен, Л. Н. Толстой, М. Горький.
Первый (частичный) русский перевод «Опытов» выполнен С. С. Волчковым в 1762 г.